Г. Природа и функция четырёх законов

Какова природа и функция этих четырёх законов вне нас и внутри нас? Божий закон состоит из Божьих постановлений, и его природа является святой, праведной и доброй. Этот находящийся вне нас закон позволяет нам знать, что Бог осуждает и что Он оправдывает. Он требует, чтобы мы отвергали всё, что Бог осуждает, и делали всё, что Бог оправдывает, чтобы соответствовать Божьим святым, праведным и добрым постановлениям.
Закон добра в нашем разуме, происходящий от сотворённой человеческой доброй жизни, содержит добрую человеческую природу и в точности соответствует Божьему закону вне нас. Этот закон производит в нас, а точнее, в нашем разуме, желание делать добро. В частности, когда Божий закон вне нас требует, чтобы мы были добрыми, закон добра внутри нас склоняет нас делать добро. Таким образом, наш разум находит отраду в том, чтобы подчиняться Божьему закону вне нас. Именно это говорит апостол: «Разумом я сам служу закону Божьему» (Рим. 7:25).
Закон греха в наших членах, происходящий от злой и падшей жизни Сатаны в нашей плоти, содержит злую природу Сатаны. Злая жизнь Сатаны это то «зло», которое находится в нашей плоти, и тот «грех», который обитает в нас (Рим. 7:21, 20). Закон, исходящий из этой злой жизни, побуждает нас грешить, потому что это «закон греха». Этот закон побуждает нашу плоть выражать её природную силу творить зло и воюет против закона добра в нашем разуме. Когда закон добра в нашем разуме производит в нас желание делать добро, закон греха поднимается, чтобы воевать против закона разума и сделать нас своими пленниками (Рим. 7:23). Поэтому мы не только не способны исполнить своё желание делать добро и удовлетворить добрым требованиям Божьего закона, но и подчиняемся закону греха в наших членах, совершая всевозможные грехи и делаясь мёртвыми, как описано в Рим. 7:21-24. Следовательно, мы грешим не согласно своему выбору и не по своей воле, а из-за закона греха, который действует внутри нас.
Итак, мы видим, что внутри нас, падших людей, есть два противоположных закона. Первый происходит от сотворённой доброй жизни и действует в разуме нашей души, производя в нас желание делать добро. Второй происходит от падшей злой жизни Сатаны и действует в членах нашего тела, побуждая нас грешить. Эти два противоположных закона, производящие противоположное действие в нашем разуме и в наших членах, воюют друг против друга. В результате закон греха, как правило, побеждает закон добра. Поэтому мы не в состоянии делать добро, которое мы хотим делать, и вынуждены делать зло, которого мы делать не хотим. Китайцы называют это войной между благоразумием и вожделением. Благоразумие это присущий нашей сотворённой жизни элемент, стремящийся делать добро, а вожделение это обитающий в нашем падшем теле грех, или находящееся в нашей плоти зло. Благоразумие частично происходит из нашей человеческой совести, но действует оно в нашем разуме. Следовательно, добрые качества, являющиеся результатом «благоразумия», либо происходят из нашего разума, либо проходят через него. Вожделение связано с нашей падшей человеческой природой, но действует оно в членах нашего тела. Поэтому зло, являющееся результатом вожделения, происходит от вожделения. Вот почему человек с сильным интеллектом больше способен делать добро, а человек с вспыльчивым характером легче делает зло. Другими словами, всё добро, совершаемое людьми, либо происходит от интеллекта в разуме, либо проходит через него, а всё зло, совершаемое людьми, является следствием вожделения в членах. Если в человеке преобладает благоразумие в разуме, он делает добро. Если на первый план выходит вожделение в членах, человек начинает делать зло.
Некоторые люди думают, что подобная война это то же самое, что борьба, о которой говорится в 5-й главе Послания к галатам. Это неверно. В 5-й главе Послания к галатам говорится, что плоть противостоит Духу. Это происходит только после того, как мы спасаемся и получаем Святого Духа. Но война между двумя законами это война между падшей, злой жизнью Сатаны и сотворённой доброй жизнью, которая существовала ещё до нашего спасения. Следовательно, эта внутренняя война идёт ещё до нашего спасения. Та же самая война между добром и злом идёт во всех мирских людях.
Грех, от которого происходит закон греха, это жизнь Сатаны, поэтому он живой. Слово «Грех» с большой буквы указывает на нечто одушевлённое и единственное в своём роде. Во вселенной есть только один Бог и только один Грех. «Грех» это особый термин и единственный в своём роде объект. «Грех» это другое имя Сатаны. Поэтому в главах с 5-й по 8-ю Послания к римлянам говорится, что Грех может царствовать, господствовать над нами, делать нас рабами, противящимися Богу, обитать в нас и властвовать над нами, вынуждая нас делать зло, которого мы не хотим. Многочисленные внешние грехи это лишь греховные поступки, являющиеся результатом действия единственного Греха внутри нас. Этот Грех является корнем и источником всех грехов.
