Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово, 22 Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Б-га живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Б-гу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева. Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли [наказания], то тем более [не] [избежим] мы, если отвратимся от [Глаголющего] с небес, 28 Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Б-гу, с благоговением и страхом, потому что Б-г наш есть огнь поядающий. (Евр. 12:18-29).
Авторы Нового Завета предупреждают нас, что сегодня Б-жий народ судят даже строже, чем ранее, потому что от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лук. 12:48). Если в Иерусалимском храме преступление закона ногоомовения наказывалось смертью, то тем более пагубные последствия пренебрежения в нём будут обнаружить себя сегодня.
Обычно мы почитаем только вкушение хлеба и вина приобщением к Телу Христову (основываясь на 1 Кор 10:16: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?). Однако обряд ногоомовения Иисус также назвал разделением части с Ним. Обратите внимание, каким статусом обладала эта заповедь в законе Моисея: пусть они омывают руки свои и ноги свои водою, чтобы им не умереть; и будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их (Исх. 30:21).
Обряд должен был соблюдаться вечно. По крайней мере, до тех пор, пока у потомков Адама будет нужда провозглашать, по какому праву они смеют подходить к Престолу благодати. Вероятно, необходимость в напоминании этого будет сохраняться ещё очень долго, поскольку известно, что даже на Новой земле будет течь особый поток, несущий жизнь всякому, омывающемуся в нём:
И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Б-га и Агнца (Отк. 22:1).
Потом привел он меня обратно к дверям храма, и вот, из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника. И сказал мне: эта вода течет в восточную сторону земли, сойдет на равнину и войдет в море; и воды его сделаются здоровыми. И всякое живущее существо (буквально душа), пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и, куда войдет этот поток, все будет живо там. 12 У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание (Иез. 47:1-9,12).
Омытие ног во время причастия, - это своеобразная молитва и исповедание веры в оживотворяющую силу Христа.
Кого, согласно закону Моисея, касалась заповедь омытия ног? Только священников. Давайте вспомним, каким образом их посвящали на служение: И привел Моисей Аарона и сынов его и омыл их водою; и возложил на него хитон, и опоясал его поясом,.. Лев. 8:6-7
При посвящении на служение священников омывали водою. Причем, как мы уже сказали, омытие в иудаизме означает полное погружение. Священник погружал в воду человека, посвящаемого в священный сан в том бассейне, о котором мы читали; в откровение он назван стеклянным морем (Отк.15:2). Только эти люди, прежде омытые полностью, имели право подойти к священному месту для выполнения служения. Иисус также обратил внимание на этот закон, когда напомнил, что только омытому нужно омывать ноги (Ин. 13:10). Чем роль священников отличалась от обязанностей простых людей при принесении жертвоприношений? Только священники имели право собрать кровь жертвы и возложить её на медный жертвенник или внести за завесу. Если кровь не вносилась за завесу, священник должен был съесть часть жертвы, чтобы в себе внести её во святилище. На что это похоже? На принятие символов крови и тела Господня во время вечери.
Ради кого священник носил на себе в Храме символы тела и крови Христа кровь жертвенного животного в руках, а его мясо в себе? Только ради другого человека. Поскольку известно, что свои жертвы священник не съедал, и кровь с них не возлагалась на жертвенник, а сразу вносилась во святилище (если священник помазанный согрешит и сделает виновным народ, - то за грех свой, которым согрешил, пусть представит из крупного скота тельца, без порока, Господу в жертву о грехе, и приведет тельца к дверям скинии собрания пред Господа, и возложит руки свои на голову тельца, и заколет тельца пред Господом; и возьмет священник помазанный, крови тельца и внесет ее в скинию собрания, и омочит священник перст свой в кровь и покропит кровью семь раз пред Господом пред завесою святилища; и возложит священник крови [тельца] пред Господом на роги жертвенника благовонных курений, который в скинии собрания Лев. 4:3-7).
Священник возлагал кровь на жертвенник или съедал часть от жертвы другого человека, чтобы соединить приносящего с Господом. Давайте еще раз проговорим, ради кого или ради чего, согласно закону Моисея, мы с вами принимаем символы тела и крови Христа? Через них мы выражаем смиренную готовность и желание принять благодать Христа, чтобы нести бремена другого. В этом суть вечери. Обряд ноогоомовения, готовность омыть другому ноги, задаёт всё направление последующему ритуалу причастия. Мы хотим выполнить служение священника для другого. Мы обращаемся с этим решением к Престолу благодати через обряд причастия.
