
Автор публикации
Евгения Кравчик
Журналист и редактор сайта ZMAN.com
В те самые минуты, когда глава правительства Израиля Биньямин Нетаниягу жал в Нью-Йорке руку Махмуду Аббасу, а Саиб Арикат обхаживал министра иностранных дел Авигдора Либермана, во дворце культуры Рамат-Гана министр Бени Бегин (Ликуд) вел диалог с активистами "Совета по миру и безопасности". Встреча ветеранов организации, считающейся спутником "Шалом ахшав", была запланирована месяца два назад. Конечно, в связи с нью-йоркской трехсторонней встречей сугубо израильское мероприятие можно было отложить на более поздний срок, но Бегин делать этого не стал: пунктуальность и обязательность - превыше сиюминутных политических драм. Тем более что никакой трехсторонней встречей - пускай и сопровождающейся вынужденными (ради дежурных снимков в газете) рукопожатиями - арабо-израильский конфликт не решить.
Именно с этого и начал Бегин свою импровизированную лекцию, за которой последовали крайне непростые вопросы.
Бени Бегин напомнил: встреча в Нью-Йорке проходит отнюдь не на начальной стадии "мирных" переговоров с палестинцами, в связи с чем было бы наивным возлагать на нее какие-либо надежды.
Переговоры уже трижды провалились. В первый раз - 16 лет назад, когда было подписано "ословское соглашение", вызвавшее чудовищную волну террора. Второй раз - когда Эхуд Барак в 2000 году в Кемп-Дэвиде предложил Арафату 95% территорий и раздел Иерусалима. Ответом стала интифада Аль-Акса. И в третий раз - после того как Эхуд Ольмерт, по его же собственному признанию в интервью зарубежным СМИ, изъявил готовность на отступление с 97% территорий, а де-факто (с учетом ликвидации израильских поселений в секторе Газа) - на 98%. На все эти предложения, подчеркнул Бегин, и Арафат, и Абу-Мазен ответили категорическим отказом. Не помогла даже изъявленная Ольмертом готовность отказаться от израильской юрисдикции над святыми для представителей трех религий местами Иерусалима (Масличной горой, Градом Давида и др.) и принять "ограниченное число" палестинских беженцев.
Именно в праве беженцев на возвращение - причем отнюдь не в Рамаллу или Газу, но - в Акко, Яффо, Хайфу (далее везде) - и заключается подлинная причина систематического отказа палестинцев от любого - даже крайне выгодного для них - территориального компромисса, подчеркнул Бегин. Документально это закреплено в резолюциях 6-го съезда ФАТХа, состоявшегося в августе в Бейт-Лехеме после 20-летней "паузы" (высшие руководящие органы ООП не проводили съездов с 1989 года).
В свое время - в 1993 году Израиль подписал "ословские соглашения" отнюдь не с "властями Палестинской автономии", напомнил Бегин. Рабин подписал соглашения с Организацией освобождения Палестины (ООП), которая в резолюции только что состоявшегося 6-го съезда... снова отказала Израилю в праве на существование! (В подтверждение Бегин зачитал соответствующий пункт Программы ООП - печально известной палестинской Хартии).
И до тех пор, пока Израиль не согласится на возвращение В СВОИ дома ВСЕХ палестинских беженцев, не будет ни договора, ни тем более мира.
- Хотите ли вы сказать, что ваше правительство готово плюнуть в лицо президенту США? - воскликнул из зала один из активистов миротворческого движения.
- Нет, - ответил Бегин твердо. - Никоим образом! Именно поэтому Нетаниягу сейчас в Нью-Йорке.
Возможно даже, переговоры с администрацией Абу-Мазена возобновятся и будут продолжаться еще сто лет, а может - и нет. Никакой существенной роли это не играет, объяснил Бегин. Потому что пока мы суетились, паниковали и ломали голову над тем, чего бы еще отдать соседям, чтобы достичь "мира сейчас же, сию минуту", те хладнокровно запасались оружием и воспитывали новые поколения "шахидов", для которых "родина или смерть" - не дилемма, а образ жизни.

