Психологические основы новой 'холодной войны' ("Johnson's Russia List", США)
Миру предстоит долгая 'новая холодная война' между демократическими ортодоксами под предводительством США и странами новой демократии - Россией и Китаем

Влад Собелл (Vlad Sobell), 22 сентября 2006
В России приближается день передачи президентской власти. В свете этого эра Путина должна рассматриваться как триумфальное восстановление статуса России и ее возвращение на мировую арену. Уход Путина согласно установленному порядку, то есть в соответствии с конституцией, укрепит стабильность внутри страны.
К сожалению, успехи России в преодолении внутренней нестабильности подогревают ее трения с другими странами, прежде всего с Соединенными Штатами. Происходит это не только потому, что возникновение на месте России 'энергетической сверхдержавы' нарушает баланс сил в мире. Есть и другая, не менее важная причина - изначальное недовольство сложившейся ситуацией со стороны самостоятельно демократизирующихся России и Китая.
Если Россия и Китай будут приняты в демократический проект на равных правах с другими его участниками, это приведет к сбою западного 'морального компаса', то есть единство Запада в 'войне с террором' будет подорвано. Откуда мы приходим к выводу, что 'потакательство' обеим бывшим тоталитарным державам или 'заискивание' перед ними есть вариант неприемлемый.
Эти психологические факторы будут и далее подливать масла в огонь новой 'холодной войны'. На этот раз война будет вестись против 'автократического интернационала' в лице России и Китая, который предположительно может объединиться и с 'осью зла'. К счастью, эти трения вряд ли выльются в такие же расходы и возникновение такого же риска для всего мира, каким обернулась реальная 'холодная война', поскольку в действительности мы наблюдаем не конфликт между двумя непримиримыми политическими и ценностными системами, а скорее между 'ортодоксальной' и 'новой' формами демократии.
Грозные прогнозы, которых не оправдал Путин
Хотя в эру Путина положение России самым существенным образом поправилось, его режим неоднократно обвиняли в том, что он проводит политику реставрации авторитаризма и вообще ведет Россию не в том направлении. Хотя для того, чтобы раз и навсегда остановить хаос 90-х годов, необходимо было в определенной мере применить методы 'контролируемой демократии', аргументы, гласящие, что кремлевская централизация - совершенно нездоровый способ осуществления посткоммунистической модернизации, все же не лишены основания.
Однако теперь, когда на горизонте уже маячит конец эры Путина, всем видно, что причин для подобных страхов не было совершенно никаких, а предположения аналитиков, на которых они были основаны, сами не были основаны ни на чем. Российская экономика не только не развалилась, но и берет одну высоту за другой, раз за разом опровергая ожидания неминуемого структурного замедления. Действительно, пополнение фонда золотовалютных резервов (а также Стабилизационного фонда, куда направляются незаработанные прибыли от высоких цен на нефть и газ) ускорилось под влиянием фактора мировых цен на энергоносители, который также способствовал поддержанию профицита бюджета, но экономическое развитие России нельзя сводить к влиянию только этого фактора. Если бы в стране проводилась совершенно неправильная политика, экономику не спасли бы от стагнации никакие прибыли от внешней торговли; напротив, увеличение коррупции и нежелание проводить структурные реформы, подпитанные свалившимися на страну деньгами, скорее всего, привели бы к еще более серьезному экономическому кризису. Решающими факторами развития России стали политическая стабильность и проводимая режимом реальная макроэкономическая политика.
С учетом этого приближающаяся дата передачи верховной власти в России (президентские выборы намечены на начало 2008 года) предстает в весьма тревожном свете. Возникает вероятность того, что страна снова скатится к нестабильности, и все, что сделано за эти годы, пропадет без следа. Например, если новый президент будет обладать менее отточенными навыками политической игры или будет политически слабее, он не сможет сохранить баланс между различными группировками внутри правящего режима, в результате чего между ними развернется борьба за экономические ресурсы, и режим просто развалится. С другой стороны, несложно предположить, что если преемник Путина окажется слишком сильным и займет конфронтационные позиции, то вероятность совершения против него дестабилизирующих шагов самим режимом от этого только повысится.
Не менее опасна вероятность того, что постпутинский режим может принять неправильный (то есть слишком торопливый) подход к ликвидации системы 'управляемой демократии'. Реализация такого подхода может активизировать дестабилизирующие, разрушающие силы, влияние которых было столь хорошо заметно в 90-е годы. Пример так называемых 'цветных революций', которые, по идее, должны были бы принести в страны бывшего Советского Союза 'настоящую демократию', сегодня смотрится весьма неубедительно. Что касается экономики, то опасности присутствуют и здесь. Например, если распечатать Стабилизационный фонд, то под угрозой окажется антиинфляционная стратегия власти и, соответственно, улучшение макроэкономического климата.