Вспомним, когда священнику необходимо было умывать ноги в Храме. При вхождении за завесу и при приближении к медному жертвеннику. Что общего было у этих двух мест? Кровь? В Йом Киппур кровь жертв находилась во святилище и на жертвеннике? Нет, её не было ни там, и ни там. Значит, не наличие крови делало необходимым соблюдать осторожности при приближении к этим двум местам. Что еще общего было у них? Огонь Б-жьего присутствия. На медном жертвеннике иудеи должны были поддерживать огонь, однажды сошедший с Небес : И поднял Аарон руки свои, [обратившись] к народу, и благословил его, и сошел, совершив жертву за грех, всесожжение и жертву мирную. И вошли Моисей и Аарон в скинию собрания, и вышли, и благословили народ. И явилась слава Господня всему народу: и вышел огонь от Господа и сжег на жертвеннике всесожжение и тук; и видел весь народ, и воскликнул от радости, и пал на лице свое (Лев. 9:22-24). \Чтобы этот огонь не гас и не превращался в обычное пламя, на нем постоянно должны были сгорать жертвы всесожжения и тук мирных жертв.\
Приближение к огню Б-жьего присутствия требовало специальной подготовки священника, требовало обряда ногоомовения. Как иудеи, выполняющие его, понимали эту заповедь?
Все работы, связанные с принесением жертв, священники выполняли без обуви. Приступая к служению, они были обязаны омыть руки и ноги... (Сончино на Исх. 30:21)
Снять обувь - это выражение полного подчинения собственного "Я" осознанию значительности этого места; этот акт предполагает, что индивидуум намерен получить для себя статус и положение от этого места, не нуждаясь ни в каком посреднике... (ком Ш.Р. Гирша на Исх. 3:5).
Итак, люди которые непосредственно совершали это ритуал перед Б-жьим огнём, считали, что приближение к месту огня босыми омытыми ногами означало готовность и желание священника стоять пред Б-гом без посредника. Две библейские истории упоминают о снятии обуви, и обе они описывают случай, когда Б-г лицом к лицу говорил с человеком: Исх. 3:5 И.Нав. 5:14-15. Не обутые чистые ноги подразумевали готовность человека войти в присутствие Б-жье без посредника. Это предполагало высокую планку святости, поэтому только священники допускались до ногоомовения. Ногоомовение подразумевало, что совершающий его обладает правом входить в «род избранный, священство святое», что он готов увидеть Б-га лицом к лицу при Его пришествии и дальше. Обратите внимание, когда Иисус совершил ногоомовение для Своих учеников:
Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Б-га исшел и к Б-гу отходит (Ин. 13:3). Иисус совершил ногоомовение ученикам только когда, знал и был уверен, что обладает полномочиями и властью перед Б-гом передать Свои права Своим ученикам.
Не всегда встреча с Б-гом приносит радость человеку. Поэтому ногоомовение подразумевает готовность смириться под крепкую руку Б-жию (1 Пет. 5:6). Иисус совершил ногоомовение ученикам, когда приближалось время Его Жертвы. Он готовил Своих священников приступить к Его жертвеннику, не испугаться Его жертвенника, выдержать Его жертвенник. Голгофский крест стал символом смерти не только Иисуса, но и в известной мере, и самих учеников, их прежних честолюбивых надежд и прежней несовершенной веры.
В ритуал только одной жертвы входило ногоомовение:
и принесли ему всесожжение в кусках и голову, и он сжег на жертвеннике, а внутренности и ноги омыл и сжег со всесожжением на жертвеннике (Лев. 9:13-14).
Жертва всесожжения была жертвой заключения завета. Во время её принесения жертве омывали ноги. Если вам во время причастия омывают ноги, что это значит? Это значит, что Б-г хочет подвести нас к обновлению Своего завета. Он хочет еще раз наполнить нас нестерпимым желанием увидеть Его лицо, готовностью послужить нуждам других, и смиренным сознанием, что освобождение от греха - это заслуга и зона ведения только Иисуса. Наше участие в обряде это молитва о таком преобразовании, это публичное исповедание нашей решимости позволить Иисусу совершить в нас такое преображение. Поэтому оставляя растерянных учеников, маловеров, которые легко рассеиваются как овцы, Иисус, зная, что им необходимо, заповедал: сие творите (Лук.22:19).
