Читаю " Дидахе ("Учение Господа, переданное народам через 12 апостолов"). Представляю древний мир (начало нашей эры), Средиземноморье, Палестина, Египет. Ходят бродячие проповедники Благой вести, Павел в рубище. Приходят в общины и начинают проповедовать о Боге. Бесплатно. Долго не задерживаются, затем идут дальше, в другой город. Как сказано, не берут с собой ничего, кроме посоха, даже двух одежд.
Общины - небольшие маргинальные группы, оппозиция государству и религиозному мейнстриму. Все делается в тайне от властей. Агапы (трапезы любви), преломление хлеба в память об Учителе (не путать с Таинством Причастия из Чаши и лжицы, как мы его видим сегодня). Всё под страхом гонений.
Самые ярые поборники чистоты и простоты Веры уходят из городов в Келии, Нитрийскую пустынь, Фиваиду (в Египте), убегая от беззакония, которое начало твориться в христианстве после его разбавления толпами язычников, когда христианство стало государственной религией (Вселенские Соборы).
Вижу, как по Мандельштаму, "...рубища апостольских церквей". Понимаете, РУБИЩА. Люди горели Верою. Под страхом гонений. Все стремились к простоте и любви между братьями и сестрами.
А где сейчас это рубище церкви. Я живу в городе, где в основном только приходы РПЦ. И рубища я не вижу. И мне кажется, что если в храм во время Литургии ворвется омон и начнет все преследовать за Веру, то завтра в храм никто не пойдет. Мы верим, пока это мейнстрим, пока это комфортно и модно.
А апостольская церковь ходила в рубище и сидела в клетке со львами. Сам Христос ходил по Палестине как бомж в простой одежде. И говорил, что ученики не могут быть выше Учителя. А Патриарх сегодня ездит на лимузине и священники еще под это подвели целую базу оправданий. Мол, если в церкви будут голые стены и бедные одежды, то туда многие слабые духом люди не пойдут. Типа нужны эдакие блестяшки, чтобы привлечь и показать мощь церкви. Ну, тогда давайте организуем там и свингер-пати. Тогда точно весь город будет по воскресеньям в храмах стоять. Не по Библии, зато весь город придет "к Вере". Только Вера ли апостолов это будет?
А сегодня утром еще слушал лекцию Дерека Принса "Истинная Церковь и лжецерковь". Так вот, он говорил, что если церковь связывается с властью, то это конец церкви.
Есть хорошая книга "Христианство. Как все начиналось". Автор - профессор из Оксфорда, историк религии. Так вот, он описывает ранние христианские общины. И это не православие, не католичество. Он пишет, что они чем-то напоминали сегодняшних пятидесятников.
Я к тому, что не надо стремится к мистике и антуражу, надо изучать апостольскую церковь до 325 года. Недавно рылся в библиотеке нашего православного храма. Спросил литературу о раннем христианстве. Понял, что православные источники раннее христианство начинают как раз с 325 года. Чтобы читатель, изучающий это в кавычках "раннее христианство" (после 325 года) проникался "правильными" для православия мыслями. А источники до 325 года дают такое видение христианства, что огого.
Вы, наверное, тоже обратили внимание, что когда говорят о ранних отцах церкви на радио "Радонеж", то говорят о 4 веке н.э. и ближе к нам. И все молчат о первом веке. Это не спроста! А 4 век - это уже Соборы, это уже Символ веры и т.д., и соответствующие богословские концепции.
Когда батюшка в православном храме говорит о чистоте православия, о его ортодоксии, то он ссылается на авторитеты, жившие после 325 года. Он прав, делая выводы на основе их учений. А если копнуть более ранние источники?
Я вообще люблю почитывать книжки разных исследователей раннего христианства, особенно светских. Много чего интересного узнаешь по сравнению с рассказами православных батюшек. Например, "Иисус, прерванное Слово: Как на самом деле зарождалось христианство" Эрмана Барта. Глаза открываются на многие вещи.
Понял так, что много протестантских исследователей Библии (религиоведов, ученых) не боятся копать в текстах Библии разные казалось бы обрушающие основы религии вещи. И вера их только на фоне открывающихся фактов становится крепче и ближе к духу первого века. Почему же РПЦ категорически против чтения прихожанами подобной литературы и научного копания? Потому что тогда ей конец, если будет повальная грамотность населения. Потому батюшки и говорят - нефиг Вам заниматься образованием. Рожай, стирай, погрязни в быту, а Эрмана Бартра не читай. Вон там на полке стоит "Нам оставлено покаяние" (это такая книжка из церковного лубка, кто не знает), вот твоим мозгам этого достаточно.
