Творил ли Бог Тьму ?

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Caleb
    Ветеран
    • 08 January 2024
    • 10806

    #1

    Творил ли Бог Тьму ?

    Строго говоря, это в тексте не сказано, что Бог творил тьму.
    Не сказано, что творил из Ничего.

    1 В начале сотворил Бог небо и землю.
    2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
    3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
    Бытие 1 глава
    Но во 2Макк 7:28
    Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий.
    Тогда выходит Небытие может рождать Бытие

    Нет вечного бытия ибо

    Первичность Небытия
    Небытие существует, потому что небытие не существует

    Фундаментальная субстанция бытия
    существуют свойства акциденции, то должен быть и их носитель субстанция свойств.​

    Новое
    Новое это то, чего не было в причинах и условиях, это новое породивших

    Отличие
    Все сущее, всякое конкретное есть не столько то, что оно есть, сколько то, что оно не есть. А потому А, что оно не В, не С, не Д и т. д.

    Время
    существование настоящего предполагает существование прошлого и будущего,чего уже или еще нет.

    Пространство
    существование чего-либо в том или ином месте предполагает несуществование его в другом месте

    Движение
    движущееся тело есть там, где его нет, и его нет там, где оно есть.

    Случайность
    Случайно то, что может быть, а может и не быть

    Творение
    Небытие небытия есть бытие

    Роль Небытия
    Роль Небытия, Хаоса, Греха, проявилась после грехопадения

    17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей;
    18 терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
    19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
    Бытие 3 глава
  • Вовчик
    Ветеран

    • 09 July 2005
    • 34393

    #2
    Любую тему я рассматриваю с точки зрения спасения через Христа.

    Есть очень интересные…увлекательные темы, которые увлекают и отвлекают.

    Общепринятая версия толкования Библии ведет от Бога к Христу - то есть Христу приписывают черты Бога ВЗ.

    Правильно идти в обратном порядке - от Христа к представлению о Боге.

    Творил ли Христос тьму за «отчетный период» то есть в те 3.0 - 3.5 года пребывания на Земле?

    Если автор темы не будет возражать - можно дополнительно рассмотреть вопрос реального «всемогущества» Бога.
    Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений. / Рене Декарт /...

    Комментарий

    • Richman10
      Временно отключен
      • 05 June 2025
      • 1719

      #3
      Творил ли Бог Тьму ?
      Да. А кому еще творит кроме Бога?



      Комментарий

      • Caleb
        Ветеран
        • 08 January 2024
        • 10806

        #4
        Сообщение от Вовчик
        Если автор темы не будет возражать - можно дополнительно рассмотреть вопрос реального «всемогущества» Бога.
        Вопрос могущества Бога это тема затрагивает, и не только косвенно.
        потому что Небытие, Тьма, Хаос,Грех противостоят именно Могуществу Бога.
        Собственно на иврите Бог Всемогущий это Эль Шаддай, а это бог могучий.
        Вы в другой теме упомянули что Бог творил мир за семь дней, а не один.
        так же,
        3Цар 19:12
        после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра
        Так же, нужно учесть роль Свободы Воли
        Свобода воли как абсолютная ценность


        Иоанн Златоуст делал экстремальный акцент на человеческой свободе и ответственности. Он часто говорил, что Бог уважает свободный выбор человека до такой степени, что позволяет ему избрать грех и погибель, если тот так решит.

        В своих «Беседах на Евангелие от Матфея» он говорит:

        «Бог не принуждает никого. Если Он хочет, а мы не хотим, то спасение наше невозможно, не потому, чтобы невозможностью было спасение, но потому, что ты не хочешь. Он не насилует произволения и не привлекает к Себе против воли».

        Суть позиции Златоуста: Бог всем хочет спастись, но если человек сознательно и упорно выбирает зло, отвергая все призывы Бога,
        то Бог, уважая этот дар свободы, данный Им же самим, не станет спасать его насильно. Ад — это не место, куда Бог "бросает" человека, а состояние, которое человек избирает сам своим противлением Богу.
        т.о. Два фактора силы Хаоса и Свобода Воли
        приводят к концепции слабой теологии
        Концепция «слабой теологии» (weak theology) — это одно из самых интересных и влиятельных направлений в современной философской и теологической мысли.

