Некоторые цитаты из книги:
История возникновения понятий диавол и сатана в ветхозаветные времена
Начнем с начала. Такие слова, как сатана, диавол, бесы, денница, или же Люцифер, падшие ангелы и тому подобное, просто-напросто не встречаются в книге Бытие. Во всем Ветхом Завете говорится, что исключительно один только Бог обладает всею силой и властью, Которому нет равных во всей Вселенной. Из Ветхого Завета совершенно ясно видно, что любой противник народа Божия действовал и был подвластен исключительно только Господу Богу. Обо всех Ангелах говорится, как о праведных и послушных служителях Божиих - даже о злых ангелах, которые могут погубить грешника, но все же, не без воли Божией. И народ Божий Израиль какое-то время верил в это - до тех пор, пока, как это часто происходило в истории народа Божия, они не подмешали в свои истинные верования суеверия окружающих их народов. Самые первые из Иудейских раввинов уже говорили о стремлении человека одинаково как ко злу (ецер ха-ра), так и к добру (ецер ха-тоб). Стремление ко злу было персонифицировано и образно названо диаволом: сатана и ецер ха-ра - одно и то же(1). Те же самые первые раввины отвергали мысль о восставших ангелах, а так же особенное их неприятие вызывала идея о том, что змеем в книге Бытие был сатана. В те времена диавол" Иудеев был ничем иным, как простой аллегорией, иносказанием стремления человечества ко злу(2). Стоит отметить, что издатель Талмуда в предисловии отметил, что ни в Талмуде, ни в Мидрашах не упоминается ни сатана, ни падшие ангелы(3).
Начнем с начала. Такие слова, как сатана, диавол, бесы, денница, или же Люцифер, падшие ангелы и тому подобное, просто-напросто не встречаются в книге Бытие. Во всем Ветхом Завете говорится, что исключительно один только Бог обладает всею силой и властью, Которому нет равных во всей Вселенной. Из Ветхого Завета совершенно ясно видно, что любой противник народа Божия действовал и был подвластен исключительно только Господу Богу. Обо всех Ангелах говорится, как о праведных и послушных служителях Божиих - даже о злых ангелах, которые могут погубить грешника, но все же, не без воли Божией. И народ Божий Израиль какое-то время верил в это - до тех пор, пока, как это часто происходило в истории народа Божия, они не подмешали в свои истинные верования суеверия окружающих их народов. Самые первые из Иудейских раввинов уже говорили о стремлении человека одинаково как ко злу (ецер ха-ра), так и к добру (ецер ха-тоб). Стремление ко злу было персонифицировано и образно названо диаволом: сатана и ецер ха-ра - одно и то же(1). Те же самые первые раввины отвергали мысль о восставших ангелах, а так же особенное их неприятие вызывала идея о том, что змеем в книге Бытие был сатана. В те времена диавол" Иудеев был ничем иным, как простой аллегорией, иносказанием стремления человечества ко злу(2). Стоит отметить, что издатель Талмуда в предисловии отметил, что ни в Талмуде, ни в Мидрашах не упоминается ни сатана, ни падшие ангелы(3).
(1) Rabbi Simon ben Lakish in The Babylonian Talmud, Baba Bathra 16a.
(2) Joshua Trachtenberg, The Devil And The Jews (New Haven: Yale University Press, 1943) p. 19.
(3) A. Cohen, Everymans Talmud (London: J.M. Dent, 1949), p. 55. The same fact is extensively noted in Roy A. Stewart, Rabbinic Theology: An Introductory study (Edinburgh: Oliver and Boyd, 1961), pp. 81-5, 88.
