Косовский сценарий для Крыма?
Обострение "татарского вопроса" на Крымском полуострове способно превратить этот благодатный край в очаг "конфликта цивилизаций". В воскресенье в Симферополе на центральной площади имени Шевченко несколько тысяч татар протестовали против действий местной милиции, которая по решению суда снесла коммерческие палатки и избили их владельцев на горном плато Ай-Петри. Все началось с того, что 6 ноября бойцы спецподразделения МВД Украины "Беркут" избили около 50 крымских татар, пытавшихся защититься свои кафе и коммерческие палатки в заповеднике Ай-Петри. В результате столкновения со спецназовцами, несколько человек получили тяжелые травмы. Все протестанты были задержаны милицией. В знак протеста против "произвола властей и дискриминации" тысячи татар вышли на улицы Симферополя.
Осеннее обострение этно-религиозной ситуации в Крыму развивается по косовскому сценарию. В основе конфликта лежит спор из-за земли и иностранное исламистское влияние, которые паразитируют на давних взаимных исторических обидах. Изгнанные Сталиным из Таврии татары возвращаются, но не могут получить "землю предков", поскольку у нее уже появились новые хозяева. Увеличение численности пришлых татар вошло в противоречие с крымской теснотой и коммерческими интересами крупных предпринимателей (включая русских поп-звезд, активно скупающих южный берег Крыма и участки в Севастополе). Татары - народ не из слабых, поэтому в обиду себя не дают. Ощущают они и сильную моральную и материальную поддержку со стороны братской Турции, владевшей Крымом на протяжении более трехсот лет, вплоть до покорения этих земель Екатериной Великой в 1783 году.
Когда идешь по улицам Симферополя, встречаешь повсеместные "приветы" из-за Черного моря. На маленьких магазинчиках развешены яркие вывески: "Турецкий текстиль", "Обувь из Турции", действуют офисы "Турецких авиалиний". Взрывной рост татарского самосознания, которому активно помогают турецкие исламские миссионеры заметен и в религиозной сфере. Как грибы после дождя растут мечети. Недавно было построена мечеть в самом центре "города русской славы" - Севастополе. Не всем русским это по душе. "Когда через динамики начинают передавать намаз, мы просто затыкаем уши", - сказал Baznica местный житель Алексей Смирнов. Татарский возврат к корням натолкнулся на не менее напористый рост русского национализма. Рядом с мечетями восстанавливаются и строятся новые православные храмы. Не везде процесс идет гладко. "Это все, и дальше за гору - все наше", - говорит мне русская монахиня, обведя рукой владения старинного Успенского скита в Чуфут Кале (под Бахчисараем). С такой постановкой не согласны местные татары. Монастырь, как считают они "незаконно захватил" дорогу, ведущую на старинное мусульманское кладбище. Действительно, до революции дорога не являлась монастырской собственность. Сейчас же, чтобы пройти на кладбище нужно миновать ворота украшенные большим православным крестом. Не всем татарам это нравится, принимались обращения к крымским депутатам. Но воз и ныне там. Так и назревают конфликты в точках соприкосновения христианской и исламской цивилизаций Крыма. А ведь жителей полуострова независимо от вероисповедания всегда отличали терпимость и уважение обычаев друг друга.
В последние два-три года наблюдается заметная активизация исламского фактора в жизни Крыма. До того лидеры крымских татар сознательно старались не педалировать исламскую тематику, видимо, опасаясь обвинений в экстремизме. Теперь же, судя по всему, "фундаментализм" взят на вооружение. На политических митингах татар неизменно присутствуют зеленые знамена с исламскими формулами. Меджлисом открыто декларируется цель - создание национального татарского государства в Крыму на исламской основе. Заявила о себе "Партия исламского возрождения Крыма". Она проявила большую активность во время чеченской войны, занималась отправкой татарских добровольцев на помощь кавказским единоверцам. В действительности фундаментализм и "джихадизм" никогда не были свойственны исламу в Крыму. Эти сегодняшние вспышки ненависти можно объяснить "болезнями роста" крымско-татарского населения, многие годы оторванного от своих исторических корней. Этим в частности, объясняется то, что исламистские фонды из Турции, Чечни, Саудовской Аравии беспрепятственного занимаются проповедью экстремистских в неискушенной крымско-татарской умме и выдают за ислам терроризм ваххабистского пошиба.
