Главное правило библейского толкования заключается в том, что «Священное Писание само себя толкует». Подобное толкование, строго говоря, означает, что мы должны понимать Библию так, как она написана.
В Библии образ невидимого Бога - это воплощённый Богочеловек Иисус Христос:
2Кор.4:4 ...о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.
Только Иисус Христос смог явить людям реальный образ невидимого Бога, явить сущность Его души. Если бы однажды в Вифлееме Слово не стало плотью, тогда как бы мы могли обрести адекватное представление о Боге?
Единственным признаком, указывающим на наличие или отсутствие у человека образа Божьего, является наличие (отсутствие) у него вечной Божественной любви (агапэ), которая изливается Духом Святым в новые сердца верующих людей:
Мар.2:22 Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.
Рим.5:5 ...любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
Т.н. "подобие Божье" само по себе в природе не существует. Слово подобие означает сходство чего-то с чем-то или кого-то с кем-то, и появляется подобие только при наличии у разных предметов или у разных лиц сходных качеств или свойств. Если Бог ни с кем не сравнивается, если Он пребывает один в неприступном свете и кроме Него нигде нет ни одной живой души, с которой Его можно сравнить, тогда о каком "Божьем подобии" можно говорить?
Лексикон Стронга подтверждает, что "образ" - это, можно сказать, картина, изваяние, изображение. В 15-ти стихах Ветхого Завета упоминается это слово, и всякий раз - именно в таком значении:
1. Быт.1:26 И сказал Бог: сотворим человека по образу 06754 Нашему по подобиюНашему...
2. Быт.1:27 И сотворил Бог человека по образу 06754 Своему, по образу 06754 Божию...
3. Быт.5:3 Адам жил сто тридцатьлет и родил [сына] по подобию своему по образу 06754 своему...
4. Быт.9:6 кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу 06754 Божию;
5. Чис.33:52 то прогоните от себя всех жителей земли и истребите все изображения их, и всех литых идолов 06754 их истребите и все высоты их разорите;
6. 1Цар.6:5 итак сделайте изваяния 06754 наростов ваших и изваяния 06754 мышей ваших, опустошающих землю...
7. 1Цар.6:11 и поставили ковчег Господа на колесницу и ящик с золотыми мышами и изваяниями 06754 наростов.
8. 4Цар.11:18 И пошел весь народ земли в дом Ваала, и разрушили жертвенники его, и изображения 06754 его совершенно разбили...
9. 2Пар.23:17 И пошел весь народ в капище Ваала, и разрушили его, и жертвенники его и истуканов 06754 его сокрушили...
10. Пс.38:7 Подлинно, человек ходит подобно призраку 06754...
11. Пс.72:20 Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив [их], уничтожишь мечты 06754 их.
12. Иез.7:20 И в красных нарядах своих они превращали его в гордость, и делали из него изображения 06754 гнусных своих истуканов...
13. Иез.16:17 И взяла нарядные твои вещи из Моего золота и из Моего серебра, которые Я дал тебе, и сделала себе мужские изображения 06754, и блудодействовала с ними.
14. Иез.23:14 Но эта еще умножила блудодеяния свои, потому что, увидев вырезанных на стене мужчин, красками нарисованные изображения 06754 Халдеев...
15. Ам.5:26 Вы носили скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения 06754, которые вы сделали для себя.
=================================================
Слово "подобие" указывает на некое сходство объектов или субъектов. 25 раз слово "подобие" встречается в Книгах ВЗ, и чаще всего оно переведено тем же самым русским словом:
1. Быт.1:26 И сказал Бог 0430: сотворим человека по образу Нашему по подобию 01823 Нашему...
2. Быт.5:1 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию 01823 Божию создал его...
3. Быт.5:3 Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию 01823 своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.
4. 4Цар.16:10 И пошел царь Ахаз навстречу Феглаффелласару, царю Ассирийскому, в Дамаск, и увидел жертвенник, который в Дамаске, и послал царь Ахаз к Урии священнику изображение 01823 жертвенника и чертеж всего устройства его.
5. 2Пар.4:3 и [литые] подобия 01823 волов стояли под ним кругом со всех сторон; на десять локтей окружали море кругом два ряда волов, вылитых одним литьем с ним.
6. Пс.57:5 Яд у них - как 01823 яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои
7. Ис.13:4 Большой шум на горах, как 01823 бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе: Господь Саваоф обозревает боевое войско.
8. Ис.40:18 Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие 01823 найдете Ему?
9. Иез.1:5 а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие 01823 четырех животных, - и таков был вид их: облик 01823 их был, как у человека;
10. Иез.1:10 Подобие 01823 лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех.
11. Иез.1:13 Ивид 01823 этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; [огонь] ходил между животными...