Каким образом Сатана заставляет нас совершать внешние грехи? Мы уже увидели, что Грех обитает в нашем теле. Однако органом, побуждающим нас к действию, является не тело, а воля. Относящаяся к человеческой душе воля, находясь под управлением Сатаны и подчиняясь приказам Греха, подстрекает человеческое тело грешить. Следовательно, хотя Сатана обитает в нашем теле, его разрушающая работа проникает от поверхности к центру. Используя тело в качестве своего плацдарма, он распространяет яд греха, нанося вред нашей душе и нашему духу, пока всё наше существо не станет растлённым. Поэтому в 17-й главе Книги пророка Иеремии говорится: «Лукаво сердце человеческое более всего». В 1-й главе Послания к римлянам и в 7-й главе Евангелия от Марка также говорится, что в человеке есть множество грехов. Эти места из Писаний доказывают, что человек полностью растлён Грехом внутри и полон грехов. Следовательно, сегодня в душе человека находится порочный разум, осквернённые чувства и бунтарская воля; более того, даже его дух помрачён. Всё это результаты работы Греха в человеке.
Но благодарение Господу, что в нас, спасённых, есть не только два закона: добра и зла, человека и Сатаны, но и закон Духа Божьей жизни. Поскольку этот закон происходит из Духа Божьей жизни, он исходит из несотворённой, божественной жизни Бога. Что касается природы, которая является и божественной, и вечной, то из всех разновидностей жизней во вселенной только Божья жизнь является жизнью. (Это подробно рассматривалось в главе первой «Что такое жизнь?») Таким образом, природа Божьей жизни это «жизнь». Поскольку закон Духа жизни происходит от Божьей жизни, его природой является «жизнь», так же как «жизнь» является природой Божьей жизни. Этого нельзя сказать о двух других законах, один из которых добрый, а другой злой в соответствии с жизнью, от которой они происходят.
Согласно откровению в Писании, жизнь это не то же самое, что добро. Здесь мы видим три главных момента: во-первых, жизнь это природа Божьей жизни, а добро это природа человеческой жизни; во-вторых, жизнь это добро, но добро это не обязательно жизнь; в-третьих, дерево жизни и дерево добра и зла в Эдемском саду свидетельствуют о том, что жизнь и добро это определённо не одно и то же. Жизнь, добро и зло это три разных, независимых понятия.
Мы должны понять не только то, что жизнь и добро это не одно и то же, но и то, что добро бывает разным. Есть Божье добро, а есть человеческое добро. Божье добро исходит из Божьей жизни и содержит природу Божьей жизни. Человеческое добро исходит из человеческой жизни и содержит только человеческую добрую природу. Добро, о котором говорится в Эф. 2:10 и 2 Тим. 2:21, это добро, которое мы являем посредством жизни Божьей; следовательно, это добро, происходящее из жизни Божьей, это Божье добро. Добро, о котором говорится в Мф. 12:35, Рим. 7:18, 19, 21 и 9:11, это добро, которое мы являем согласно собственной жизни; следовательно, это добро, происходящее из человеческой жизни, это просто человеческое добро. Добро, происходящее из человеческой жизни, это всего лишь человеческое добро, в нём нет природы «жизни», нет Божьего элемента. Только Божье добро, происходящее из Божьей жизни, не только является добрым, но также имеет природу «жизни» и элемент Самого Бога. Таким образом, когда мы говорим, что жизнь это не то же самое, что добро, мы имеем в виду, что Божья жизнь и человеческое добро это разные вещи. Человеческое добро, происходящее от человеческой жизни и не содержащее жизненной природы Бога, естественно, отличается от Божьей жизни. Но поскольку Божье добро происходит от Божьей жизни и содержит жизненную природу Бога, мы не можем сказать, что оно отличается от Божьей жизни.
Итак, мы видим, что благодаря закону Духа жизни, содержащему жизненную природу Бога, мы можем являть Божью жизнь, то есть являть Божье добро.
Кроме того, эти три закона внутри нас различаются по своей силе. Мы знаем, что сила закона зависит от силы источника, от которого он происходит. Закон добра происходит от человеческой жизни, а человеческая жизнь является самой слабой. Поэтому сила делать добро у закона добра тоже самая слабая. Закон греха происходит от более сильной жизни, жизни Сатаны. Поэтому сила грешить у закона греха сильнее, чем сила делать добро у закона добра. Этот закон не только делает нас неспособными делать добро, но и заставляет нас грешить и делать зло. Закон Духа жизни происходит от самой сильной жизни, Божьей жизни. Поэтому этот закон обладает наибольшей силой. Он не только не даёт нам подчиняться закону греха и грешить, но и позволяет нам подчиняться ему самому и являть Божью жизнь.