И еще одно. Некоторых аналитиков очень сильно беспокоит очевидная направленность нынешнего режима на 'огосударствление' экономики, углубление контроля государства над работой главных, 'стратегических' ее отраслей. Они указывают на возможность того, что под сенью такой системы в самом сердце российской экономики возникнут малоэффективные управленческие структуры.
Под этими опасениями есть, что и говорить, реальная основа. Если бы система была замкнута сама на себя, то подобные тенденции, вполне возможно, в конце концов, и возобладали бы. Однако преувеличивать в данном случае тоже нельзя. Если посмотреть на переходный период России как на цельный 'лес', а не разглядывать каждое отдельно взятое 'дерево', то становится очевидной ее фундаментальная трансформация: коммунистическая пустыня превратилась в бурно развивающуюся страну с рыночной экономикой, ставшую на международной арене 'энергетической сверхдержавой'. И происходила эта трансформация отнюдь не по капризу и не благодаря мудрости отдельно взятого человека, но сообразно логике рыночных сил; дело режима сводилось лишь к тому, чтобы не стоять на пути этих сил, а помогать им. Освободившись от пут коммунистической системы и преодолев неизбежный хаос первых лет новой жизни, экономика 'вошла в роль', восстановилась и начала повторную интеграцию в глобальную систему уже в совершенно ином, рыночном качестве. Развитие среды, которая при этом создается, во все большей степени зависит от собственной динамики экономики, то есть она уже менее подвержена влиянию политической нестабильности и ошибочных действий власти.
Кроме всего прочего, сам путинский режим - это далеко не тот замкнувшийся от мира кружок бывших товарищей президента по КГБ, каким его столь часто изображают. За годы своего существования он развился в сплоченный класс чиновников, политиков и лидеров бизнеса, объединенных стремлением к возрождению России в качестве великой державы. Этот класс весьма жизнеспособен и обладает всем необходимым для того, чтобы пережить своего создателя. Уход президента от власти согласно утвержденной процедуре, то есть в соответствии с конституцией, не только не представляет собой никакой опасности - наоборот, он может придать существующей системе дополнительную стабильность и предсказуемость.
Миру предстоит долгая 'новая холодная война' между демократическими ортодоксами под предводительством США и странами новой демократии - Россией и Китаем

Влад Собелл (Vlad Sobell), 22 сентября 2006
В России приближается день передачи президентской власти. В свете этого эра Путина должна рассматриваться как триумфальное восстановление статуса России и ее возвращение на мировую арену. Уход Путина согласно установленному порядку, то есть в соответствии с конституцией, укрепит стабильность внутри страны.
К сожалению, успехи России в преодолении внутренней нестабильности подогревают ее трения с другими странами, прежде всего с Соединенными Штатами. Происходит это не только потому, что возникновение на месте России 'энергетической сверхдержавы' нарушает баланс сил в мире. Есть и другая, не менее важная причина - изначальное недовольство сложившейся ситуацией со стороны самостоятельно демократизирующихся России и Китая.
Если Россия и Китай будут приняты в демократический проект на равных правах с другими его участниками, это приведет к сбою западного 'морального компаса', то есть единство Запада в 'войне с террором' будет подорвано. Откуда мы приходим к выводу, что 'потакательство' обеим бывшим тоталитарным державам или 'заискивание' перед ними есть вариант неприемлемый.
Эти психологические факторы будут и далее подливать масла в огонь новой 'холодной войны'. На этот раз война будет вестись против 'автократического интернационала' в лице России и Китая, который предположительно может объединиться и с 'осью зла'. К счастью, эти трения вряд ли выльются в такие же расходы и возникновение такого же риска для всего мира, каким обернулась реальная 'холодная война', поскольку в действительности мы наблюдаем не конфликт между двумя непримиримыми политическими и ценностными системами, а скорее между 'ортодоксальной' и 'новой' формами демократии.
Грозные прогнозы, которых не оправдал Путин
Хотя в эру Путина положение России самым существенным образом поправилось, его режим неоднократно обвиняли в том, что он проводит политику реставрации авторитаризма и вообще ведет Россию не в том направлении. Хотя для того, чтобы раз и навсегда остановить хаос 90-х годов, необходимо было в определенной мере применить методы 'контролируемой демократии', аргументы, гласящие, что кремлевская централизация - совершенно нездоровый способ осуществления посткоммунистической модернизации, все же не лишены основания.
