Принёс ли Авраам своего сына первенца Исаака в жертву Элохиму Шаданаю?
По версии написанной в царстве Израиль в 8 веке до нашей эры в научной среде называемой Элохист да! В этом источнике книги Бытия Бог именуется Элохим! В версии источника написанного в Царстве Иудея в 7 веке до нашей эры В этом источнике книги Бытия Бог именуется Яхве!
1. И было, после сих происшествий Элохим искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.
2. Элохим сказал: возьми сына твоего, единственного твоего которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и вознеси его там во всесожжение на одной из гор, о которой я скажу
тебе.
3. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошёл на место, о котором сказал ему Элохим.
4. На третий день Авраам возвёл очи свои, и увидел то место издалека.
5. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдём туда и поклонимся, и возвратимся к вам.
6. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.
7. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?
8. Авраам сказал: Элохим усмотрит себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.
9. И пришли на место, о котором сказал ему Элохим и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.
10. И простёр Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.
19. И возвратился Авраам к отрокам своим, и встали и пошли вместе в Вирсавию; и жил Авраам в Вирсавии. (Быт. 22, 110, 19)
По тому, что в стихе 19 к отрокам возвращается один Авраам, без Исаака, и больше элохистский источник Исаака ни разу не упоминает, в первоначальной версии рассказа Авраам всё-таки приносил своего сына в жертву!
В древнем Израильском Царстве и Царстве Иудея да и у всех Западных-Семитов было обычной религиозной практикой приносить своих детей первенцев в жертву Богам особенно в трудные времена во время Воины,засухи и эпидемий!Ну и если Элохим попросит!
В после пленную эпоху этот обряд стали считать не приемлемым и соответственно при редакции и совмещения источников Элохиста и Яхвиста делали редакционные вставки !
Вот одна из них в которой бог называется личным именем Яхве
11. Но посланец Яхве воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.
12. И сказал: не налагай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь я знаю, что боишься ты бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего для меня.
13. И возвёл Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен ,запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошёл, взял овна и вознёс его во всесожжение вместо сына своего.
14. И нарёк Авраам имя месту тому: Яхве-йире. Посему и ныне говорится: на горе Яхве усмотрится.
15. И вторично воззвал к Аврааму посланец Яхве с неба
16. и сказал: мною клянусь, говорит Яхве, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего
17. то я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звёзды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё вратами врагов своих;
18. и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа моего. (Быт. 22, 1118)
. Замена ребёнка бараном это поздняя практика, известная нам по ТАНАХу как выкуп первенца, пасхальным агнцем, так и по карфагенским источникам жертва молк ягнёнком!
По версии написанной в царстве Израиль в 8 веке до нашей эры в научной среде называемой Элохист да! В этом источнике книги Бытия Бог именуется Элохим! В версии источника написанного в Царстве Иудея в 7 веке до нашей эры В этом источнике книги Бытия Бог именуется Яхве!
1. И было, после сих происшествий Элохим искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.
2. Элохим сказал: возьми сына твоего, единственного твоего которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и вознеси его там во всесожжение на одной из гор, о которой я скажу
тебе.
3. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошёл на место, о котором сказал ему Элохим.
4. На третий день Авраам возвёл очи свои, и увидел то место издалека.
5. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдём туда и поклонимся, и возвратимся к вам.
6. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.
7. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?
8. Авраам сказал: Элохим усмотрит себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.
9. И пришли на место, о котором сказал ему Элохим и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.
10. И простёр Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.
19. И возвратился Авраам к отрокам своим, и встали и пошли вместе в Вирсавию; и жил Авраам в Вирсавии. (Быт. 22, 110, 19)
По тому, что в стихе 19 к отрокам возвращается один Авраам, без Исаака, и больше элохистский источник Исаака ни разу не упоминает, в первоначальной версии рассказа Авраам всё-таки приносил своего сына в жертву!
В древнем Израильском Царстве и Царстве Иудея да и у всех Западных-Семитов было обычной религиозной практикой приносить своих детей первенцев в жертву Богам особенно в трудные времена во время Воины,засухи и эпидемий!Ну и если Элохим попросит!
В после пленную эпоху этот обряд стали считать не приемлемым и соответственно при редакции и совмещения источников Элохиста и Яхвиста делали редакционные вставки !
Вот одна из них в которой бог называется личным именем Яхве
11. Но посланец Яхве воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.
12. И сказал: не налагай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь я знаю, что боишься ты бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего для меня.
13. И возвёл Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен ,запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошёл, взял овна и вознёс его во всесожжение вместо сына своего.
14. И нарёк Авраам имя месту тому: Яхве-йире. Посему и ныне говорится: на горе Яхве усмотрится.
15. И вторично воззвал к Аврааму посланец Яхве с неба
16. и сказал: мною клянусь, говорит Яхве, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего
17. то я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звёзды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё вратами врагов своих;
18. и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа моего. (Быт. 22, 1118)
. Замена ребёнка бараном это поздняя практика, известная нам по ТАНАХу как выкуп первенца, пасхальным агнцем, так и по карфагенским источникам жертва молк ягнёнком!
Комментарий