Ногоомовение
Доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё. Мтф.5:18
Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Б-га исшел и к Б-гу отходит, встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все (Ин. 13:3-10)
Это происшествие, как мы знаем, имело большое значение для истории христианства. Оно показало ученикам и последователям Иисуса саму суть Его миссии, Его жизни. Оно преподнесло небожителям еще одно Откровение о вечном Б-ге, Обитающем в непреступном свете, которого никто не видел и видеть не может (1 Тим.3:16, Ин.1:18). И все же этот жест показался странным для апостолов. Этот обряд вызывает недоумение у современных христиан.
Почему изначально, от дней Эдема, Б-г даровал Своему народу не только моральные законы, но и определенные ритуалы, на которых, к тому же человек проверяется и претыкается так же, как и при встрече с нравственными испытаниями? Например, ногоомовение на вечери, как считают некоторые богословы, послужило искушением для Иуды (Например, Е.Уайт «желание веков», гл. «Слуга слуг» стр. 645). Именно после него Иисус сказал об Иуде: «не все чисты». Почему бы Иисусу не очистить религию от неудобных обрядов и не оставить в ней только этическую и интеллектуальную составляющую?
Человеку, вероятно, всегда была более понятна вторая часть Закона, заключенная в словах «возлюби ближнего как самого себя». По крайне мере, любой здравомыслящий человек скажет, что для построения безопасного общества необходимо законодательно утверждать правила:
почитать родителей, не убивать, не прелюбодействовать, не красить, не лжесвидетельствовать, не желать того, что у ближнего своего. Религиозный же человек свяжет следование этим заповедям с процессом освящения человека: мы видим чьё-то несчастье, Б-г посылает нам Своё сочувствие к пострадавшему, а затем, если мы не изгоняем из себя это чувство, - Свою решимость и мудрость что-то сделать для него. Так Он изменяет наши сердца.
Но для чего тогда нужна первая часть закона, связанная с нашей обязанностью по отношению к Б-гу (Мтф. 22:36-40)? Она состоит в основном, из обрядовых правил: не делай кумира и не поклоняйся им, помни день субботний. Для чего в плане Б-жьего спасения появляются ритуалы?
Некогда о праведности Б-жьей Закон свидетельствовал и пророки(Рим. 3:21-22 пер.Института перевода Библии в Заокском)
правда Б-жия, о которой свидетельствуют закон и пророки, (в синодальном переводе)
Закон, большая часть которого описывает ритуал, это заметно и по Десятисловию, и по Пятикнижию в целом, - необходим человеку не только для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим. 3:16), но и для того, чтобы через притчу обрядов последовательно раскрывать перед потомками Адама все детали плана спасения. Для этой цели Б-гом был учрежден календарь, который в панораме представлял всю историю человечества. Для этого народ Б-жий призван был соблюдать ритуалы, демонстрирующие перед людьми и свидетельствующие перед небожителями, Чьей властью и силой направляется их жизнь. Крещение простой обряд, лишенный мистического содержания; со стороны может немного похожий на театральное действо. Однако, как говорит Библия, он оказывается необходимым для получения особого водительства Б-жия:
Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа (Деян. 2:38).
Вспомним еще один известный христианству ритуал - елеопомазание. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5:14-15). И болеющий, и служителя верят в силу Господа и до совершения ритуала. Однако обетование Б-жье оказывает свою силу только после формального действа, - только после того, как вера облеклась в ритуал, предписанный Библией. В своей проповеди Иисус не призывал уничтожать религиозные обряды, существовавшие до Его прихода. Он указывал на их богоцентричный смысл и предостерегал, что без упования на Него обряды превратятся в фарс. Он резко выступал, когда обряды превращались в средство спасения и утверждения праведности. Но Он ничего не говорил об отмене древних путей обращения ко Всевышнему Б-гу.
Как следует из евангельского текста, на вечере ученикам показался неуместным не сам обряд ногоомовения, сколько то, что его выполняет Иисус: «Господи! Тебе ли умывать ноги?» Некогда точно так же изумился Иоанн Креститель, когда Иисус пришёл принять крещение: Ты ли приходишь ко мне? (Мат.3:14). На что Иисус ответил: ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мат.3:15). Иисус пришёл исполнить то, что записано в Законе, каждую йоту, каждую малейшую черту (Мат.5:17), в том числе в заповеди о ногоомовении.
Что же означал обряд ногоомовения в Моисеевом законе, и почему именно его накануне распятия вспомнил Иисус?
О ногоомовении Новый Завет нам сообщает три факта:
1.Это то, что апостолы должны были уразуметь позже;
2.Без него апостолы не имели части с Иисусом;
3.Ногоомовение подразумевало предварительное омытие всего человека (пусть и в духовном смысле). Кто-нибудь может вспомнить, когда в храмовых обрядах совершалось ногоомовение? Священник омывал ноги перед тем, как подняться к алтарю или войти в скинию:
И поставил умывальник между скиниею собрания и жертвенником и налил в него воды для омовения, и омывали из него Моисей и Аарон и сыны его руки свои и ноги свои: когда они входили в скинию собрания и подходили к жертвеннику, тогда омывались, как повелел Господь Моисею (Исх. 40:30-32).