А Ему, Источнику воды живой (Иер.2:13), честь и слава, как Отцу, Сыну и Святому Духу. Аминь. Источник
Авторы Нового Завета предупреждают нас, что сегодня Б-жий народ судят даже строже, чем ранее, потому что от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лук. 12:48). Если в Иерусалимском храме преступление закона ногоомовения наказывалось смертью, то тем более пагубные последствия пренебрежения в нём будут обнаружить себя сегодня.
Обычно мы почитаем только вкушение хлеба и вина приобщением к Телу Христову (основываясь на 1 Кор 10:16: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?). Однако обряд ногоомовения Иисус также назвал разделением части с Ним. Обратите внимание, каким статусом обладала эта заповедь в законе Моисея: пусть они омывают руки свои и ноги свои водою, чтобы им не умереть; и будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их (Исх. 30:21).
Обряд должен был соблюдаться вечно. По крайней мере, до тех пор, пока у потомков Адама будет нужда провозглашать, по какому праву они смеют подходить к Престолу благодати. Вероятно, необходимость в напоминании этого будет сохраняться ещё очень долго, поскольку известно, что даже на Новой земле будет течь особый поток, несущий жизнь всякому, омывающемуся в нём:
И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Б-га и Агнца (Отк. 22:1).
Потом привел он меня обратно к дверям храма, и вот, из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника. И сказал мне: эта вода течет в восточную сторону земли, сойдет на равнину и войдет в море; и воды его сделаются здоровыми. И всякое живущее существо (буквально душа), пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и, куда войдет этот поток, все будет живо там. 12 У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание (Иез. 47:1-9,12).
Омытие ног во время причастия, - это своеобразная молитва и исповедание веры в оживотворяющую силу Христа.
Кого, согласно закону Моисея, касалась заповедь омытия ног? Только священников. Давайте вспомним, каким образом их посвящали на служение: И привел Моисей Аарона и сынов его и омыл их водою; и возложил на него хитон, и опоясал его поясом,.. Лев. 8:6-7
При посвящении на служение священников омывали водою. Причем, как мы уже сказали, омытие в иудаизме означает полное погружение. Священник погружал в воду человека, посвящаемого в священный сан в том бассейне, о котором мы читали; в откровение он назван стеклянным морем (Отк.15:2). Только эти люди, прежде омытые полностью, имели право подойти к священному месту для выполнения служения. Иисус также обратил внимание на этот закон, когда напомнил, что только омытому нужно омывать ноги (Ин. 13:10). Чем роль священников отличалась от обязанностей простых людей при принесении жертвоприношений? Только священники имели право собрать кровь жертвы и возложить её на медный жертвенник или внести за завесу. Если кровь не вносилась за завесу, священник должен был съесть часть жертвы, чтобы в себе внести её во святилище. На что это похоже? На принятие символов крови и тела Господня во время вечери.
Ради кого священник носил на себе в Храме символы тела и крови Христа кровь жертвенного животного в руках, а его мясо в себе? Только ради другого человека. Поскольку известно, что свои жертвы священник не съедал, и кровь с них не возлагалась на жертвенник, а сразу вносилась во святилище (если священник помазанный согрешит и сделает виновным народ, - то за грех свой, которым согрешил, пусть представит из крупного скота тельца, без порока, Господу в жертву о грехе, и приведет тельца к дверям скинии собрания пред Господа, и возложит руки свои на голову тельца, и заколет тельца пред Господом; и возьмет священник помазанный, крови тельца и внесет ее в скинию собрания, и омочит священник перст свой в кровь и покропит кровью семь раз пред Господом пред завесою святилища; и возложит священник крови [тельца] пред Господом на роги жертвенника благовонных курений, который в скинии собрания Лев. 4:3-7).
Священник возлагал кровь на жертвенник или съедал часть от жертвы другого человека, чтобы соединить приносящего с Господом. Давайте еще раз проговорим, ради кого или ради чего, согласно закону Моисея, мы с вами принимаем символы тела и крови Христа? Через них мы выражаем смиренную готовность и желание принять благодать Христа, чтобы нести бремена другого. В этом суть вечери. Обряд ноогоомовения, готовность омыть другому ноги, задаёт всё направление последующему ритуалу причастия. Мы хотим выполнить служение священника для другого. Мы обращаемся с этим решением к Престолу благодати через обряд причастия.
