ХММГ - движение христианского гуманизма
Если задуматься, какой побудительный стимул заставил нас редакторов, журналистов, религиозных деятелей собраться вместе и образовать Хельсинкскую межконфессиональную миротворческую группу (ХММ), то на ум приходит термит «гуманизм».
Действительно, хотя все мы являемся ревностными христианами и добропорядочными прихожанами своих церквей православных, католических, пятидесятнических, лютеранских, но не потребность в поддержании межцерковных контактов заставила нас приехать в Хельсинки из разных стран. Конечно, экуменизм это обязательное слагаемое гуманизма, то есть отношения к ближнему с любовью, готовностью выслушать его и сострадать ему. Но что нас подтолкнуло к первому, так называемому «экуменическому чаепитию» (Хельсинки, декабрь 2007) так это тревога по поводу творившихся тогда в России нарушений прав человека. Эта общая боль заставила нас представителей разных профессий, государств и деноминаций собраться вместе и возвысить свой голос в защиту преследуемых в России журналистов, общественных деятелей, оппозиционных политиков.
Мы далеко не всегда разделяли взгляды, в том числе политические и религиозные людей, которых решили поддержать. Но что на мой взгляд тронуло наши сердца так это заложенное Богом в каждую душу чувство справедливости, желание прийти на помощь ближнему. Одним словом простой человеческий гуманизм. И это в то время, когда официальные Церкви одни, как православная фактически благословили репрессии Кремля против гражданского общества, другие - католическая, протестантские самоустранились от проблемы и предпочли отмолчаться, чтобы не ссориться с Путиным. Однако, являясь лояльными христианами, мы почему-то не смогли согласиться с таким отношением церковной иерархии к страдания людей. Мы решили действовать неформально, налаживая прямые контакты с единомышленниками в разных Церквях. Минуя официальные каналы и иерархию. Да и не возможно было что-то предпринять там, где официальные экуменические контакты уже давно покрылись плесенью, зашли в тупик или переродились в пустопорожнюю болтовню.
В основе наших действий таким образом, лежало прежде всего гуманистическое стремление то есть потребность защитить достоинство человеческой личности, которое исконно попирается светскими властями и нередко идущими у них на поводу церковными иерархами. Другое важное наблюдение - почему гуманистическое движение возникло в неформальной среде, почему оно не смогло зародиться внутри официальной храмовой ограды? Как православный я прекрасно знаю ответы на эти вопросы. Экуменизм у нас уже давно объявлен ересью. Права человека публично прокляты церковными иерархами, как «богоборчество». Да и где тут заботиться о правах человека, если храмы уже давно превратились в идеологические отделения партии власти и там вовсю благословляются «славные победы» русского оружия, звучат проклятия в адрес «супостатов» постоянно якобы зарящиеся на наши земли, имущество и жизни. Как можно было быть услышанными и просить заступничества за преследуемых за политические и гражданские убеждения людей, где в ближнем, пусть даже и враге уже давно видят ненавистное существо, которое подлежит уничтожению. Заповеди «не убий», «любите врагов ваших» в православных храмах уже давно заменили на уроки рукопашного боя и кружки военно-патриотического воспитания. Иначе как «глубочайшей дегуманизацией» современной Церкви эти противоречия с самой человеколюбивой, гуманистической религией на Земле христианством, не назовешь.
Подобные явления отнюдь не безобидны. Именно из подобного презрения к человеку, нежелания увидеть в ближнем, во враге не важно личном или общественном, образ Божий родились крестовые походы, инквизиция, преследования и казни вольнодумцев, ссылка штунды в Сибирь, сотрудничество Церкви с безбожным коммунистическим режимом, отказ осудить войны в Ираке, Афганистане, Чечне, Грузии. Понятно, что между церковной верхушкой и светскими властями всегда исторически и логически складывается взаимовыгодный союз. Церковники благословляют любые преступления и алчность властей, а те в обмен делятся с Церковью своими благами, бросают ей кости с царского стола.
Именно поэтому движение в защиту человеческой личности, защиту образа Божия в человеке, глубоко христианское требование немедленно осудить и остановить все войны, отказаться от службы в армии и защиты своего земного «отечества» с помощью оружия, и как итог отказ от нарушения Божьей заповеди «не убий», то есть движение за возрождение христианского гуманизма, зародилось именно в неформальной среде. Среди простых прихожан, которые не потеряли способность слышать свою совесть как бы не убаюкивали ее церковные иерархи своими патриотическими воззваниями и стыдливым помалкиванием в тряпочку, когда власти обрушивают на своих подданных репрессии. Вот это и есть, на мой взгляд, гуманизм - то есть когда люди заботятся о людях. И им не мешают это делать религиозные, национальные, государственные различия и рвы, вырытые сообща светскими и церковными властями между людьми.
Резюмируя, на примере нашей ХММГ можно сделать выводы, что гуманистическое движение современности отличают следующие особенности. Христианский гуманизм в наши дни:
1. Экуменичен
2. Защищает права человека и достоинство человеческой личности
3. Существует преимущественно в неформальной христианской среде, практически при полном игнорировании, а иногда и даже враждебности со стороны официальной церковной иерархии
4. Пацифичен
Сергей Путилов, Новая родина
Источник - Uusi kotimaa - Новая родина
Если задуматься, какой побудительный стимул заставил нас редакторов, журналистов, религиозных деятелей собраться вместе и образовать Хельсинкскую межконфессиональную миротворческую группу (ХММ), то на ум приходит термит «гуманизм».