        Если говорить просто, слабая теология — это не теология о «слабом Боге», а скорее слабая (не догматичная, не абсолютная) позиция самого человека в его попытках говорить о Боге и о фундаментальных основах бытия. Она отказывается от сильных, властных утверждений о Боге, которые характерны для традиционной теологии.

        Ключевые идеи и принципы слабой теологии

        1. Отказ от «силы» и суверенности Бога

        Традиционная теология часто описывает Бога как всемогущее (всесильное), всезнающее и суверенное существо, которое полностью контролирует мир. Слабая теология подвергает это сомнению.

        · Вместо всемогущества (power) она говорит о бессилии (weakness) или, точнее, о самоограничении силы Бога. Бог действует не через принуждение и власть, а через призыв, притяжение, любовь, которые по своей природе «слабы» (не насильственны).
        · Эта идея восходит к апокалиптике и идее kenosis (кенозис — «истощение», «уничижение») из Послания к Филиппийцам (2:6-7), где Христос добровольно отказывается от божественной силы, чтобы стать человеком.

        2. Бог как событие, а не как сущее

        Слабая теология следует за философами вроде Мартина Хайдеггера и Жака Деррида.

        · Традиционная теология: Бог — это высшее Сущее (Сущность), самое совершенное существо, причина всего.
        · Слабая теология: Бог — это не объект, а событие (event). Бог случается в акте любви, справедливости, в моменте встречи с Другим. Мы не можем «обладать» знанием о Боге, мы можем лишь свидетельствовать о его следах, о его эффектах в мире.

        3. Акцент на радикальной неизвестности Бога (Apophatic Theology)

        Слабая теология возрождает и радикализирует апофатическую (отрицательную) теологию, которая говорит о Боге через отрицание («Бог не есть ничто из того, что мы можем помыслить»).

        · Она доводит это до предела: Бог настолько иной, что мы не можем сказать о Нем ничего, даже что Он «существует» в привычном нам смысле. Бог — это абсолютная Тайна, которая постоянно ускользает от наших концепций.

        4. Справедливость превыше Закона

        Это одна из центральных идей Джона Капуто. Он проводит различие между Царством Божьим (как событие невозможной, грядущей, радикальной справедливости и любви) и миром (как существующие социальные, религиозные и политические институты и законы).

        · Закон — это сильная, устоявшаяся, но часто несправедливая структура.
        · Справедливость — это слабое, но настойчивое требование, которое всегда приходит извне и destabilizes закон, призывая его быть лучше. Справедливость всегда «грядет» (to come), она никогда не воплощается полностью.

        5. Религия без религии

        Слабая теология — это часто теология после «смерти Бога». Она ищет следы божественного (события) вне confines традиционных религиозных институтов и догм. Ее можно найти в искусстве, поэзии, в этических поступках, в актах гостеприимства и любви. Это глубоко демифологизированная вера.

        Главные представители

        · Джон Д. Капуто (John D. Caputo) — пожалуй, самый известный и читаемый представитель. Его книги «Слабая теология» и «Молиться и рыдать» стали программными.
        · Джанни Ваттимо (Gianni Vattimo) — итальянский философ, развивает идею «ослабления» (il pensiero debole) и христианства как религии, которая ослабляет насильственные структуры мира.
        · Их идеи восходят к Жаку Деррида (деконструкция) и его размышлениям о даре, гостеприимстве и справедливости.

        Краткое резюме: в чем суть?

        Слабая теология предлагает:

        1. Сдвиг от власти к любви: Бог проявляется не в силе и чудесах, а в уязвимости, любви и солидарности со страдающими.
        2. Сдвиг от догмы к вопросу: Важнее не давать окончательные ответы, а сохранять вопрос о Боге открытым.
        3. Сдвиг от прошлого к будущему: Бог — это не первопричина в прошлом, а призыв к радикально иному будущему (Царство Божье), которое побуждает нас действовать здесь и сейчас.
        4. Сдвиг от религии к вере: Религия — это набор сильных догм и ритуалов. Вера (как ее понимает слабая теология) — это «безумие», страсть, рискованная надежда на невозможное (на справедливость, мир, любовь).