Исторически крымский ислам всегда противостоял вахабизму и фундаментализму, являясь оплотом либеральной формы ислама - суфизма. Суфизм с его культом святых, терпимым отношением к "людям книги" (христианам и иудеям), исступленными плясками и мистическими озарениями дервишей, был подлинно народной религией. С момента обретения Крымским ханством независимости от Большой орды в новом государстве появляется "официальный", улемский ислам, и неофициальный, суфийский. В своих догматах они не противоречили друг другу, просто учение улемов было обращено к общине - умме, а суфизм в большей степени апеллировал к индивидуальному, личному началу. С течением времени именно странствующие суфии - дервиши, а не улемы, стали носителями "живой" веры. "Официальное" духовенство Крыма больше было заинтересовано в поддержании хороших отношений со светскими властями и получением доходов, забыв о своем прямом предназначении. Когда в Крым вошли войска Российской империи, то новая власть сразу же поняла свою главную задачу. Нужно было любым способом поставить мусульманское духовенство к себе на службу, "приручить" его. Как до того сделали турки. Коммунисты действовали точно также, то подкупая, то репрессируя верхушку исламского духовенства они добились от него полной покорности. Но в ответ люди перестали верить муллам. В сочетании с советской политикой по закрытию мечетей и борьбе с "религиозными предрассудками", татарский народ оказался в своей массе оторванным от духовных корней. В этот-то зазор и хлынули после "перестройки" заезжие фундаменталистские проповедники из Саудовской Аравии. Турции, Египта, насаждающие чуждую крымским татарам идеологию.
В наше время важно возродить лучшие качества крымского ислама, который всегда отличали свободомыслие, терпимость к другим религия и выразителем которых является суфизм, а также - джадидизм. Джадидизм (от арабского джадид - новый), это культурно-реформаторское, просветительское и общественно-политическое движение мусульман Поволжья, Крыма и Средней Азии в конце 19 - начале 20 веков. В его основе - введение в мусульманских школах нового метода обучения чтению, ряда светских предметов. Джадиды выступали за развитие национального искусства и литературы, равноправие женщин, реорганизацию деятельности духовенства, преподавание в школах на национальном языке, во время Революции 1905-07 - за реформы политического устройства страны. Основатель джадидизма, Гаспринский проповедовал идеи "обновленного ислама", неотъемлемой частью которого являются всемирная демократизация, "открытое общество", всеобщее благоденствие. В обновленческом движении Гаспринский видел панацею от многих бед и проблем тюрко-мусульманского общества России. Эти идеи актуальны и в наши дни.
Всем участникам нынешних баталий за землю Таврии важно понять, что моноэтническим Крым никогда не был, и вероятно, никогда уже не будет. Это место жизни людей многих народов. Здесь жили готы, греки, татары, русский, украинцы. Разыгрывание националистической и религиозно карты способно привести только к гибели уникальной крымской цивилизации. Это великолепно понимали многие из тех, кто призван был руководить и обустраивать Крым. В частности, при всей жесткости и даже жестокости администрации турецкой власти, как свидетельствуют факты, она обязывала местных ханов толерантно относиться к христианам и иудеям. С другой стороны, князь Потемкин, руководивший процессом присоединения Крыма к России, первым же своим распоряжением приказал "оставить неприкосновенным права, религию и имущество новых татарских подданных".
