Ладно, можно начать с икон.
Апостолы писали иконы? Какие ранние источники могли бы об этом сказать? Этопредания не ранее 5 века, начала почитания Богородицы, почему и приписаны первые иконы Луке. Но это не сведения 1 или 2 века.
Символические изображения - были, разумеется, очень давно, наверное, со 2 века. Но сейчас вы пастушка в тунике с овечкой на плече иконой все-таки не назовете.
Икона - миссионерское средство в культуре, где ЛЮБЯТ изображение, где понимают, что честь образа восходит к первообразу. Это же не Василий, в самом деле, придумал, - это все язычники понимали. Икона - клин, которым выбиваются идолы без повреждения эстетического чувства человека. Была хранительницей Эфеса Артемида, а теперь стала Мария Богородица, могилу которой именно в ЕФЕСЕ чтили в 431 году. на момент 3 Вселенского Собора - ДО возникновения Иерусалимской версии Успения. Простому человеку все понятно: у города ДОЛЖНА БЫТЬ СВЯТАЯ ДЕВА ЗАСТУПНИЦА !! И ее многочисленные изображения.
Когда христианство стало государственным, и много людей пошло в церковь - это был постоянный путь. Кто не хочет отвечать на призыв Бога лично и сознательно, тому помогают сменить его идолов. Читайте Лескова: "для меня, - говорит алтаец. - и Троица Бог, и Никола Бог, и Богородица Бог, и солнце Бог - я всех богов благочестиво чту." К сожалению, христианизация часто ходит такими путями.
Протестантский фундаментализм здесь захочет хлопнуть в ладоши, но я заранее хлопаю его по рукам.
Такой процесс - это не есть однозначное зло! Добра в нем больше. Потому что во славу идолов блудили и жарили людей, а во славу даже вот так воспринятого истинного Бога таких мерзостей все-таки не делали. Так что даже такая христианизация - это все-таки хорошо, хотя и не слишком.
Итак, икона здесь несла добро и примирение.
Иконопочитание утверждается в эпоху христологических споров и богословие ее довольно просто. Икона Бога, разумеется, недопустима, это идол, но икону Спасителя Иисуса Христа мы изображаем, утверждая РЕАЛЬНОСТЬ ЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ природы. Исторически было так - против монофизитства.
Иконоборчесво 8-9 века выступило против случаев явного фетишизма и колдовства с применением икон: некоторые извращенцы-попы крошили кусочки с них в евхаристическую чашу, назначали иконы в крестные воспреемники. Но опять же - подошли с протестантским фундаментализмом к вытеснению "православного" фундаментализма. Результат - 150 лет внутренних репрессий и гражданской войны.
Золотая серединка - исповедание 7-го Вселенского Собора. Где говорится о том, что иконы писать - дело доброе, чтобы взирать на них, возбуждая доброе чувство к Первообразному, но ни в коем случае не боготворя. Но там ничего нет об ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ икон, о том, что икона - это пособие для молитвы.
И следующий этап, на мой взгляд уже снова перегибающий палку: сказания о намоленных иконах, о благодати от икон и т.п. лжебогословие, которое не есть установление ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ. Да, могут быть иконы, памятные в истории, с этим спора нет, как памятные места и даты. Да, икона помогает поддержать молитвенное настроение. Но помощь (тем более, благодать) дает Бог не в какой-то жесткой "привязке" к иконе или, тем более, к ее намоленности.
И конечно, очень часто бывает, что в неграмотной православной среде икона психологически воспринимается, как идол, ничуть не меньше. Это, к сожалению, бывает. Выход - только просвещение ( не ругань и хула, Павел!), но при этом нужно знать плюсы и минусы.
Видите, вкратце примерно так, все далеко не просто.
Вывод: крайне неверно только в связи с этим вопросом предавать анафеме.
Чего и не делали 7-й Вселенский Собор и собор 842 г, восстановивший иконопочитание, принявшие почти в полном составе весь бывший иконоборческий епископат в сущем сане (за вычетом оголтелых иконоборческих фундаменталистов). А формальная, безадресная анафема - ну, это у греков волшебное слово, типа до свидания.
- - - Добавлено - - -
Спасибо, брат, подожди чуть подольше, до святых еще доберемся, и эти стихи припомним.