Почему написано омывали руки и ноги? Потому что, при храмовом омытии ног было необходимо, чтобы омывающая рука была погружена в воду.
Сделай умывальник медный для омовения и подножие его медное, и поставь его между скиниею собрания и между жертвенником, и налей в него воды; и пусть Аарон и сыны его омывают из него руки свои и ноги свои; когда они должны входить в скинию собрания, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть; или когда должны приступать к жертвеннику для служения, для жертвоприношения Господу, пусть они омывают руки свои и ноги свои водою, чтобы им не умереть; и будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их
(Исх. 30:18-21).
Давайте посмотрим, как понимали смысл обряда сами иудеи:
Законы, касающиеся умывальника, всегда должны напоминать вершащим службу священникам, что, когда от имени народа они входят в Святилище, они делают это не потому, что их персональное поведение уже освящено повседневной жизнью. Их важность как священников - чисто символического свойства: они представляют освящение жизни, которого требует Б-жественный Закон (ком. р.Гирша на Исх. 30:18-21).
Итак, иудеи, выполняющие или наблюдающие этот обряд, всякий раз должны были вспоминать, что их приближение к Б-гу, это не результат их праведности и святости, но спасительных действий Б-га. Причем заповедь ногоомовения была настолько строгая, что написано: пусть они омываются водою, чтобы им не умереть. Следовательно, если священник дерзнул бы подойти к святыне без омытия ног, он бы умер. Это предупреждение открывает, какому риску сегодня подвергает себя человек, легкомысленно относящийся к обрядам причастия. Конечно, замертво никто не падает во время вечери. И все же апостол Павел, который более нас был искушен в законе Моисея, а значит, прозорливее нас видел исполнение его в жизни, заметил:
Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11:29-30).
Имеет ли обряд ногоомовения смысл сегодня, когда иерусалимский Храм разрушен? Согласно Павлу, очень даже имеет, как необходимая подготовка к приближению к святыни. Ещё в самом начале Своего служения Иисус сказал, что никто и ничто не отменит закон Моисея, в том числе сама Его смерть. Наоборот, смерть Иисуса только подтвердила незыблемость и вечность Закона. А в закон, как следует из книг Моисея, входят и ритуалы. Сегодня исполнение Закона перешло в сферу действия Небесного Храма. В связи с этим, нас судят по этому Закону строже или мягче, чем в то время, когда стоял Иерусалимский Храм?
Доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё. Мтф.5:18
Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Б-га исшел и к Б-гу отходит, встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все (Ин. 13:3-10)
Это происшествие, как мы знаем, имело большое значение для истории христианства. Оно показало ученикам и последователям Иисуса саму суть Его миссии, Его жизни. Оно преподнесло небожителям еще одно Откровение о вечном Б-ге, Обитающем в непреступном свете, которого никто не видел и видеть не может (1 Тим.3:16, Ин.1:18). И все же этот жест показался странным для апостолов. Этот обряд вызывает недоумение у современных христиан.
Почему изначально, от дней Эдема, Б-г даровал Своему народу не только моральные законы, но и определенные ритуалы, на которых, к тому же человек проверяется и претыкается так же, как и при встрече с нравственными испытаниями? Например, ногоомовение на вечери, как считают некоторые богословы, послужило искушением для Иуды (Например, Е.Уайт «желание веков», гл. «Слуга слуг» стр. 645). Именно после него Иисус сказал об Иуде: «не все чисты». Почему бы Иисусу не очистить религию от неудобных обрядов и не оставить в ней только этическую и интеллектуальную составляющую?
Человеку, вероятно, всегда была более понятна вторая часть Закона, заключенная в словах «возлюби ближнего как самого себя». По крайне мере, любой здравомыслящий человек скажет, что для построения безопасного общества необходимо законодательно утверждать правила:
почитать родителей, не убивать, не прелюбодействовать, не красить, не лжесвидетельствовать, не желать того, что у ближнего своего. Религиозный же человек свяжет следование этим заповедям с процессом освящения человека: мы видим чьё-то несчастье, Б-г посылает нам Своё сочувствие к пострадавшему, а затем, если мы не изгоняем из себя это чувство, - Свою решимость и мудрость что-то сделать для него. Так Он изменяет наши сердца.
Но для чего тогда нужна первая часть закона, связанная с нашей обязанностью по отношению к Б-гу (Мтф. 22:36-40)? Она состоит в основном, из обрядовых правил: не делай кумира и не поклоняйся им, помни день субботний. Для чего в плане Б-жьего спасения появляются ритуалы?
