Открытое письмо администрации Обамы из Центральной и Восточной Европы ("Gazeta Wyborcza", Польша)
15 июля 2009
inoунй.Ru | пФЛТЩФПЕ РЙУШНП БДНЙОЙУФТБГЙЙ пВБНЩ ЙЪ гЕОФТБМШОПК Й чПУФПЮОПК еЧТПРЩ
Наши нации бесконечно обязаны Соединенным Штатам. Если бы не видение и лидерство Вашингтона, вряд ли бы мы сегодня были в НАТО или даже в ЕС.
Мы делали все возможное, чтобы отвечать взаимностью и сделать эти отношения двусторонними. Наши нации воевали бок о бок с США на Балканах, в Ираке, а теперь и в Афганистане. Хотя временами наш вклад может казаться скромным по сравнению с вашим, он значителен, если измерять его в процентах от нашего населения и объема ВВП.
Однако, двадцать лет спустя после окончания 'холодной войны', мы видим, что страны Центральной и Восточной Европы более не лежат в основе американской внешней политики. В то время как новая администрация Обамы устанавливает приоритеты внешней политики, наш регион превращается в часть света, о которой американцы больше не беспокоятся.
Мировой экономический кризис повлиял на наш регион и, как и везде, возникает риск, что наши общества замкнутся на себя и станут меньше взаимодействовать с остальным миром. Одновременно, на внешнеполитическом горизонте собираются штормовые тучи. Многие страны до глубины души встревожены тем, что Атлантический альянс остался в стороне в то время, как Россия нарушила основополагающие принципы Хельсинских соглашений, Парижской хартии и территориальную целостность страны, являющейся членом натовского 'Партнерства для мира' и Совета евроатлантического партнерства - все это во имя защиты сферы влияния у своих границ.
Несмотря на усилия и значительный вклад своих новых членов, сегодня НАТО выглядит слабее, чем когда мы присоединились к нему. Во многих из наших стран альянс воспринимается как нечто все менее и менее значимое - и мы чувствуем это. Хотя мы являемся полноправными членами альянса, люди задаются вопросом о том, будет ли НАТО готово встать на нашу защиту в случае будущего возможного кризиса. Европейская зависимость от российских энергоресурсов также вызывает беспокойство по поводу сплоченности альянса.
Мы также должны признать, что популярность и влияние Америки снизились во многих из наших стран. Некоторые региональные лидеры заплатили политическую цену за свою поддержку непопулярной войны в Ираке.
Это означает, что Соединенные Штаты могут потерять многих из своих традиционных собеседников в регионе.
Ну и конечно, остается вопрос того, как иметь дело с Россией. Наши надежды на то, что отношения с Россией улучшатся, и Москва, наконец, полностью признает наш суверенитет и независимость после того, как мы присоединимся к НАТО и ЕС, не сбылись. На мировом уровне, по большинству вопросов Россия выступает в роли державы, поддерживающей статус-кво. Но на региональном уровне и по отношению к нашим нациям, она все больше стремится изменить этот статус-кво. Она бросает вызов нашим заявлениям о нашем собственном историческом опыте. Она утверждает, что находится в привилегированной позиции, позволяющей ей определять наши решения, связанные с безопасностью. Она использует явные и скрытые инструменты экономической войны, от энергетической блокады и политически мотивированных инвестиций до подкупов и манипуляции СМИ, чтобы продвигать свои интересы и оспаривать трансатлантическую ориентацию Центральной и Восточной Европы.
Мы приветствуем 'перезагрузку' американо-российских отношений. Будучи странами, расположенными наиболее близко к России, мы, естественно, больше других заинтересованы в развитии демократии в России и улучшении отношений между Москвой и Западом. Но в наших столицах ощущается нервозность. Сегодня мы беспокоимся о том, что Соединенные Штаты и основные европейские государства могут принять план Медведева, предлагающего заменить существующую структуру безопасности континента, основанную на ценностях, неким 'Договором держав'.