        Простая аналогия: Представьте, что традиционная теология — это громкий, властный приказ. Слабая теология — это тихий, но настойчивый шёпот-призыв, который можно услышать только в тишине и который требует от вас ответственного действия, а не слепого подчинения.

        Таким образом, слабая теология — это не отрицание Бога, а попытка говорить о Нем более чутко, ответственно и этично в нашем сложном postmodern мире.
        роль сил Хаоса признают многие религии
        в египетской богу Амон и порядку Маат противостоит змей Апоп что поддерживает хаос Исфет.
        в вавилонской бог Мардук сотворил мир из хаотичной силы Тиамат поддерживает порядок Ме, сдерживая Хаос.
        в персидской богу Ормузд и порядку Аша противостоит злой Ариман и ложь Друдж.
        в греко-римской верховный бог Юпитер/-Зевс установил власть победив силы Хаоса ( титанов), сдерживает хаос.
        В германской силы хаоса бог Локи и змей, гиганты дадут финальный бой см Рагнарек, боги Один и др гибнут, но возникает более справедливый и добрый мир.
        в китайской силы хаоса понимаются как собственно силы гармонии Инь Ян в бессильном собственно хаосе Хуньдунь.
        в ВЗ океан на иврите Техом схож с Тиамат
        есть бунт гигантов ( на иврите нафалим)

        В христианской о силе Греха
        сущность греха наших праотцев, по мнению богословов американско-епископальной церкви, может быть определена как отдаленность человека от Бога (alienation from God), результатом чего является подчинение его диаволу (enslavement to satan).
        Первое, т. е. отдаленность человека от Бога, может быть определено
        во-1-х как гнев Божий (the wrath of God), выражающийся в недовольстве (displeasure) Бога присущею человеку невозможностью осуществлять условия морального развития,
        во-2-х как виновность человека пред Богом (lability to punishment, reatus poenae), которая включает в себе: а) poena damni, т. е. потерю человеком лицезрения Бога, и б) poena sensus, т. е. страдания его, являющиеся результатом этой потери человеком лицезрения Бога и вообще его близости к Богу.
        Второе, т. е. подчинение человека диаволу проявлялось и проявляется в том, что все наклонности его служили и служат интересам сатаны и препятствуют ему сопротивляться злу, результатом чего в свою очередь является то, что дары Св. Духа исчезли (withdrawn) у человека. Сущность греха первородного, по мнению представителей американско-епископальной церкви, далее отражается и на отношениях человека к окружающему его миру, проявляясь в рассматриваемом отношении с одной стороны в самолюбии, с другой в потере власти над низшими созданиями.
        Первое, т. е. самолюбие человека проявляется в эгоистическом предпочтении им собственной воли не только воле Божественной, но и воле всех его собратьев.
        Отсюда возникновение разного рода страстей, напр. злобы (malice), неправды (private injury), социальных беспорядков, общественных войн и проч.
        Даже так называемая человеческая доброта, по мнению Хэлля, имеет источник для себя в эгоизме человека, потому что в основе ее лежит стремление последнего доброделанием по отношению к другим людям обезопасить со стороны их собственное благополучие. Лишь благодать любви, подаваемая во Христе, способна устранять все эти ненормальности во взаимной жизни людей.
        Второе, т. е. потеря людьми власти над низшими созданиями, проявляется с одной стороны в том, что последние находятся не только вне послушания человеку, но и даже враждуют против него, с другой стороны в том, что и самые твари совоздыхают об искуплении (Римл. 8:20–22)134
        . И наконец грех прародительский, по взгляду богословов американско-епископальной церкви, имел печальные последствия и для самой духовной природы человека.
        Он в данном отношении сопровождался потерею первобытной праведности и, как следствием этого, духовными ранами (spiritual wounds), вследствие коих уничтожена духовная целостность (integritas) человеческой природы.
        Результатом этого в свою очередь является укоренение духовной слепоты (blindness) в человеческом разуме, в силу чего последний не может постигать духовные реальности в их истинной сущности, за сим появление похоти, в силу чего высшие духовные стремления человека подчиняются низшим и наконец появление слабости (weakness) воли в человеке, в силу чего последний не в состоянии в должной мере контролировать свое поведение и избегать зла.
        Так как в свою очередь между духовной природой человека и его телесной природой существует тесное взаимоотношение, то грех наших прародителей, произведя гибельные последствия для первой, в тоже время, по мнению представителей американско-епископальной церкви, гибельные последствия имел и для телесной стороны человеческого организма. И в этой стороне последнего произошли аномалии, проявляющиеся в слабости телесных органов, болезнях и смерти135
        Последний раз редактировалось Caleb; 19 September 2025, 12:22 AM.