Однако теперь, когда на горизонте уже маячит конец эры Путина, всем видно, что причин для подобных страхов не было совершенно никаких, а предположения аналитиков, на которых они были основаны, сами не были основаны ни на чем. Российская экономика не только не развалилась, но и берет одну высоту за другой, раз за разом опровергая ожидания неминуемого структурного замедления. Действительно, пополнение фонда золотовалютных резервов (а также Стабилизационного фонда, куда направляются незаработанные прибыли от высоких цен на нефть и газ) ускорилось под влиянием фактора мировых цен на энергоносители, который также способствовал поддержанию профицита бюджета, но экономическое развитие России нельзя сводить к влиянию только этого фактора. Если бы в стране проводилась совершенно неправильная политика, экономику не спасли бы от стагнации никакие прибыли от внешней торговли; напротив, увеличение коррупции и нежелание проводить структурные реформы, подпитанные свалившимися на страну деньгами, скорее всего, привели бы к еще более серьезному экономическому кризису. Решающими факторами развития России стали политическая стабильность и проводимая режимом реальная макроэкономическая политика.
С учетом этого приближающаяся дата передачи верховной власти в России (президентские выборы намечены на начало 2008 года) предстает в весьма тревожном свете. Возникает вероятность того, что страна снова скатится к нестабильности, и все, что сделано за эти годы, пропадет без следа. Например, если новый президент будет обладать менее отточенными навыками политической игры или будет политически слабее, он не сможет сохранить баланс между различными группировками внутри правящего режима, в результате чего между ними развернется борьба за экономические ресурсы, и режим просто развалится. С другой стороны, несложно предположить, что если преемник Путина окажется слишком сильным и займет конфронтационные позиции, то вероятность совершения против него дестабилизирующих шагов самим режимом от этого только повысится.
Не менее опасна вероятность того, что постпутинский режим может принять неправильный (то есть слишком торопливый) подход к ликвидации системы 'управляемой демократии'. Реализация такого подхода может активизировать дестабилизирующие, разрушающие силы, влияние которых было столь хорошо заметно в 90-е годы. Пример так называемых 'цветных революций', которые, по идее, должны были бы принести в страны бывшего Советского Союза 'настоящую демократию', сегодня смотрится весьма неубедительно. Что касается экономики, то опасности присутствуют и здесь. Например, если распечатать Стабилизационный фонд, то под угрозой окажется антиинфляционная стратегия власти и, соответственно, улучшение макроэкономического климата.
И еще одно. Некоторых аналитиков очень сильно беспокоит очевидная направленность нынешнего режима на 'огосударствление' экономики, углубление контроля государства над работой главных, 'стратегических' ее отраслей. Они указывают на возможность того, что под сенью такой системы в самом сердце российской экономики возникнут малоэффективные управленческие структуры.
Под этими опасениями есть, что и говорить, реальная основа. Если бы система была замкнута сама на себя, то подобные тенденции, вполне возможно, в конце концов, и возобладали бы. Однако преувеличивать в данном случае тоже нельзя. Если посмотреть на переходный период России как на цельный 'лес', а не разглядывать каждое отдельно взятое 'дерево', то становится очевидной ее фундаментальная трансформация: коммунистическая пустыня превратилась в бурно развивающуюся страну с рыночной экономикой, ставшую на международной арене 'энергетической сверхдержавой'. И происходила эта трансформация отнюдь не по капризу и не благодаря мудрости отдельно взятого человека, но сообразно логике рыночных сил; дело режима сводилось лишь к тому, чтобы не стоять на пути этих сил, а помогать им. Освободившись от пут коммунистической системы и преодолев неизбежный хаос первых лет новой жизни, экономика 'вошла в роль', восстановилась и начала повторную интеграцию в глобальную систему уже в совершенно ином, рыночном качестве. Развитие среды, которая при этом создается, во все большей степени зависит от собственной динамики экономики, то есть она уже менее подвержена влиянию политической нестабильности и ошибочных действий власти.
Кроме всего прочего, сам путинский режим - это далеко не тот замкнувшийся от мира кружок бывших товарищей президента по КГБ, каким его столь часто изображают. За годы своего существования он развился в сплоченный класс чиновников, политиков и лидеров бизнеса, объединенных стремлением к возрождению России в качестве великой державы. Этот класс весьма жизнеспособен и обладает всем необходимым для того, чтобы пережить своего создателя. Уход президента от власти согласно утвержденной процедуре, то есть в соответствии с конституцией, не только не представляет собой никакой опасности - наоборот, он может придать существующей системе дополнительную стабильность и предсказуемость.
Комментарий