Хананейская мифология
Было очень верно отмечено, что сатана, в том виде, в котором мы его себе представляем, совершенно отсутствует в еврейской библии(4). Ветхий Завет говорит о том, что всей властью обладает исключительно один только Бог, Которому нет равных, и что грех порождается в уме человека. Так же ничего не говорится ни о войне между Ангелами, ни о том, что некоторые ангелы пали с небес на землю. Вместо этого Библия время от времени упоминает мифы окружающих Израиль народов о сатане, как личности, или же о чем-то близком к нему, для того чтобы развенчать этот миф. .... Еще один всем хорошо известный пример - это денница, или же Люцифер (см. 5-5) место, где повествуется о восходе и падении царя Вавилона, в котором вовсе не встречаются слова сатана, диавол и ангел. Однако сравнение Вавилонского царя с денницей, с утренней звездой предполагает существование связи этой истории с Ханаанским мифом о Афтар, блестящем сыне зари, который стремился вознести престол свой на краю Цафон, чтобы превзойти Ваала, но был низвержен. Скорее всего Исаия хотел сказать Израилю и Иуде, что следует обращать гораздо большее внимание на царя Вавилонского, на свои земные дела, нежели забивать голову размышлениями вселенского масштаба, мифами, с которыми они безусловно были знакомы. Народу Божию угрожала не какая-то шайка небесных бунтовщиков, а более близкий к ним царь Вавилона....
Было очень верно отмечено, что сатана, в том виде, в котором мы его себе представляем, совершенно отсутствует в еврейской библии(4). Ветхий Завет говорит о том, что всей властью обладает исключительно один только Бог, Которому нет равных, и что грех порождается в уме человека. Так же ничего не говорится ни о войне между Ангелами, ни о том, что некоторые ангелы пали с небес на землю. Вместо этого Библия время от времени упоминает мифы окружающих Израиль народов о сатане, как личности, или же о чем-то близком к нему, для того чтобы развенчать этот миф. .... Еще один всем хорошо известный пример - это денница, или же Люцифер (см. 5-5) место, где повествуется о восходе и падении царя Вавилона, в котором вовсе не встречаются слова сатана, диавол и ангел. Однако сравнение Вавилонского царя с денницей, с утренней звездой предполагает существование связи этой истории с Ханаанским мифом о Афтар, блестящем сыне зари, который стремился вознести престол свой на краю Цафон, чтобы превзойти Ваала, но был низвержен. Скорее всего Исаия хотел сказать Израилю и Иуде, что следует обращать гораздо большее внимание на царя Вавилонского, на свои земные дела, нежели забивать голову размышлениями вселенского масштаба, мифами, с которыми они безусловно были знакомы. Народу Божию угрожала не какая-то шайка небесных бунтовщиков, а более близкий к ним царь Вавилона....
(4) T.J. Wray and Gregory Mobley, The Birth Of Satan: Tracing The Devil's Biblical Roots (New York: Palgrave Macmillan, 2005) p. 52.
(5) Neil Forsyth, Satan And The Combat Myth (Princeton: Princeton University Press, 1989) chapter 2.
(6) This and other connections are developed in W.G. Lambert, The Background Of Jewish Apocalyptic (London: Athlone Press, 1978).
(7) This is but a brief summary of the careful research of John Day, God's Conflict With The Dragon And The Sea (Cambridge: Cambridge University Press, 1985). See especially pp. 38,39. It is also the interpretation of Marvin Pope, Job (New York: Doubleday) 1965 pp. 164-167.
Персидско-Вавилонское влияние
Особенно значительное влияние на Иудаизм оказала Персидская религия Зороастризма. Это философское движение зародилось в Персии около 600 года до Н.Э. и стало очень популярным к тому времени, когда Иудеи были приведены в Персидско-Вавилонский плен. В основе этой философии лежит понятие о добром боге света (Ахурамазда) и злом боге тьмы (Ариман). Хорошо известное место в Ис 45,5-7 звучит как явное предупреждение Израилю не покупаться на чуждую им философию, ибо только один Израильский Бог творит свет и тьму, добро и зло.... И все же Зороастризм оказал влияние на Иудеев, ибо и они стали думать, что Сам Господь Бог не может причинять людям зла, а потому Он и как бы далек от добра и зла, предоставляя следить за этим добрым и злым богам. В Соф 1,12 звучит предупреждение о заблуждении Персидской философии: Я со светильником осмотрю Иерусалим и накажу тех, которые сидят на дрожжах своих и говорят в сердце своем: не делает Яхве ни добра, ни зла. Ведь на самом деле Господу Богу далеко не безразличен ни этот мир ни то, как мы живем в нем, а потому именно Он творит тьму и свет, добро и зло.