Я уж просто по порядку начал.
Апостолы писали иконы? Какие ранние источники могли бы об этом сказать? Этопредания не ранее 5 века, начала почитания Богородицы, почему и приписаны первые иконы Луке. Но это не сведения 1 или 2 века.
Символические изображения - были, разумеется, очень давно, наверное, со 2 века. Но сейчас вы пастушка в тунике с овечкой на плече иконой все-таки не назовете.
Икона - миссионерское средство в культуре, где ЛЮБЯТ изображение, где понимают, что честь образа восходит к первообразу. Это же не Василий, в самом деле, придумал, - это все язычники понимали. Икона - клин, которым выбиваются идолы без повреждения эстетического чувства человека. Была хранительницей Эфеса Артемида, а теперь стала Мария Богородица, могилу которой именно в ЕФЕСЕ чтили в 431 году. на момент 3 Вселенского Собора - ДО возникновения Иерусалимской версии Успения. Простому человеку все понятно: у города ДОЛЖНА БЫТЬ СВЯТАЯ ДЕВА ЗАСТУПНИЦА !! И ее многочисленные изображения.
Когда христианство стало государственным, и много людей пошло в церковь - это был постоянный путь. Кто не хочет отвечать на призыв Бога лично и сознательно, тому помогают сменить его идолов. Читайте Лескова: "для меня, - говорит алтаец. - и Троица Бог, и Никола Бог, и Богородица Бог, и солнце Бог - я всех богов благочестиво чту." К сожалению, христианизация часто ходит такими путями.
Протестантский фундаментализм здесь захочет хлопнуть в ладоши, но я заранее хлопаю его по рукам.
Такой процесс - это не есть однозначное зло! Добра в нем больше. Потому что во славу идолов блудили и жарили людей, а во славу даже вот так воспринятого истинного Бога таких мерзостей все-таки не делали. Так что даже такая христианизация - это все-таки хорошо, хотя и не слишком.
Итак, икона здесь несла добро и примирение.
Иконопочитание утверждается в эпоху христологических споров и богословие ее довольно просто. Икона Бога, разумеется, недопустима, это идол, но икону Спасителя Иисуса Христа мы изображаем, утверждая РЕАЛЬНОСТЬ ЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ природы. Исторически было так - против монофизитства.
Иконоборчесво 8-9 века выступило против случаев явного фетишизма и колдовства с применением икон: некоторые извращенцы-попы крошили кусочки с них в евхаристическую чашу, назначали иконы в крестные воспреемники. Но опять же - подошли с протестантским фундаментализмом к вытеснению "православного" фундаментализма. Результат - 150 лет внутренних репрессий и гражданской войны.
Золотая серединка - исповедание 7-го Вселенского Собора. Где говорится о том, что иконы писать - дело доброе, чтобы взирать на них, возбуждая доброе чувство к Первообразному, но ни в коем случае не боготворя. Но там ничего нет об ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ икон, о том, что икона - это пособие для молитвы.
И следующий этап, на мой взгляд уже снова перегибающий палку: сказания о намоленных иконах, о благодати от икон и т.п. лжебогословие, которое не есть установление ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ. Да, могут быть иконы, памятные в истории, с этим спора нет, как памятные места и даты. Да, икона помогает поддержать молитвенное настроение. Но помощь (тем более, благодать) дает Бог не в какой-то жесткой "привязке" к иконе или, тем более, к ее намоленности.
И конечно, очень часто бывает, что в неграмотной православной среде икона психологически воспринимается, как идол, ничуть не меньше. Это, к сожалению, бывает. Выход - только просвещение ( не ругань и хула, Павел!), но при этом нужно знать плюсы и минусы.
Видите, вкратце примерно так, все далеко не просто.
Вывод: крайне неверно только в связи с этим вопросом предавать анафеме.
Чего и не делали 7-й Вселенский Собор и собор 842 г, восстановивший иконопочитание, принявшие почти в полном составе весь бывший иконоборческий епископат в сущем сане (за вычетом оголтелых иконоборческих фундаменталистов). А формальная, безадресная анафема - ну, это у греков волшебное слово, типа до свидания.
- - - Добавлено - - -
Я уж просто по порядку начал.