12. Иез.1:16 Вид колес и устроение их - как вид топаза, и подобие 01823 у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе.
13. Иез.1:22 Над головами животных было подобие 01823 свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их.
14. Иез.1:26 А над сводом, который над головами их, [было] подобие 01823 престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием 01823 престола было как бы подобие 01823 человека вверху на нем.
15. Иез.2:1 Такое было видение подобия 01823 славы Господней...
16. Иез.8:2 И увидел я: и вот подобие 01823 [мужа], как бы огненное...
17. Иез.10:1 И видел я, и вот на своде, который над главами Херувимов, как бы камень сапфир, как бы нечто, похожее 01823 на престол, видимо было над ними.
18. Иез.10:10 И по виду все четыре сходны 01823, как будто бы колесо находилось в колесе.
19. Иез.10:21 У каждого по четыре лица, и у каждого по четыре крыла, и под крыльями их подобие 01823 рук человеческих.
20. Иез.10:22 А подобие 01823 лиц их то же, какие лица видел я при реке Ховаре, - и вид их, и сами они...
21. Иез.23:15 опоясанных по чреслам своим поясом, с роскошными на голове их повязками, имеющих вид военачальников, похожих 01823 на сынов Вавилона, которых родина земля Халдейская
22. Дан.10:16 Но вот, некто, по виду похожий 01823 на сынов человеческих, коснулся уст моих...
=================================================
Видимым образом невидимого Бога является ни в коем случае не первый перстный человек по имени Адам, которого Бог создал из праха земного, но Божий Сын Иисус Христос воплотившееся Слово, Логос.
Бог это дух, не имеющий ни вида, ни формы. До воплощения в Иисусе Христе видеть Его образ для людей было «технически» невозможно:
Иоан.1:18 Бога не видел никто никогда...
1Тим.6:16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может...
И сегодня, чтобы увидеть в Богочеловеке Иисусе Христе образ Божий, необходимо духовное прозрение, которое Сам Христос назвал «рождением свыше»:
Иоан.3:3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
Подобие же человека Богу заключается в его таинственном троичном устроении. Никого, кроме человека, Бог не сотворил троичным (трёхчастным). Благодаря своей третьей "составной части" (благодаря своему человеческому духу) каждый человек имеет возможность общаться со своим Творцом (Триединым Богом), и взирая духовными глазами на славу Христа, верой приняв Его в своё сердце, христиане, как написано в Библии, преображаются "в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2Кор.3:18).
Цель Бога сотворить человека по образу Божьему. Образом же Бога делает человека Сам Бог, поселившийся в сердце человека, Тот Бог, Которого человек добровольно и сознательно принял в своё сердце (принять Бога в своё сердце каким-либо иным способом, я думаю, невозможно).
Таким образом, стихи первой главы Бытия (разумеется, с первыми тремя стихами, оказавшимися во второй главе) во время их написания были не повествованием о событиях глубокой древности, но они были пророчеством о будущем.
Для людей понятия "Божий образ" и "Божье подобие", скорей всего, взаимоисключающие. Богоподобие (трёхчастность) необходимо человеку для того, чтобы он мог преобразовать свою душу по образу Создавшего его. После того как человек станет новым творением во Христе Иисусе, после того как он станет образом (отображением) Исуса Христа, понятие "Божье подобие" утратит для него всякий смысл и значение.
Посему в Библии и не сказано об Иисусе Христе, что Он имел Божье подобие, но что Он есть только образ Бога невидимого. Поэтому и в первой главе Бытия, которая является пророчеством о Христе и Церкви, не написано, что человек был сотворён по подобию Божьему, но написано, что человек был сотворён только по образу Божьему. О том, что человеку необходимо каким-то образом приобретать Божье подобие, во всей Библии нет ни одной заповеди! Нет даже намёка на то, что такая необходимость существует. Божье подобие имеют все потомки первого Адама:
Быт.5:1 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его.
Быт.5:3 Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.
Иак.3:9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.
Это Богоподобие дано людям для того, чтобы у них была возможность стать Божьими детьми и обрести образ последнего Адама, то есть образ Божий.
Ставшее расхожим выражение: "человек был сотворён по образу и подобию Божьему", - скорей всего, не имеет смысла...
Из Лексикона Стронга следует, что образ - это то, что может нами зрительно (зрение может быть и духовным) восприниматься, а подобие - это всего лишь сходство чего-то с чем-то (или кого-то с кем-то) в каком-либо аспекте. В геометрии, например, разные фигуры считаются подобными, если имеют одинаковую форму, стол может быть подобен стулу тем, что изготовлен из дерева, самолёт может летать по небу, яко птица (подобно птице), а Л.Н. Толстой посчитал, что человек может быть подобен дроби: "числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает"...