Сейчас разрубать туго завязанный при СССР тугой крымский узел приходится украинским властям. На полуострове нынче проживает 62 процента русских, 22 - украинцев, около 10 процентов крымских татар, большое количество людей других национальностей. Поэтому попытки крымско-татарского меджлиса решить все спорные проблемы путем земельных самозахватов и митингов не имеют перспективы. Нужно решать все за столом переговоров и путем повышения уровня жизни населения Крыма. Тем временем протестующие уже выставили палатки на центральной площади Симферополя и обещают превратить ее во второй "майдан", если не будет отправлен в отставку глава Крымского управления Министерства внутренних дел Украины Анатолий Могилев, руководивший "бойней на Ай-Петри".
Симферополь - Москва
Сергей Путилов
Исчтоник - Baznica
Обострение "татарского вопроса" на Крымском полуострове способно превратить этот благодатный край в очаг "конфликта цивилизаций". В воскресенье в Симферополе на центральной площади имени Шевченко несколько тысяч татар протестовали против действий местной милиции, которая по решению суда снесла коммерческие палатки и избили их владельцев на горном плато Ай-Петри. Все началось с того, что 6 ноября бойцы спецподразделения МВД Украины "Беркут" избили около 50 крымских татар, пытавшихся защититься свои кафе и коммерческие палатки в заповеднике Ай-Петри. В результате столкновения со спецназовцами, несколько человек получили тяжелые травмы. Все протестанты были задержаны милицией. В знак протеста против "произвола властей и дискриминации" тысячи татар вышли на улицы Симферополя.

Когда идешь по улицам Симферополя, встречаешь повсеместные "приветы" из-за Черного моря. На маленьких магазинчиках развешены яркие вывески: "Турецкий текстиль", "Обувь из Турции", действуют офисы "Турецких авиалиний". Взрывной рост татарского самосознания, которому активно помогают турецкие исламские миссионеры заметен и в религиозной сфере. Как грибы после дождя растут мечети. Недавно было построена мечеть в самом центре "города русской славы" - Севастополе. Не всем русским это по душе. "Когда через динамики начинают передавать намаз, мы просто затыкаем уши", - сказал Baznica местный житель Алексей Смирнов. Татарский возврат к корням натолкнулся на не менее напористый рост русского национализма. Рядом с мечетями восстанавливаются и строятся новые православные храмы. Не везде процесс идет гладко. "Это все, и дальше за гору - все наше", - говорит мне русская монахиня, обведя рукой владения старинного Успенского скита в Чуфут Кале (под Бахчисараем). С такой постановкой не согласны местные татары. Монастырь, как считают они "незаконно захватил" дорогу, ведущую на старинное мусульманское кладбище. Действительно, до революции дорога не являлась монастырской собственность. Сейчас же, чтобы пройти на кладбище нужно миновать ворота украшенные большим православным крестом. Не всем татарам это нравится, принимались обращения к крымским депутатам. Но воз и ныне там. Так и назревают конфликты в точках соприкосновения христианской и исламской цивилизаций Крыма. А ведь жителей полуострова независимо от вероисповедания всегда отличали терпимость и уважение обычаев друг друга.
В последние два-три года наблюдается заметная активизация исламского фактора в жизни Крыма. До того лидеры крымских татар сознательно старались не педалировать исламскую тематику, видимо, опасаясь обвинений в экстремизме. Теперь же, судя по всему, "фундаментализм" взят на вооружение. На политических митингах татар неизменно присутствуют зеленые знамена с исламскими формулами. Меджлисом открыто декларируется цель - создание национального татарского государства в Крыму на исламской основе. Заявила о себе "Партия исламского возрождения Крыма". Она проявила большую активность во время чеченской войны, занималась отправкой татарских добровольцев на помощь кавказским единоверцам. В действительности фундаментализм и "джихадизм" никогда не были свойственны исламу в Крыму. Эти сегодняшние вспышки ненависти можно объяснить "болезнями роста" крымско-татарского населения, многие годы оторванного от своих исторических корней. Этим в частности, объясняется то, что исламистские фонды из Турции, Чечни, Саудовской Аравии беспрепятственного занимаются проповедью экстремистских в неискушенной крымско-татарской умме и выдают за ислам терроризм ваххабистского пошиба.