        Комментарий

        • Caleb
          Ветеран
          • 08 January 2024
          • 10806

          #5
          Сообщение от Вовчик
          Любую тему я рассматриваю с точки зрения спасения через Христа.

          Общепринятая версия толкования Библии ведет от Бога к Христу - то есть Христу приписывают черты Бога ВЗ.

          Правильно идти в обратном порядке - от Христа к представлению о Боге.

          а.
          ВЗ входит в христианскую Библию.
          но НЗ имеет приоритет, поэтому ВЗ читают через НЗ.
          ВЗ говорит уничтожить врагов божьих ( книга Навина), а НЗ ( ев Матф Нагорная проповедь) о любви к врагам.
          однако, при всей суровости ВЗ, Бог в нем, и муж и отец, в некоторых местах и мать иудеям.
          при всей суровости риторики пророков , основные дейстсвующие силы это языческие царства
          5 Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою, как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена.
          6 Но не все ли они будут произносить о нём притчу и насмешливую песнь: «горе тому, кто без меры обогащает себя не своим, — надолго ли? — и обременяет себя залогами!»
          7 Не восстанут ли внезапно те, которые будут терзать тебя, и не поднимутся ли против тебя грабители, и ты достанешься им на расхищение?
          8 Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы за пролитие крови человеческой, за разорение страны, города и всех живущих в нём.
          9 Горе тому, кто жаждет неправедных приобретений для дома своего, чтобы устроить гнездо своё на высоте и тем обезопасить себя от руки несчастья!
          10 Бесславие измыслил ты для твоего дома, истребляя многие народы, и согрешил против души твоей.
          11 Камни из стен возопиют, и перекладины из дерева будут отвечать им:
          12 «горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою!»
          13 Вот, не от Господа ли Саваофа это, что народы трудятся для огня и племена мучат себя напрасно?
          14 Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море.
          Аввакум 2 глава
          тут суров собственно не сам Бог, а мир.

          17 Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, —
          18 но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего.
          19 Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведёт меня! (Начальнику хора.)
          Аввакум 3 глава ​
          Это больше похоже на
          🔹 «Бог как след» (у Деррида)

          След (trace) — это знак того, что что-то было, но уже отсутствует.

          Пример: отпечаток ноги в песке — свидетельство того, кто прошёл, но его самого нет.

          Так же и с Богом:

          Он не присутствует как сущность,

          но Его отсутствие само оставляет следы — в языке, в совести, в культурной памяти.


          Это означает: мы не можем «доказать» Бога, но сталкиваемся с Его следами — как с чем-то, что вызывает вопрос, зовёт, оставляет пустоту, которую нельзя игнорировать.

          🔹 «Бог как событие» (у Капуто, под влиянием Деррида)

          Событие — это не предмет и не сущность, а то, что случается с нами.

          Бог как событие — это не «Существо на небесах», а момент откровения, встречи, прорыва смысла.

          Примеры:

          момент, когда человек чувствует призыв к милосердию перед страдающим;

          вспышка вдохновения или внезапное осознание справедливости;

          встреча с Другим, которая меняет жизнь.