В свое время - в 1992 году в Израиле высказывали прогноз: мол, стоит позволить "Хизбалле" поучаствовать в демократических выборах в Ливане - как эта террористическая организация вольется во властные структуры государства и сложит оружие. Аналогичные надежды возлагал Эхуд Ольмерт зимой 2006 года, давая санкцию на участие ХАМАСа в "демократических" выборах в Палестинской автономии.
Результат?
"Хизбалла" набирает все больше мест в парламенте Ливана - но и арсеналы поставляемого Ираном и Сирией оружия растут пропорционально. На сегодняшний день, по самым скромным подсчетам, у нее на вооружении 40.000 ракет. И направлены они отнюдь не на Бейрут или Дамаск. Направлены - на Израиль.
Тот же эффект - прямо противоположный чаяниям суетливых "ахшавников" - принесло согласие Ольмерта легитимировать ХАМАС. Он победил. Вначале - на "всенародных демократических" выборах. А затем - в июне 2007 года - в Газе. Вышвырнул оттуда чиновников ФАТХа и установил свою исламистскую диктатуру. Вооруженную. С ракетами и минометами, направленными отнюдь не в сторону Египта, а в сторону Сдерота и Ашкелона.
И "Хизбалла", и ХАМАС функционируют и развиваются отнюдь не по законам господствующей в Израиле западной логики. И до тех пор, пока мы будет продолжать мерить ментальность и устремления соседей американскими мерками, - будем жить в иллюзиях и тщетном ожидании "нового Ближнего Востока". Но он уже сформировался - в Ливане и Газе. И вот-вот перекинется на Рамаллу - почва для этого уже подготовлена. В Израиле на все лады перепевают формулу "два государства для двух народов", а исламские фанатики тем временем готовятся к уничтожению государства Израиль в два этапа, подчеркнул Бени Бегин.
(Первый этап известного плана поэтапного уничтожения Израиля - получить от Израиля все земли, которые он передаст арабам добровольно - в рамках соглашений. Остальные земли Палестины - отвоевать. Это - второй, заключительный этап).
- В таком случае какова ваша альтернатива? Что вы предлагаете? - горестно вздохнул устремленный к сиюминутному урегулированию более чем 100-летнего конфликта зал.
- Не спешить и не суетиться. Запастись терпением и ждать. Тянуть время, укрепляя обороноспособность и поднимая моральный дух народа, потому что так скоро это противостояние не закончится. А для начала - позволить палестинцам Иудеи и Самарии вести нормальную жизнь: свободно ездить, развивать экономику, строиться. Но - не более того.
По окончании встречи я подошла к гостю Совета по миру и безопасности и задала ему один-единственный вопрос:
- Как вы считаете, господин Бегин, поддастся ли Нетаниягу давлению Обамы и сдаст позиции или - выстоит, не прогнется?
Вначале Бегин, явно шокированный диссонировавшим с настроем зала вопросом, отвечать отказался:
- Встреча закончена - я спешу домой, в Иерусалим.
Но я настаивала.
- Хотите знать мое мнение? Я - оптимистичен! - сказал Бени Бегин.
Через час, вернувшись к компьютеру, я услышала концовку прямого репортажа из Нью-Йорка политического обозревателя Аялы Хасон:
- Нетаниягу одержал однозначную победу, - сказала она. - Обама даже не посмел потребовать полного замораживания строительства в поселениях - он говорил о "сдерживании" поселенческой деятельности, не более. Зато Абу-Мазену пришлось уступить давлению Обамы: если до отлета в Нью-Йорк он требовал полностью прекратить любое строительство в поселениях и Восточном Иерусалиме - лишь в этом случае ПА будет готова к возобновлению переговоров, то сейчас изъявил готовность возобновить контакты безо всяких предварительных условий.
Впрочем, пока неизвестно, как долго продержится Абу-Мазен на своем посту. Потому что негодование уступчивостью и беспринципностью "раиса" высказывают не только в Газе, но и - в арабских населенных пунктах Иудеи и Самарии.
Бегин был прав: суета и поспешность ("мир сейчас же"!) только навредят Израилю. Чтобы выжить и выстоять, народу потребуются крепкие нервы и ясный, реалистичный ум. Такой, как у Бени Бегина.
Комментарий