Вспомним, когда священнику необходимо было умывать ноги в Храме. При вхождении за завесу и при приближении к медному жертвеннику. Что общего было у этих двух мест? Кровь? В Йом Киппур кровь жертв находилась во святилище и на жертвеннике? Нет, её не было ни там, и ни там. Значит, не наличие крови делало необходимым соблюдать осторожности при приближении к этим двум местам. Что еще общего было у них? Огонь Б-жьего присутствия. На медном жертвеннике иудеи должны были поддерживать огонь, однажды сошедший с Небес : И поднял Аарон руки свои, [обратившись] к народу, и благословил его, и сошел, совершив жертву за грех, всесожжение и жертву мирную. И вошли Моисей и Аарон в скинию собрания, и вышли, и благословили народ. И явилась слава Господня всему народу: и вышел огонь от Господа и сжег на жертвеннике всесожжение и тук; и видел весь народ, и воскликнул от радости, и пал на лице свое (Лев. 9:22-24). \Чтобы этот огонь не гас и не превращался в обычное пламя, на нем постоянно должны были сгорать жертвы всесожжения и тук мирных жертв.\
Приближение к огню Б-жьего присутствия требовало специальной подготовки священника, требовало обряда ногоомовения. Как иудеи, выполняющие его, понимали эту заповедь?
Все работы, связанные с принесением жертв, священники выполняли без обуви. Приступая к служению, они были обязаны омыть руки и ноги... (Сончино на Исх. 30:21)
Снять обувь - это выражение полного подчинения собственного "Я" осознанию значительности этого места; этот акт предполагает, что индивидуум намерен получить для себя статус и положение от этого места, не нуждаясь ни в каком посреднике... (ком Ш.Р. Гирша на Исх. 3:5).
Итак, люди которые непосредственно совершали это ритуал перед Б-жьим огнём, считали, что приближение к месту огня босыми омытыми ногами означало готовность и желание священника стоять пред Б-гом без посредника. Две библейские истории упоминают о снятии обуви, и обе они описывают случай, когда Б-г лицом к лицу говорил с человеком: Исх. 3:5 И.Нав. 5:14-15. Не обутые чистые ноги подразумевали готовность человека войти в присутствие Б-жье без посредника. Это предполагало высокую планку святости, поэтому только священники допускались до ногоомовения. Ногоомовение подразумевало, что совершающий его обладает правом входить в «род избранный, священство святое», что он готов увидеть Б-га лицом к лицу при Его пришествии и дальше. Обратите внимание, когда Иисус совершил ногоомовение для Своих учеников:
Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Б-га исшел и к Б-гу отходит (Ин. 13:3). Иисус совершил ногоомовение ученикам только когда, знал и был уверен, что обладает полномочиями и властью перед Б-гом передать Свои права Своим ученикам.
Не всегда встреча с Б-гом приносит радость человеку. Поэтому ногоомовение подразумевает готовность смириться под крепкую руку Б-жию (1 Пет. 5:6). Иисус совершил ногоомовение ученикам, когда приближалось время Его Жертвы. Он готовил Своих священников приступить к Его жертвеннику, не испугаться Его жертвенника, выдержать Его жертвенник. Голгофский крест стал символом смерти не только Иисуса, но и в известной мере, и самих учеников, их прежних честолюбивых надежд и прежней несовершенной веры.
В ритуал только одной жертвы входило ногоомовение:
и принесли ему всесожжение в кусках и голову, и он сжег на жертвеннике, а внутренности и ноги омыл и сжег со всесожжением на жертвеннике (Лев. 9:13-14).
Жертва всесожжения была жертвой заключения завета. Во время её принесения жертве омывали ноги. Если вам во время причастия омывают ноги, что это значит? Это значит, что Б-г хочет подвести нас к обновлению Своего завета. Он хочет еще раз наполнить нас нестерпимым желанием увидеть Его лицо, готовностью послужить нуждам других, и смиренным сознанием, что освобождение от греха - это заслуга и зона ведения только Иисуса. Наше участие в обряде это молитва о таком преобразовании, это публичное исповедание нашей решимости позволить Иисусу совершить в нас такое преображение. Поэтому оставляя растерянных учеников, маловеров, которые легко рассеиваются как овцы, Иисус, зная, что им необходимо, заповедал: сие творите (Лук.22:19).
А Ему, Источнику воды живой (Иер.2:13), честь и слава, как Отцу, Сыну и Святому Духу. Аминь. Источник