          Капуто говорил: «Бог не существует, Бог происходит» (He doesn’t exist, He insists).

          Бог не «есть» как объект, а настаивает, «стучит в дверь», как возможность.
          По ВЗ Бог скорее сурово отворачивает лицо от грешников
          суть концепции наказания у р. Давида Альтшуллера и многих других еврейских мудрецов.

          Он говорил об этом, используя несколько ключевых терминов и концепций, которые объясняют, как именно происходит это "лишение защиты". Это не просто гнев Божий, а сложный, структурированный процесс, имеющий четкую цель.

          Вот как это объясняется в его комментариях:

          1. "hастер Паним" (הסתר פנים) — "Сокрытие Лика"

          Это центральная концепция, которую Альтшуллер подробно разбирает, особенно в комментариях к главам Торы, предрекающим бедствия (как, например, Тохеха — Увещевания в книге Ваикра и Ки Таво).

          · Что это означает? Это не значит, что Бог полностью "оставляет" или "отрекается" от Израиля. Это означает, что Он временно перестает активно вмешиваться в ход истории для их прямой защиты.
          · Аналогия: Представьте себе ребенка, учащегося ездить на велосипеде. Отец сначала крепко держит руль, бежит рядом, полностью контролируя ситуацию. Потом он на секунду отпускает руку. Ребенок падает и получает синяк. Отец не ушел и не перестал любить ребенка. Он сокрыл свою прямую поддержку, чтобы ребенок научился平衡сировать сам, понял последствия своих неверных движений и, в конечном итоге, стал самостоятельным.
          · В применении к Израилю: Когда Израиль нарушает завет, Бог "отпускает руль". Народ оказывается exposed, подвластным естественным законам истории, жестокости других народов, последствиям своих политических ошибок. Это и есть "лишение защиты". Враги получают возможность напасть, засуха — погубить урожай, и т.д.

          2. "Ве-хильахти эт-хем ба-гоим" (И рассею вас среди народов)

          Альтшуллер подчеркивает, что изгнание (галут) — это не просто географическое перемещение. Это квинтэссенция состояния "hастер Паним".

          · Лишение уникального статуса: В Земле Израиля, под сенью Храма, связь с Божественным Провидением была прямой и очевидной для всех. Уход в изгнание — это погружение в "естественный" ход вещей. Божественное присутствие (Шхина) тоже, по словам мудрецов, "отправилось в изгнание", но оно скрыто.
          · Проверка веры: Вера в изгнании, когда нет явных чудес и открытого проявления Божественной силы, — это вера высшего порядка. Задача народа — продолжать видеть Бога даже в состоянии Его кажущегося отсутствия.

          3. Последствие, а не произвол

          Крайне важно, что Альтшуллер (вслед за Торой) представляет это не как произвольный гнев Бога, а как прямое и закономерное следствие выбора самого народа.

          · Принцип "Мида ке-негед мида" (Мера за меру): Народ "отвернулся" первым, нарушив завет. Бог в ответ "отворачивается" (сокрывает Лик), давая им почувствовать, каков мир без Его прямого руководства.
          · Цитата из Торы (Дварим 31:17-18), которую он комментирует: "И возгорится гнев Мой на него в тот день, и Я оставлю их и сокрою лицо Мое от них, и будет он истребляем, и постигнут его многие беды и невзгоды... А Я совершенно сокрою лицо Мое в тот день..." Альтшуллер объясняет, что это кульминация предупреждения, а не окончательный приговор. Это описание состояния, в которое народ приведет себя сам.

          4. Цель: Пробуждение к Тшуве (Раскаянию)

          Конечная цель "сокрытия Лика" — не уничтожение, а пробуждение.

          · Осознание зависимости: Попадая в беду, лишившись защиты, народ должен осознать, насколько он зависел от этой невидимой защиты все это время.
          · Возвращение: Страдания и беды должны стать катализатором для возвращения (тшува) к Богу. Крик от боли должен превратиться в молитву. Как сказано: "В беде твоей... возвратишься ты к Господу, Богу твоему" (Дварим 4:30).