Валдас Адамкус (Valdas Adamkus), бывший президент Литвы
Мартин Бутора (Martin Butora), бывший посол Словакии в США
Эмиль Константинеску (Emil Constantinescu), бывший президент Румынии
Паволь Демеш (Pavol Demes), бывший министр международных отношений и советник президента Словакии
Любош Добровски (Lubos Dobrovsky), бывший министр обороны Чехии
Матьяш Эрши (Matyas Eorsi), бывший госсекретарь Венгрии
Иштван Дьярмати (Istvan Gyarmati), посол, президент Международного центра демократических реформ в Будапеште
Вацлав Гавел (Vaclav Havel), бывший президент Чехии
Растислав Качер (Rastislav Kacer), бывший посол Словакии в США
Сандра Кальниете (Sandra Kalniete), бывший министр иностранных дел Латвии
Карел Шварценберг (Karel Schwarzenberg), бывший министр иностранных дел Чехии
Михал Ковач (Michal Kovac), бывший президент Словакии
Иван Крастев (Ivan Krastev), глава Центра либеральных стратегий в Софии, Болгария
Александр Квасьневский (Alexander Kwasniewski), бывший президент Польши
Март Лаар (Mart Laar), бывший премьер-министр Эстонии
Кадри Лиик (Kadri Liik), директор Международного центра оборонных исследований в Таллинне, Эстония
Янош Мартони (Janos Martonyi), бывший министр иностранных дел Венгрии
Януш Онишкевич (Janusz Onyszkiewicz), бывший вице-президент Европейского парламента, бывший министр обороны Польши
Адам Ротфельд (Adam Rotfeld), бывший министр иностранных дел Польши
Александр Вондра (Alexandr Vondra), бывший министр иностранных дел и вице-премьер Чехии
Вайра Вике-Фрейберга (Vaira Vike-Freiberga), бывший президент Латвии
Лех Валенса (Lech Walensa), бывший президент Польши
15 июля 2009
inoунй.Ru | пФЛТЩФПЕ РЙУШНП БДНЙОЙУФТБГЙЙ пВБНЩ ЙЪ гЕОФТБМШОПК Й чПУФПЮОПК еЧТПРЩ
Наши нации бесконечно обязаны Соединенным Штатам. Если бы не видение и лидерство Вашингтона, вряд ли бы мы сегодня были в НАТО или даже в ЕС.
Мы делали все возможное, чтобы отвечать взаимностью и сделать эти отношения двусторонними. Наши нации воевали бок о бок с США на Балканах, в Ираке, а теперь и в Афганистане. Хотя временами наш вклад может казаться скромным по сравнению с вашим, он значителен, если измерять его в процентах от нашего населения и объема ВВП.
Однако, двадцать лет спустя после окончания 'холодной войны', мы видим, что страны Центральной и Восточной Европы более не лежат в основе американской внешней политики. В то время как новая администрация Обамы устанавливает приоритеты внешней политики, наш регион превращается в часть света, о которой американцы больше не беспокоятся.
Мировой экономический кризис повлиял на наш регион и, как и везде, возникает риск, что наши общества замкнутся на себя и станут меньше взаимодействовать с остальным миром. Одновременно, на внешнеполитическом горизонте собираются штормовые тучи. Многие страны до глубины души встревожены тем, что Атлантический альянс остался в стороне в то время, как Россия нарушила основополагающие принципы Хельсинских соглашений, Парижской хартии и территориальную целостность страны, являющейся членом натовского 'Партнерства для мира' и Совета евроатлантического партнерства - все это во имя защиты сферы влияния у своих границ.