Действительно, хотя все мы являемся ревностными христианами и добропорядочными прихожанами своих церквей православных, католических, пятидесятнических, лютеранских, но не потребность в поддержании межцерковных контактов заставила нас приехать в Хельсинки из разных стран. Конечно, экуменизм это обязательное слагаемое гуманизма, то есть отношения к ближнему с любовью, готовностью выслушать его и сострадать ему. Но что нас подтолкнуло к первому, так называемому «экуменическому чаепитию» (Хельсинки, декабрь 2007) так это тревога по поводу творившихся тогда в России нарушений прав человека. Эта общая боль заставила нас представителей разных профессий, государств и деноминаций собраться вместе и возвысить свой голос в защиту преследуемых в России журналистов, общественных деятелей, оппозиционных политиков.
Мы далеко не всегда разделяли взгляды, в том числе политические и религиозные людей, которых решили поддержать. Но что на мой взгляд тронуло наши сердца так это заложенное Богом в каждую душу чувство справедливости, желание прийти на помощь ближнему. Одним словом простой человеческий гуманизм. И это в то время, когда официальные Церкви одни, как православная фактически благословили репрессии Кремля против гражданского общества, другие - католическая, протестантские самоустранились от проблемы и предпочли отмолчаться, чтобы не ссориться с Путиным. Однако, являясь лояльными христианами, мы почему-то не смогли согласиться с таким отношением церковной иерархии к страдания людей. Мы решили действовать неформально, налаживая прямые контакты с единомышленниками в разных Церквях. Минуя официальные каналы и иерархию. Да и не возможно было что-то предпринять там, где официальные экуменические контакты уже давно покрылись плесенью, зашли в тупик или переродились в пустопорожнюю болтовню.
В основе наших действий таким образом, лежало прежде всего гуманистическое стремление то есть потребность защитить достоинство человеческой личности, которое исконно попирается светскими властями и нередко идущими у них на поводу церковными иерархами. Другое важное наблюдение - почему гуманистическое движение возникло в неформальной среде, почему оно не смогло зародиться внутри официальной храмовой ограды? Как православный я прекрасно знаю ответы на эти вопросы. Экуменизм у нас уже давно объявлен ересью. Права человека публично прокляты церковными иерархами, как «богоборчество». Да и где тут заботиться о правах человека, если храмы уже давно превратились в идеологические отделения партии власти и там вовсю благословляются «славные победы» русского оружия, звучат проклятия в адрес «супостатов» постоянно якобы зарящиеся на наши земли, имущество и жизни. Как можно было быть услышанными и просить заступничества за преследуемых за политические и гражданские убеждения людей, где в ближнем, пусть даже и враге уже давно видят ненавистное существо, которое подлежит уничтожению. Заповеди «не убий», «любите врагов ваших» в православных храмах уже давно заменили на уроки рукопашного боя и кружки военно-патриотического воспитания. Иначе как «глубочайшей дегуманизацией» современной Церкви эти противоречия с самой человеколюбивой, гуманистической религией на Земле христианством, не назовешь.
Подобные явления отнюдь не безобидны. Именно из подобного презрения к человеку, нежелания увидеть в ближнем, во враге не важно личном или общественном, образ Божий родились крестовые походы, инквизиция, преследования и казни вольнодумцев, ссылка штунды в Сибирь, сотрудничество Церкви с безбожным коммунистическим режимом, отказ осудить войны в Ираке, Афганистане, Чечне, Грузии. Понятно, что между церковной верхушкой и светскими властями всегда исторически и логически складывается взаимовыгодный союз. Церковники благословляют любые преступления и алчность властей, а те в обмен делятся с Церковью своими благами, бросают ей кости с царского стола.
Именно поэтому движение в защиту человеческой личности, защиту образа Божия в человеке, глубоко христианское требование немедленно осудить и остановить все войны, отказаться от службы в армии и защиты своего земного «отечества» с помощью оружия, и как итог отказ от нарушения Божьей заповеди «не убий», то есть движение за возрождение христианского гуманизма, зародилось именно в неформальной среде. Среди простых прихожан, которые не потеряли способность слышать свою совесть как бы не убаюкивали ее церковные иерархи своими патриотическими воззваниями и стыдливым помалкиванием в тряпочку, когда власти обрушивают на своих подданных репрессии. Вот это и есть, на мой взгляд, гуманизм - то есть когда люди заботятся о людях. И им не мешают это делать религиозные, национальные, государственные различия и рвы, вырытые сообща светскими и церковными властями между людьми.
Резюмируя, на примере нашей ХММГ можно сделать выводы, что гуманистическое движение современности отличают следующие особенности. Христианский гуманизм в наши дни:
1. Экуменичен
2. Защищает права человека и достоинство человеческой личности
3. Существует преимущественно в неформальной христианской среде, практически при полном игнорировании, а иногда и даже враждебности со стороны официальной церковной иерархии
4. Пацифичен
Сергей Путилов, Новая родина
Источник - Uusi kotimaa - Новая родина
Комментарий