          Итог:

          По Альтшуллеру, Бог "лишает Израиль защиты" не как карающий тиран, а как любящий, но строгий Родитель, применяющий метод "жесткой любви". Это действие называется "hастер Паним" — временное сокрытие Божественного Присутствия, чтобы народ:

          1. Ощутил на себе последствия своего выбора.
          2. Осознал свою полную зависимость от Бога.
          3. В конечном счете, добровольно захотел вернуться к Нему, что и станет началом Избавления.

          Таким образом, "лишение защиты" — это болезненный, но необходимый педагогический процесс, цель которого — не уничтожение, а исправление и окончательное спасение.​

          Комментарий

          • Воздух
            Ветеран
            • 28 April 2022
            • 5307

            #6
            Сообщение от Caleb
            потому что Небытие, Тьма, Хаос,Грех противостоят именно Могуществу Бога.
            Собственно на иврите Бог Всемогущий это Эль Шаддай, а это бог могучий.
            Не треба так ускладнювати - "Небытие" та "Тьма" різні поняття. "Небытие" - те що ще не існує у тварному світі, те що ще ніяк не проявлено. "Тьма" - первинне творіння яке ще нічим не наповнено, а наповнюється воно Богом безпосередньо або творіннями Його. Тому світло заповнює частину темряви а не навпаки.
            5 Надійся на Господа всім своїм серцем, а на розум свій не покладайся!
            6 Пізнавай ти Його на всіх дорогах своїх, і Він випростує твої стежки. (Приповiстi 3:5,6)

            Комментарий

            • Владимир 1642
              Ветеран
              • 11 May 2022
              • 1226

              #7
              Вы ребята прикалываетесь или серьёзно? Бог сотворил бездну всего-всего. То есть мир. Наше знание о мире и о его сути (наука и философия) - это тьма. Нужен свет (Библия , слово Бога). В Библии Бог рассказывает как всё это и почему. Шесть дней Бог рассказывает нам об этом. Дни есть , ночей нету. Почему? Потому что Бог отделил свет от тьмы. И теперь наше знание о мире это не тьма , а утро и вечер. Поэтому наше сознание и называется сумеречным. 🤣​​​​

              Комментарий

              • Richman10
                Временно отключен
                • 05 June 2025
                • 1719

                #8
                Сообщение от Владимир 1642
                Вы ребята прикалываетесь или серьёзно? Бог сотворил бездну всего-всего. То есть мир. Наше знание о мире и о его сути (наука и философия) - это тьма. Нужен свет (Библия , слово Бога). В Библии Бог рассказывает как всё это и почему. Шесть дней Бог рассказывает нам об этом. Дни есть , ночей нету. Почему? Потому что Бог отделил свет от тьмы. И теперь наше знание о мире это не тьма , а утро и вечер. Поэтому наше сознание и называется сумеречным. 🤣​​
                Вы правы, тьма - это половина естества человека. А человека сотворил Бог.

                Комментарий

                • Caleb
                  Ветеран
                  • 08 January 2024
                  • 10806

                  #9
                  Сообщение от Владимир 1642
                  Вы ребята прикалываетесь или серьёзно? Бог сотворил бездну всего-всего. То есть мир. Наше знание о мире и о его сути (наука и философия) - это тьма. Нужен свет (Библия , слово Бога). В Библии Бог рассказывает как всё это и почему. Шесть дней Бог рассказывает нам об этом. Дни есть , ночей нету. Почему? Потому что Бог отделил свет от тьмы. И теперь наше знание о мире это не тьма , а утро и вечер. Поэтому наше сознание и называется сумеречным. 🤣​
                  Но видите ли в чем дело мы живем в эпоху модерна и пост модерна когда Тьма науки победила, или точнее затмила Свет Библии и учение Церкви

                  сравнение мировоззрений: как одно и то же объяснялось в эпоху «живого Бога» (Средневековье) и как объясняется после «смерти Бога» (современность).
                  🌍 1. Происхождение мира
                  • Средневековье: «Мир создан Богом за шесть дней, всё имеет своё место в божественном порядке».
                  • Сегодня: «Мир возник в результате Большого взрыва 13,8 млрд лет назад, развитие жизни объясняет эволюция».