Исторически крымский ислам всегда противостоял вахабизму и фундаментализму, являясь оплотом либеральной формы ислама - суфизма. Суфизм с его культом святых, терпимым отношением к "людям книги" (христианам и иудеям), исступленными плясками и мистическими озарениями дервишей, был подлинно народной религией. С момента обретения Крымским ханством независимости от Большой орды в новом государстве появляется "официальный", улемский ислам, и неофициальный, суфийский. В своих догматах они не противоречили друг другу, просто учение улемов было обращено к общине - умме, а суфизм в большей степени апеллировал к индивидуальному, личному началу. С течением времени именно странствующие суфии - дервиши, а не улемы, стали носителями "живой" веры. "Официальное" духовенство Крыма больше было заинтересовано в поддержании хороших отношений со светскими властями и получением доходов, забыв о своем прямом предназначении. Когда в Крым вошли войска Российской империи, то новая власть сразу же поняла свою главную задачу. Нужно было любым способом поставить мусульманское духовенство к себе на службу, "приручить" его. Как до того сделали турки. Коммунисты действовали точно также, то подкупая, то репрессируя верхушку исламского духовенства они добились от него полной покорности. Но в ответ люди перестали верить муллам. В сочетании с советской политикой по закрытию мечетей и борьбе с "религиозными предрассудками", татарский народ оказался в своей массе оторванным от духовных корней. В этот-то зазор и хлынули после "перестройки" заезжие фундаменталистские проповедники из Саудовской Аравии. Турции, Египта, насаждающие чуждую крымским татарам идеологию.
В наше время важно возродить лучшие качества крымского ислама, который всегда отличали свободомыслие, терпимость к другим религия и выразителем которых является суфизм, а также - джадидизм. Джадидизм (от арабского джадид - новый), это культурно-реформаторское, просветительское и общественно-политическое движение мусульман Поволжья, Крыма и Средней Азии в конце 19 - начале 20 веков. В его основе - введение в мусульманских школах нового метода обучения чтению, ряда светских предметов. Джадиды выступали за развитие национального искусства и литературы, равноправие женщин, реорганизацию деятельности духовенства, преподавание в школах на национальном языке, во время Революции 1905-07 - за реформы политического устройства страны. Основатель джадидизма, Гаспринский проповедовал идеи "обновленного ислама", неотъемлемой частью которого являются всемирная демократизация, "открытое общество", всеобщее благоденствие. В обновленческом движении Гаспринский видел панацею от многих бед и проблем тюрко-мусульманского общества России. Эти идеи актуальны и в наши дни.
Всем участникам нынешних баталий за землю Таврии важно понять, что моноэтническим Крым никогда не был, и вероятно, никогда уже не будет. Это место жизни людей многих народов. Здесь жили готы, греки, татары, русский, украинцы. Разыгрывание националистической и религиозно карты способно привести только к гибели уникальной крымской цивилизации. Это великолепно понимали многие из тех, кто призван был руководить и обустраивать Крым. В частности, при всей жесткости и даже жестокости администрации турецкой власти, как свидетельствуют факты, она обязывала местных ханов толерантно относиться к христианам и иудеям. С другой стороны, князь Потемкин, руководивший процессом присоединения Крыма к России, первым же своим распоряжением приказал "оставить неприкосновенным права, религию и имущество новых татарских подданных".
Сейчас разрубать туго завязанный при СССР тугой крымский узел приходится украинским властям. На полуострове нынче проживает 62 процента русских, 22 - украинцев, около 10 процентов крымских татар, большое количество людей других национальностей. Поэтому попытки крымско-татарского меджлиса решить все спорные проблемы путем земельных самозахватов и митингов не имеют перспективы. Нужно решать все за столом переговоров и путем повышения уровня жизни населения Крыма. Тем временем протестующие уже выставили палатки на центральной площади Симферополя и обещают превратить ее во второй "майдан", если не будет отправлен в отставку глава Крымского управления Министерства внутренних дел Украины Анатолий Могилев, руководивший "бойней на Ай-Петри".
Симферополь - Москва
Сергей Путилов
Исчтоник - Baznica