Ариман Господь тьмы на Персидских барельефах изображен с крыльями, а отсюда появилось и представление о сатане, тоже имеющем крылья (хотя Библия хранит полное молчание на этот счет). Согласно Зороастризму Ариман позавидовал Юпитеру (Ормазде), попытавшись возмутить небо. Этот миф очень быстро прижился в Иудаизме, перекочевав в историю о восстании на небе, которая позже была переписана такими писателями, как Мильтон, став стандартным учением Христиан (даже, несмотря на то, что еврейская Библия и хранит полное молчание на этот счет). Об этом было сказано одним из очень внимательных и вдумчивых читателей Библии, который посвятил Библии всю свою сознательную жизнь: В религии евреев, до их изгнания, все на небе и на земле, все хорошее и плохое, делалось Яхве. В те времена диавол не существовал(3).
Особенно значительное влияние на Иудаизм оказала Персидская религия Зороастризма. Это философское движение зародилось в Персии около 600 года до Н.Э. и стало очень популярным к тому времени, когда Иудеи были приведены в Персидско-Вавилонский плен. В основе этой философии лежит понятие о добром боге света (Ахурамазда) и злом боге тьмы (Ариман). Хорошо известное место в Ис 45,5-7 звучит как явное предупреждение Израилю не покупаться на чуждую им философию, ибо только один Израильский Бог творит свет и тьму, добро и зло.... И все же Зороастризм оказал влияние на Иудеев, ибо и они стали думать, что Сам Господь Бог не может причинять людям зла, а потому Он и как бы далек от добра и зла, предоставляя следить за этим добрым и злым богам. В Соф 1,12 звучит предупреждение о заблуждении Персидской философии: Я со светильником осмотрю Иерусалим и накажу тех, которые сидят на дрожжах своих и говорят в сердце своем: не делает Яхве ни добра, ни зла. Ведь на самом деле Господу Богу далеко не безразличен ни этот мир ни то, как мы живем в нем, а потому именно Он творит тьму и свет, добро и зло.
Ариман Господь тьмы на Персидских барельефах изображен с крыльями, а отсюда появилось и представление о сатане, тоже имеющем крылья (хотя Библия хранит полное молчание на этот счет). Согласно Зороастризму Ариман позавидовал Юпитеру (Ормазде), попытавшись возмутить небо. Этот миф очень быстро прижился в Иудаизме, перекочевав в историю о восстании на небе, которая позже была переписана такими писателями, как Мильтон, став стандартным учением Христиан (даже, несмотря на то, что еврейская Библия и хранит полное молчание на этот счет). Об этом было сказано одним из очень внимательных и вдумчивых читателей Библии, который посвятил Библии всю свою сознательную жизнь: В религии евреев, до их изгнания, все на небе и на земле, все хорошее и плохое, делалось Яхве. В те времена диавол не существовал(3).
(1) Paul Carus, The History Of The Devil And The Idea Of Evil (New York: Gramercy Books, 1996) p. 58.
(2) I have exemplified this at length in Bible Lives Chapter 11.
(3) J.B. Russell, The Devil (Ithaca: Cornell University Press, 1977) p. 174.