Некогда о праведности Б-жьей Закон свидетельствовал и пророки(Рим. 3:21-22 пер.Института перевода Библии в Заокском)
правда Б-жия, о которой свидетельствуют закон и пророки, (в синодальном переводе)
Закон, большая часть которого описывает ритуал, это заметно и по Десятисловию, и по Пятикнижию в целом, - необходим человеку не только для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим. 3:16), но и для того, чтобы через притчу обрядов последовательно раскрывать перед потомками Адама все детали плана спасения. Для этой цели Б-гом был учрежден календарь, который в панораме представлял всю историю человечества. Для этого народ Б-жий призван был соблюдать ритуалы, демонстрирующие перед людьми и свидетельствующие перед небожителями, Чьей властью и силой направляется их жизнь. Крещение простой обряд, лишенный мистического содержания; со стороны может немного похожий на театральное действо. Однако, как говорит Библия, он оказывается необходимым для получения особого водительства Б-жия:
Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа (Деян. 2:38).
Вспомним еще один известный христианству ритуал - елеопомазание. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5:14-15). И болеющий, и служителя верят в силу Господа и до совершения ритуала. Однако обетование Б-жье оказывает свою силу только после формального действа, - только после того, как вера облеклась в ритуал, предписанный Библией. В своей проповеди Иисус не призывал уничтожать религиозные обряды, существовавшие до Его прихода. Он указывал на их богоцентричный смысл и предостерегал, что без упования на Него обряды превратятся в фарс. Он резко выступал, когда обряды превращались в средство спасения и утверждения праведности. Но Он ничего не говорил об отмене древних путей обращения ко Всевышнему Б-гу.
Как следует из евангельского текста, на вечере ученикам показался неуместным не сам обряд ногоомовения, сколько то, что его выполняет Иисус: «Господи! Тебе ли умывать ноги?» Некогда точно так же изумился Иоанн Креститель, когда Иисус пришёл принять крещение: Ты ли приходишь ко мне? (Мат.3:14). На что Иисус ответил: ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мат.3:15). Иисус пришёл исполнить то, что записано в Законе, каждую йоту, каждую малейшую черту (Мат.5:17), в том числе в заповеди о ногоомовении.
Что же означал обряд ногоомовения в Моисеевом законе, и почему именно его накануне распятия вспомнил Иисус?
О ногоомовении Новый Завет нам сообщает три факта:
1.Это то, что апостолы должны были уразуметь позже;
2.Без него апостолы не имели части с Иисусом;
3.Ногоомовение подразумевало предварительное омытие всего человека (пусть и в духовном смысле). Кто-нибудь может вспомнить, когда в храмовых обрядах совершалось ногоомовение? Священник омывал ноги перед тем, как подняться к алтарю или войти в скинию:
И поставил умывальник между скиниею собрания и жертвенником и налил в него воды для омовения, и омывали из него Моисей и Аарон и сыны его руки свои и ноги свои: когда они входили в скинию собрания и подходили к жертвеннику, тогда омывались, как повелел Господь Моисею (Исх. 40:30-32).
Почему написано омывали руки и ноги? Потому что, при храмовом омытии ног было необходимо, чтобы омывающая рука была погружена в воду.
Сделай умывальник медный для омовения и подножие его медное, и поставь его между скиниею собрания и между жертвенником, и налей в него воды; и пусть Аарон и сыны его омывают из него руки свои и ноги свои; когда они должны входить в скинию собрания, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть; или когда должны приступать к жертвеннику для служения, для жертвоприношения Господу, пусть они омывают руки свои и ноги свои водою, чтобы им не умереть; и будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их
(Исх. 30:18-21).
Давайте посмотрим, как понимали смысл обряда сами иудеи:
Законы, касающиеся умывальника, всегда должны напоминать вершащим службу священникам, что, когда от имени народа они входят в Святилище, они делают это не потому, что их персональное поведение уже освящено повседневной жизнью. Их важность как священников - чисто символического свойства: они представляют освящение жизни, которого требует Б-жественный Закон (ком. р.Гирша на Исх. 30:18-21).
Итак, иудеи, выполняющие или наблюдающие этот обряд, всякий раз должны были вспоминать, что их приближение к Б-гу, это не результат их праведности и святости, но спасительных действий Б-га. Причем заповедь ногоомовения была настолько строгая, что написано: пусть они омываются водою, чтобы им не умереть. Следовательно, если священник дерзнул бы подойти к святыне без омытия ног, он бы умер. Это предупреждение открывает, какому риску сегодня подвергает себя человек, легкомысленно относящийся к обрядам причастия. Конечно, замертво никто не падает во время вечери. И все же апостол Павел, который более нас был искушен в законе Моисея, а значит, прозорливее нас видел исполнение его в жизни, заметил:
Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11:29-30).
Имеет ли обряд ногоомовения смысл сегодня, когда иерусалимский Храм разрушен? Согласно Павлу, очень даже имеет, как необходимая подготовка к приближению к святыни. Ещё в самом начале Своего служения Иисус сказал, что никто и ничто не отменит закон Моисея, в том числе сама Его смерть. Наоборот, смерть Иисуса только подтвердила незыблемость и вечность Закона. А в закон, как следует из книг Моисея, входят и ритуалы. Сегодня исполнение Закона перешло в сферу действия Небесного Храма. В связи с этим, нас судят по этому Закону строже или мягче, чем в то время, когда стоял Иерусалимский Храм?