Несмотря на усилия и значительный вклад своих новых членов, сегодня НАТО выглядит слабее, чем когда мы присоединились к нему. Во многих из наших стран альянс воспринимается как нечто все менее и менее значимое - и мы чувствуем это. Хотя мы являемся полноправными членами альянса, люди задаются вопросом о том, будет ли НАТО готово встать на нашу защиту в случае будущего возможного кризиса. Европейская зависимость от российских энергоресурсов также вызывает беспокойство по поводу сплоченности альянса.
Мы также должны признать, что популярность и влияние Америки снизились во многих из наших стран. Некоторые региональные лидеры заплатили политическую цену за свою поддержку непопулярной войны в Ираке.
Это означает, что Соединенные Штаты могут потерять многих из своих традиционных собеседников в регионе.
Ну и конечно, остается вопрос того, как иметь дело с Россией. Наши надежды на то, что отношения с Россией улучшатся, и Москва, наконец, полностью признает наш суверенитет и независимость после того, как мы присоединимся к НАТО и ЕС, не сбылись. На мировом уровне, по большинству вопросов Россия выступает в роли державы, поддерживающей статус-кво. Но на региональном уровне и по отношению к нашим нациям, она все больше стремится изменить этот статус-кво. Она бросает вызов нашим заявлениям о нашем собственном историческом опыте. Она утверждает, что находится в привилегированной позиции, позволяющей ей определять наши решения, связанные с безопасностью. Она использует явные и скрытые инструменты экономической войны, от энергетической блокады и политически мотивированных инвестиций до подкупов и манипуляции СМИ, чтобы продвигать свои интересы и оспаривать трансатлантическую ориентацию Центральной и Восточной Европы.
Мы приветствуем 'перезагрузку' американо-российских отношений. Будучи странами, расположенными наиболее близко к России, мы, естественно, больше других заинтересованы в развитии демократии в России и улучшении отношений между Москвой и Западом. Но в наших столицах ощущается нервозность. Сегодня мы беспокоимся о том, что Соединенные Штаты и основные европейские государства могут принять план Медведева, предлагающего заменить существующую структуру безопасности континента, основанную на ценностях, неким 'Договором держав'.
Валдас Адамкус (Valdas Adamkus), бывший президент Литвы
Мартин Бутора (Martin Butora), бывший посол Словакии в США
Эмиль Константинеску (Emil Constantinescu), бывший президент Румынии
Паволь Демеш (Pavol Demes), бывший министр международных отношений и советник президента Словакии
Любош Добровски (Lubos Dobrovsky), бывший министр обороны Чехии
Матьяш Эрши (Matyas Eorsi), бывший госсекретарь Венгрии
Иштван Дьярмати (Istvan Gyarmati), посол, президент Международного центра демократических реформ в Будапеште
Вацлав Гавел (Vaclav Havel), бывший президент Чехии
Растислав Качер (Rastislav Kacer), бывший посол Словакии в США
Сандра Кальниете (Sandra Kalniete), бывший министр иностранных дел Латвии
Карел Шварценберг (Karel Schwarzenberg), бывший министр иностранных дел Чехии
Михал Ковач (Michal Kovac), бывший президент Словакии
Иван Крастев (Ivan Krastev), глава Центра либеральных стратегий в Софии, Болгария
Александр Квасьневский (Alexander Kwasniewski), бывший президент Польши
Март Лаар (Mart Laar), бывший премьер-министр Эстонии
Кадри Лиик (Kadri Liik), директор Международного центра оборонных исследований в Таллинне, Эстония
Янош Мартони (Janos Martonyi), бывший министр иностранных дел Венгрии
Януш Онишкевич (Janusz Onyszkiewicz), бывший вице-президент Европейского парламента, бывший министр обороны Польши
Адам Ротфельд (Adam Rotfeld), бывший министр иностранных дел Польши
Александр Вондра (Alexandr Vondra), бывший министр иностранных дел и вице-премьер Чехии
Вайра Вике-Фрейберга (Vaira Vike-Freiberga), бывший президент Латвии
Лех Валенса (Lech Walensa), бывший президент Польши
Комментарий