1-1-2 Греческое влияние
Под конец ветхозаветных времен на Иудейское мышление о диаволе сильное влияние оказала Греция. Их представление о тартаре (подземном месте тьмы для нечестивых), о асфоделе (нечто вроде чистилища) и элизии (нечто вроде небесного рая для праведников) были быстро подхвачены Иудаизмом, хотя все это и остро противоречило простому и ясному откровению Библии о могиле (аде) и положении мертвых, как о том вкратце было написано в параграфе 2-5. У греков существовало множество различных легенд о войнах между богами (один из которых был в образе змея), часто заканчивающиеся восстанием и последующим изгнанием (как в случаях Прометея с Зевсом, Фаэтона и проч.) Все это, тесно перемешавшись со всеми остальными представлениями Иудеев, вылилось в четкую картину личности сатаны. Рога и волосатое тело греческого бога Пан, трезубец Посейдона и крылья Гермеса все это, соединившись вместе, стало образом еврейского сатаны, что впоследствии перекочевало в веру в такое мифическое существо и заблудшего Христианства. А потому нет ничего удивительного в том, что Ориген и так называемые отцы церкви обвинялись и критиковались за то, что они переняли языческие представления и мифы о диаволе. ..
Не богодухновенная апокрифическая книга Еноха содержит Иудейское повествование о том, как поставленные на стражу Ангелы были заключены в земных долинах после того, как они, якобы, переспали с дочерями человеческими история, основанная явно на греческой мифологии о судьбе Титанов, после того как Зевс победил их, а также напоминающая заключение в долину суда сынов Урана. И все же эти Иудейские сказки об Ангелах впоследствии перекочевали в официальное Христианство. ...
Под конец ветхозаветных времен на Иудейское мышление о диаволе сильное влияние оказала Греция. Их представление о тартаре (подземном месте тьмы для нечестивых), о асфоделе (нечто вроде чистилища) и элизии (нечто вроде небесного рая для праведников) были быстро подхвачены Иудаизмом, хотя все это и остро противоречило простому и ясному откровению Библии о могиле (аде) и положении мертвых, как о том вкратце было написано в параграфе 2-5. У греков существовало множество различных легенд о войнах между богами (один из которых был в образе змея), часто заканчивающиеся восстанием и последующим изгнанием (как в случаях Прометея с Зевсом, Фаэтона и проч.) Все это, тесно перемешавшись со всеми остальными представлениями Иудеев, вылилось в четкую картину личности сатаны. Рога и волосатое тело греческого бога Пан, трезубец Посейдона и крылья Гермеса все это, соединившись вместе, стало образом еврейского сатаны, что впоследствии перекочевало в веру в такое мифическое существо и заблудшего Христианства. А потому нет ничего удивительного в том, что Ориген и так называемые отцы церкви обвинялись и критиковались за то, что они переняли языческие представления и мифы о диаволе. ..
Не богодухновенная апокрифическая книга Еноха содержит Иудейское повествование о том, как поставленные на стражу Ангелы были заключены в земных долинах после того, как они, якобы, переспали с дочерями человеческими история, основанная явно на греческой мифологии о судьбе Титанов, после того как Зевс победил их, а также напоминающая заключение в долину суда сынов Урана. И все же эти Иудейские сказки об Ангелах впоследствии перекочевали в официальное Христианство. ...
Увеличивающееся проникновение язычества
Во все время своего существования Христианство, встречаясь с язычеством, всегда кое-что впитывало в себя от него. Д. Б. Рассел так вкратце характеризует это явление: На Христианское представление о диаволе должно быть сильно повлиял народный фольклор, частично сохранившийся на средиземноморье, а частично пришедший из кельтской, тевтонской и славянских религий севера. Языческие представления проникали в Христианство, тогда как Христианские представления проникали в язычество(1). Так, например, кельтский бог преисподней, обладавший рогами, был быстро воспринят Христианством точно так же, как и языческий праздник 25-го декабря очень скоро превратился в Рождество Христово. Диавол стал походить на рогатые божества скандинавов, почему и мысль о том, что у диавола есть рога так широко распространилась среди Христианского искусства (чему совершенно нет никаких подтверждений в Библии). После внимательного изучения представлений скандинавов об образе диавола Хильда Дэвидсон пишет о том, что вместо того, чтобы благовестие о Царстве Божием распространилось среди этих народов, эти совершенно противоположные и чуждые представления, проникли в Христианство(2). После того, как понятие о диаволе срослось с представлением о боге по имени Пан, у него появились копыта, козлиная волосатость и огромный нос(3). Сатану уже перестали изображать с длинными и темными волосами, теперь у него волосы были, хотя и длинными, но редкими - такими же как у североевропейских богов зла. Таким образом новообращенным Христианам разрешалось сохранять кое-что из своей прежней веры, что со временем становилось так же основной частью и общепризнанной Христианской веры. Например, североевропейский страх перед бесами, входящими в человека, привел к прикрыванию рта рукой при зевании, а так же к страху перед чиханием, в время которого бесы вместе с воздухом могут влететь в человека. Христиане все эти обычаи стали применять в жизни, прибавляя, когда кто-то чихал, будь здоров.