                  ⚡ 2. Гроза и молния
                  • Средневековье: «Бог гневается, посылает молнии как знак или наказание».
                  • Сегодня: «Это электрические разряды в атмосфере при столкновении воздушных масс».

                  👩‍⚕️ 3. Болезнь
                  • Средневековье: «Болезнь — кара за грехи или испытание от Бога».
                  • Сегодня: «Это вирус или бактерия, лечится антибиотиками или вакцинацией».

                  ⚖️ 4. Закон и мораль
                  • Средневековье: «Не убей, не укради, почитай отца и мать — это заповеди Бога, поэтому они обязательны».
                  • Сегодня: «Запрет на убийство и воровство нужен для безопасности общества, это социальный контракт».

                  🎨 5. Искусство
                  • Средневековье: «Искусство — прославление Бога, иконы и соборы — отражение небесного».
                  • Сегодня: «Искусство — выражение личных переживаний или социальная критика; оно автономно и не обязано быть религиозным».

                  📊 6. Наука и знание
                  • Средневековье: «Истина — это то, что согласуется с Библией и учением церкви».
                  • Сегодня: «Истина проверяется экспериментом, логикой, доказательством, независимо от религии».


                  🟢 Видно, что «смерть Бога» у Ницше — это именно переход от теоцентризма (Бог в центре мира) к секулярному мышлению, где объяснения ищутся без религиозной опоры.


                  🔹 Линия развития: Бог и законы природы

                  🟦 1. Средневековое христианство (до XV века)

                  Природа: творение Бога, наполненное символами.

                  Законы природы: законы Божьи; мир — «вторая книга» наряду с Библией.

                  Наука: задача учёного — раскрывать замысел Творца.

                  Ключевая мысль: истина → это то, что соответствует Писанию и учению церкви.


                  🟩 2. Раннее Новое время (XVII–XVIII века)

                  Развитие механики, астрономии, физики.

                  Природа: универсальный порядок, «часовой механизм».

                  Законы природы: универсальные математические уравнения, данные Богом.

                  Учёные: Кеплер, Галилей, Ньютон → все говорили, что законы природы подтверждают разумность и мудрость Бога.

                  Ключевая мысль: изучая природу, мы читаем «божественный код».


                  🟨 3. Деизм (XVIII век, эпоха Просвещения)

                  Природа: автономный механизм.

                  Бог: Творец-законотворец, но больше не вмешивается в мир (как мастер, завёл часы и отошёл).

                  Законы природы: сами по себе работают, без чуда и откровения.

                  Ключевая мысль: вера в Бога нужна как объяснение начала, но не для повседневных дел.


                  🟧 4. XIX век — секуляризация и «смерть Бога» (Ницше)

                  Наука (Дарвин, геология, химия) объясняет развитие без ссылки на Творца.

                  Бог: перестаёт быть необходим даже как Первопричина.

                  Культура: религия теряет статус основы морали и науки, становится частным делом.

                  Ключевая мысль: «Бог умер» = он больше не нужен как центр смысла.


                  🟥 5. XX–XXI века — постсекулярная эпоха

                  Наука: полностью автономна, объясняет явления без религии.

                  Культура: религия остаётся, но как личный выбор или традиция (часто символическая).

                  Бог: может присутствовать в вере индивида, но не нужен для объяснения устройства мира.

                  Ключевая мысль: ценности и смысл человек должен создавать сам, а не получать извне.


                  📌 Получается траектория такая:
                  Бог как действующий Творец → Бог как Часовщик → Бог как гипотеза → Бог как личный выбор.


                  Комментарий

                  • мигрант
                    .............

