В. Отдать долги

«А Закхей встал и сказал Господу: Вот, половину моего имущества, Господь, я отдаю нищим, и, если я у кого-то что-нибудь отобрал ложным обвинением, возмещаю вчетверо» (Лк. 19:8). Поступок Закхея не был результатом догматического учения; его поступок был результатом работы Святого Духа. Если бы он был результатом догматического учения, была бы возвращена только та сумма, которую нужно было вернуть, ни больше, ни меньше. Но поскольку это была работа Святого Духа, сумма могла быть другой; она могла быть чуть больше или чуть меньше. Закхей сказал: «Если я у кого-то что-нибудь отобрал ложным обвинением, возмещаю вчетверо». На самом деле, возмещения в двукратном размере было бы более чем достаточно. Согласно принципу, изложенному в Левите, нужно было добавить одну пятую первоначальной суммы. Чтобы погасить долг в тысячу долларов, вам пришлось бы заплатить тысячу двести долларов. Но если человека что-то затронуло, он может заплатить столько, сколько велит ему Дух Господень. Он может быть затронут так, что возместит вчетверо или вдесятеро. Здесь излагается лишь принцип. Когда мы читаем Библию, нам должно быть ясно, что сказанное здесь не просто учение. Это результат водительства Святого Духа, когда Он действует в человеке.
Допустим, что перед тем как вы стали верующим, вы занимались вымогательством или мошенничеством, совершали кражи или приобретали что-либо нечестным путем. Теперь же, когда Господь работает внутри, вам необходимо должным образом покончить с этими вещами. Это не имеет ничего общего с прощением, полученным вами от Господа, но очень тесно связано с вашим свидетельством.
Допустим, до того как я спасся, я украл у кого-то тысячу долларов. Если я не разрешил до конца этой проблемы, то как я буду благовествовать этому человеку после своего спасения? В то время как я ему благовествую, его сердцу, вероятно, не даёт покоя эта тысяча долларов. Без сомнения, я получил прощение от Бога, но у меня нет надлежащего свидетельства перед человеком. Я не могу сказать: «Раз Бог меня простил, уже не важно, верну я ему эти деньги или нет». Нет, это связано с моим свидетельством.
Пожалуйста, помните, что Закхей возместил вчетверо ради своего свидетельства. В то время все говорили: «Как Господь может останавливаться в доме этого грешника? Он ограбил и обманул столько людей!» Все они были возмущены. В то время как они говорили это, Закхей встал и сказал: «Если я у кого-то что-нибудь отобрал ложным обвинением, возмещаю вчетверо». Это возмещение в четырёхкратном размере не было обязательным условием для того, чтобы стать сыном Авраама, и оно не было обязательным условием для того, чтобы Божье спасение пришло в дом Закхея. Это возмещение в четырёхкратном размере было результатом того, что Божье спасение пришло в дом Закхея, и того, что он стал сыном Авраама. Благодаря этому акту возмещения у Закхея появилось свидетельство перед человеком. Это стало основой его свидетельства.
Я знал одного брата, который был не очень честным в финансовых делах до того, как он уверовал в Господа. Многие из его одноклассников принадлежали к верхнему слою среднего класса. После того как он уверовал в Господа, он ревностно начал вести своих одноклассников к Господу. Но плодов у него было немного. Хотя он ревностно благовествовал им, они в своем сердце говорили: «О чём он говорит? А как же все наши деньги?» Его прошлое не было искоренено в нём. Этот брат не последовал примеру Закхея. Его грехи были прощены перед Богом. Все его проблемы были решены. Но не был решён вопрос, касающийся его денег, перед его одноклассниками. Прежде чем свидетельствовать другим, ему необходимо было исповедаться и возместить ущерб, причинённый всеми его прошлыми проступками. Восстановление его свидетельства зависело от уничтожения его прошлого.
Как я уже сказал, Закхей стал сыном Авраама не потому, что воздал вчетверо. И спасение он обрёл не потому, что воздал вчетверо. Наоборот, он воздал вчетверо потому, что он был сыном Авраама. Он воздал вчетверо потому, что был спасён. Воздав вчетверо, он заставил замолчать других. Они больше не могли ничего сказать. Его четырёхкратное возмещение намного превзошло размер его долга, тем самым заставив замолчать других и восстановив его свидетельство.