Во все время своего существования Христианство, встречаясь с язычеством, всегда кое-что впитывало в себя от него. Д. Б. Рассел так вкратце характеризует это явление: На Христианское представление о диаволе должно быть сильно повлиял народный фольклор, частично сохранившийся на средиземноморье, а частично пришедший из кельтской, тевтонской и славянских религий севера. Языческие представления проникали в Христианство, тогда как Христианские представления проникали в язычество(1). Так, например, кельтский бог преисподней, обладавший рогами, был быстро воспринят Христианством точно так же, как и языческий праздник 25-го декабря очень скоро превратился в Рождество Христово. Диавол стал походить на рогатые божества скандинавов, почему и мысль о том, что у диавола есть рога так широко распространилась среди Христианского искусства (чему совершенно нет никаких подтверждений в Библии). После внимательного изучения представлений скандинавов об образе диавола Хильда Дэвидсон пишет о том, что вместо того, чтобы благовестие о Царстве Божием распространилось среди этих народов, эти совершенно противоположные и чуждые представления, проникли в Христианство(2). После того, как понятие о диаволе срослось с представлением о боге по имени Пан, у него появились копыта, козлиная волосатость и огромный нос(3). Сатану уже перестали изображать с длинными и темными волосами, теперь у него волосы были, хотя и длинными, но редкими - такими же как у североевропейских богов зла. Таким образом новообращенным Христианам разрешалось сохранять кое-что из своей прежней веры, что со временем становилось так же основной частью и общепризнанной Христианской веры. Например, североевропейский страх перед бесами, входящими в человека, привел к прикрыванию рта рукой при зевании, а так же к страху перед чиханием, в время которого бесы вместе с воздухом могут влететь в человека. Христиане все эти обычаи стали применять в жизни, прибавляя, когда кто-то чихал, будь здоров.
2Тим.2:26 чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.
Евр.2:14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,
За что же мучения такому "доброму" и "верному" сатане ???
Откр.20:10 а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.
Для меня (например) самое страшное в аду - это то, что там будет он-сатан.
А по поводу опасности - так не читайте
(Откровение Иоанна Богослова 5:11)
И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу
(Откровение Иоанна Богослова 7:11)
(Псалтирь 148:2)
(Псалтирь 102:20)
(Послание к Евреям 1:14)
(Послание к Евреям 1:13)
24 рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
25 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
26 чтобы они освободились от сети клеветника, который уловил их в свою волю. (2 Тим. 2:23-26)
Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.(2 Тим. 3:1-5)
Либо так:
24 рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
25 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
26 чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю. (2 Тим. 2:23-26)
Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
3 непримирительны, диаволы, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.(2 Тим. 3:1-5)
Так кем станут люди(и стали уже) : клеветниками или дьяволами? И кто уловил в свои сети братьев: клеветник или рогатый демон?
15. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.
(Откровение Иоанна Богослова 20:14,15)
Кто этот дьявол из Откр. 20:10?
Он?
2. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет
(Откровение Иоанна Богослова 20:1,2)
4. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца.
(Откровение Иоанна Богослова 12:3,4)
А не затруднит ли вас объяснить следующие слова:
8. но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
9. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
10. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.
11. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти.
(Откровение Иоанна Богослова 12:7-11)
И если не сложно, объясните что за женщина , одетая в солнце, что за младенец, что за звезды, откуда пустыня на небе?
А что за древний змей такой?