                    • 13 May 2017
                    • 6987

                    #10
                    Сообщение от Caleb
                    Строго говоря, это в тексте не сказано, что Бог творил тьму.
                    Не сказано, что творил из Ничего.
                    Ибо всё из Него, Им и к Нему. Ему слава вовеки, аминь. (Рим 11:36)

                    Что такое тьма?
                    То, что мы не видим, о чём не знаем, это для нас это является тьмой.
                    Сегодня есть понятие "тёмная материя", которая занимает бо'льшую часть Вселенной. Никто не знает что это такое, что это за энергия, но она существует согласно расчётам.
                    Истина превыше всего.

                    Комментарий

                    • мигрант
                      .............

                      • 13 May 2017
                      • 6987

                      #11
                      Сообщение от Caleb
                      Но видите ли в чем дело мы живем в эпоху модерна и пост модерна когда Тьма науки победила, или точнее затмила Свет Библии и учение Церкви
                      Смешно, если наука не знает то, что будет завтра, даже в следующий момент времени, не говоря уже о столетиях и тысячелетиях, о чём знали пророки, то наука это такое временное предположение, которое постоянно меняется со временем. Есть духовная наука, о которой наука материи не имеет ни малейшего представления.
                      Истина превыше всего.

                      Комментарий

                      • Caleb
                        Ветеран
                        • 08 January 2024
                        • 10806

                        #12
                        Сообщение от Вовчик
                        Любую тему я рассматриваю с точки зрения спасения через Христа.

                        Есть очень интересные…увлекательные темы, которые увлекают и отвлекают.

                        Общепринятая версия толкования Библии ведет от Бога к Христу - то есть Христу приписывают черты Бога ВЗ.
                        как говорил выше, пророки в ВЗ говорят сурово от имени Бога, но с точки зрения деяний, то Бог ВЗ скорее сурово отворачивает лик свой позволяя течению естественных событий атак языческих армий, стих.бедствий, микробов.
                        В Потопе и каре на Содом я вижу прежде всего свободу человека и ограниченное вмешательство Божие, как крайний вариант.
                        Сила иудеям для завоевания Ханана от Бога дается не автоматически, а только при достаточной вере вопреки фактам

                        Суд 1:19
                        Господь был с Иудою, и он овладел горою; но жителей долины не мог прогнать, потому что у них были железные колесницы
                        то ли у бога Иеговы ограниченная сила толи Бог дает силу ( благодать) праведному обществу выдержавшему испытания.
                        в книге Иезекииля бог готов применить могущество для кары грешников, послать ангелов-губителей, попуская долгое время сам грех, по отменяет приговор по ходатайству Иезекииля попуская при этом завоевание Иудеи Вавилоном.

                        Комментарий

                        • Воздух
                          Ветеран
                          • 28 April 2022
                          • 5307

                          #13
                          Сообщение от мигрант
                          Есть духовная наука, о которой наука материи не имеет ни малейшего представления.
                          А що таке духовна наука? це ви релігію так називаєте?
                          5 Надійся на Господа всім своїм серцем, а на розум свій не покладайся!
                          6 Пізнавай ти Його на всіх дорогах своїх, і Він випростує твої стежки. (Приповiстi 3:5,6)

                          Комментарий

                          • мигрант
                            .............

                            • 13 May 2017
                            • 6987

                            #14
                            Более того, наука даже избегает признать это явление - предвидение будущего, не то чтобы объяснить его. А признать то, что будущее предопределено от начала мира, по науке от начала образования Вселенной, она не желает. Чем же тогда является наука? И наука ли это, которая отрицает факты? Самое интересно случится с наукой вскоре:

                            Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день. ...
                            И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день, и идолы совсем исчезнут. (Исаия 2)


                            Вижу лица всех этих умников мнящих себя всезнайками ... жалкое и это будет зрелище, когда они увидят всё своё ничтожество.
                            Истина превыше всего.

                            Комментарий

                            • Caleb
                              Ветеран
                              • 08 January 2024
                              • 10806

                              #15
                              Сообщение от мигрант

                              Смешно, если наука не знает то, что будет завтра, даже
                              Завтра будет суббота.

                              Комментарий

                              Обработка...