Общины - небольшие маргинальные группы, оппозиция государству и религиозному мейнстриму. Все делается в тайне от властей. Агапы (трапезы любви), преломление хлеба в память об Учителе (не путать с Таинством Причастия из Чаши и лжицы, как мы его видим сегодня). Всё под страхом гонений.
Самые ярые поборники чистоты и простоты Веры уходят из городов в Келии, Нитрийскую пустынь, Фиваиду (в Египте), убегая от беззакония, которое начало твориться в христианстве после его разбавления толпами язычников, когда христианство стало государственной религией (Вселенские Соборы).
Вижу, как по Мандельштаму, "...рубища апостольских церквей". Понимаете, РУБИЩА. Люди горели Верою. Под страхом гонений. Все стремились к простоте и любви между братьями и сестрами.
А где сейчас это рубище церкви. Я живу в городе, где в основном только приходы РПЦ. И рубища я не вижу. И мне кажется, что если в храм во время Литургии ворвется омон и начнет все преследовать за Веру, то завтра в храм никто не пойдет. Мы верим, пока это мейнстрим, пока это комфортно и модно.
А апостольская церковь ходила в рубище и сидела в клетке со львами. Сам Христос ходил по Палестине как бомж в простой одежде. И говорил, что ученики не могут быть выше Учителя. А Патриарх сегодня ездит на лимузине и священники еще под это подвели целую базу оправданий. Мол, если в церкви будут голые стены и бедные одежды, то туда многие слабые духом люди не пойдут. Типа нужны эдакие блестяшки, чтобы привлечь и показать мощь церкви. Ну, тогда давайте организуем там и свингер-пати. Тогда точно весь город будет по воскресеньям в храмах стоять. Не по Библии, зато весь город придет "к Вере". Только Вера ли апостолов это будет?
А сегодня утром еще слушал лекцию Дерека Принса "Истинная Церковь и лжецерковь". Так вот, он говорил, что если церковь связывается с властью, то это конец церкви.
Есть хорошая книга "Христианство. Как все начиналось". Автор - профессор из Оксфорда, историк религии. Так вот, он описывает ранние христианские общины. И это не православие, не католичество. Он пишет, что они чем-то напоминали сегодняшних пятидесятников.
Я к тому, что не надо стремится к мистике и антуражу, надо изучать апостольскую церковь до 325 года. Недавно рылся в библиотеке нашего православного храма. Спросил литературу о раннем христианстве. Понял, что православные источники раннее христианство начинают как раз с 325 года. Чтобы читатель, изучающий это в кавычках "раннее христианство" (после 325 года) проникался "правильными" для православия мыслями. А источники до 325 года дают такое видение христианства, что огого.
Вы, наверное, тоже обратили внимание, что когда говорят о ранних отцах церкви на радио "Радонеж", то говорят о 4 веке н.э. и ближе к нам. И все молчат о первом веке. Это не спроста! А 4 век - это уже Соборы, это уже Символ веры и т.д., и соответствующие богословские концепции.
Когда батюшка в православном храме говорит о чистоте православия, о его ортодоксии, то он ссылается на авторитеты, жившие после 325 года. Он прав, делая выводы на основе их учений. А если копнуть более ранние источники?
Я вообще люблю почитывать книжки разных исследователей раннего христианства, особенно светских. Много чего интересного узнаешь по сравнению с рассказами православных батюшек. Например, "Иисус, прерванное Слово: Как на самом деле зарождалось христианство" Эрмана Барта. Глаза открываются на многие вещи.
Понял так, что много протестантских исследователей Библии (религиоведов, ученых) не боятся копать в текстах Библии разные казалось бы обрушающие основы религии вещи. И вера их только на фоне открывающихся фактов становится крепче и ближе к духу первого века. Почему же РПЦ категорически против чтения прихожанами подобной литературы и научного копания? Потому что тогда ей конец, если будет повальная грамотность населения. Потому батюшки и говорят - нефиг Вам заниматься образованием. Рожай, стирай, погрязни в быту, а Эрмана Бартра не читай. Вон там на полке стоит "Нам оставлено покаяние" (это такая книжка из церковного лубка, кто не знает), вот твоим мозгам этого достаточно.
Комментарий