Братья и сёстры, причинили ли вы кому-либо какой-нибудь вред до того, как стали верующими? Должны ли вы кому-нибудь что-либо? Приносили ли вы к себе домой вещи, принадлежавшие другим? Доставали ли вы что-либо нечестным путем? Если да, то вам нужно должным образом покончить со всем этим. Покаяние христианина должно состоять в исповедовании его прошлых проступков, в то время как покаяние обычных людей состоит лишь в изменении их нынешнего поведения. Например, если я обычный человек и у меня вспыльчивый характер, я должен лишь сдерживать свою вспыльчивость. Но если я христианин, то помимо того чтобы сдерживать свою вспыльчивость, я должен ещё и извиниться за свою вспыльчивость в прошлом. Помимо того что я должен держать себя в руках перед Богом, я должен также извиниться за свою вспыльчивость в прошлом перед людьми. Только тогда с этим вопросом будет покончено.
Допустим, в прошлом вы у кого-то что-то украли. Ваша проблема перед Богом решена, если вы больше не крадёте. Точно так же, если вы когда-нибудь брали вещи, принадлежавшие другим, эта проблема будет решена, как только вы прекратите делать это. Однако для того чтобы иметь свидетельство перед людьми, этого недостаточно. Если вы украли что-то даже три года назад, другие могут по-прежнему считать вас вором. После уверования в Господа вы должны представить людям свидетельство; вы должны устранить проблемы, вызванные вашими прошлыми ошибками. Только тогда ваша позиция будет ясной.
Но возникает сложная проблема. Допустим, вы украли у кого-то десять тысяч долларов. Что вам делать, если у вас на данный момент нет и одной тысячи долларов? В принципе, вы должны исповедаться в этом человеку, которого вы обокрали. Вы должны откровенно сказать ему, что в настоящее время вы не можете возместить ему причинённый ущерб. Можете вы возместить ущерб прямо сейчас или нет это другой вопрос; вы всё равно должны исповедаться перед ним и свидетельствовать ему. Если вы не свидетельствуете сейчас, то уже не сможете свидетельствовать до конца своей жизни.
Пожалуйста, помните, что во время вашего свидетельства на вас могут влиять какие-то личные проблемы. Но вам не удастся уйти от решения этих проблем. Вам всё равно придётся решать эти проблемы. Вы сможете обрести свидетельство перед людьми только после того, как решите все свои проблемы.
Некоторые совершили в прошлом убийство. Что им теперь делать? Это часть их прошлого. В Библии есть двое убийц, которые спаслись. Один из них непосредственно участвовал в совершении убийства, а другой был причастен к убийству косвенно. Первый это грабитель на кресте. В греческом языке слово, переведённое как «грабитель», обозначает не просто грабителя, а преступника, совершившего такие злодеяния, как убийства и поджоги. Он был не просто вором, он занимался грабежом и убийствами. После того как он уверовал в Господа, его грехи были прощены. Библия не говорит о том, как он уничтожил своё прошлое. Вторым из них является Павел. Он не принимал прямого участия ни в одном убийстве. Однако он был соучастником в убийстве Стефана, и он присматривал за одеждой тех, кто убивал Стефана. Но как Павел решал эту проблему после своего спасения, нигде не описано.
В принципе, я уверен, что, когда убийца уверует в Господа, его грехи остаются позади. Нет ни одного греха, которого нельзя было бы смыть кровью. Грабителю не нужно было ничего делать для того, чтобы уничтожить своё прошлое. Фактически, у него не было никакой возможности что-либо сделать. Господь сказал ему: «Сегодня будешь со Мной в раю» (Лк. 23:43). Поэтому, когда мы сталкиваемся с подобными случаями, нам не следует излишне обременять совесть других, если, конечно, Бог сперва не поработал в сердце этого человека. Это объясняется тем, что в этих двух случаях в Новом Завете, где говорится о причастности к убийству: в одном прямой, а в другом косвенной, Бог не уделяет внимания исправлению прошлого. Однако я уверен, что некоторым совесть не даёт покоя не потому, что они страдают от обычных обвинений, а потому, что Бог работает в них. В таких случаях мы не должны препятствовать им выражать своё сожаление семье жертвы.