Подобие, в отличие от образа, не может существовать само по себе. Любая живая личность имеет свой собственный образ, который она унаследовала от своих родителей. Но никакая личность не может иметь своё собственное подобие. Всякое подобие появляется только тогда, когда сравниваются разные предметы.
Богоподобие - это Божий дар, данный всем людям. Никого, кроме человека, Бог не сотворил трёхчастным, не сотворил по Своему подобию, а образ Божий - это то, чего человеку надо достичь, используя свой важнейший орган - человеческий дух.
Человеческий дух - это, во-первых, глаза сердца, а также можно сказать, что это средство связи, позволяющее любому человеку, живущему на земле, общаться с Богом, обитающим в неприступном свете:
Евр.10:19 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,
20 который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,
21 и [имея] великого Священника над домом Божиим,
22 да приступаем с искренним сердцем, с полною верою...
В Библии образ невидимого Бога - это воплощённый Богочеловек Иисус Христос:
2Кор.4:4 ...о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.
Только Иисус Христос смог явить людям реальный образ невидимого Бога, явить сущность Его души. Если бы однажды в Вифлееме Слово не стало плотью, тогда как бы мы могли обрести адекватное представление о Боге?
Единственным признаком, указывающим на наличие или отсутствие у человека образа Божьего, является наличие (отсутствие) у него вечной Божественной любви (агапэ), которая изливается Духом Святым в новые сердца верующих людей:
Мар.2:22 Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.
Рим.5:5 ...любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
Т.н. "подобие Божье" само по себе в природе не существует. Слово подобие означает сходство чего-то с чем-то или кого-то с кем-то, и появляется подобие только при наличии у разных предметов или у разных лиц сходных качеств или свойств. Если Бог ни с кем не сравнивается, если Он пребывает один в неприступном свете и кроме Него нигде нет ни одной живой души, с которой Его можно сравнить, тогда о каком "Божьем подобии" можно говорить?
Лексикон Стронга подтверждает, что "образ" - это, можно сказать, картина, изваяние, изображение. В 15-ти стихах Ветхого Завета упоминается это слово, и всякий раз - именно в таком значении:
1. Быт.1:26 И сказал Бог: сотворим человека по образу 06754 Нашему по подобиюНашему...
2. Быт.1:27 И сотворил Бог человека по образу 06754 Своему, по образу 06754 Божию...
3. Быт.5:3 Адам жил сто тридцатьлет и родил [сына] по подобию своему по образу 06754 своему...
4. Быт.9:6 кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу 06754 Божию;
5. Чис.33:52 то прогоните от себя всех жителей земли и истребите все изображения их, и всех литых идолов 06754 их истребите и все высоты их разорите;
6. 1Цар.6:5 итак сделайте изваяния 06754 наростов ваших и изваяния 06754 мышей ваших, опустошающих землю...
7. 1Цар.6:11 и поставили ковчег Господа на колесницу и ящик с золотыми мышами и изваяниями 06754 наростов.
8. 4Цар.11:18 И пошел весь народ земли в дом Ваала, и разрушили жертвенники его, и изображения 06754 его совершенно разбили...
9. 2Пар.23:17 И пошел весь народ в капище Ваала, и разрушили его, и жертвенники его и истуканов 06754 его сокрушили...
10. Пс.38:7 Подлинно, человек ходит подобно призраку 06754...
11. Пс.72:20 Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив [их], уничтожишь мечты 06754 их.
12. Иез.7:20 И в красных нарядах своих они превращали его в гордость, и делали из него изображения 06754 гнусных своих истуканов...
13. Иез.16:17 И взяла нарядные твои вещи из Моего золота и из Моего серебра, которые Я дал тебе, и сделала себе мужские изображения 06754, и блудодействовала с ними.
14. Иез.23:14 Но эта еще умножила блудодеяния свои, потому что, увидев вырезанных на стене мужчин, красками нарисованные изображения 06754 Халдеев...
15. Ам.5:26 Вы носили скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения 06754, которые вы сделали для себя.
=================================================
Слово "подобие" указывает на некое сходство объектов или субъектов. 25 раз слово "подобие" встречается в Книгах ВЗ, и чаще всего оно переведено тем же самым русским словом:
1. Быт.1:26 И сказал Бог 0430: сотворим человека по образу Нашему по подобию 01823 Нашему...
2. Быт.5:1 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию 01823 Божию создал его...
3. Быт.5:3 Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию 01823 своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.
4. 4Цар.16:10 И пошел царь Ахаз навстречу Феглаффелласару, царю Ассирийскому, в Дамаск, и увидел жертвенник, который в Дамаске, и послал царь Ахаз к Урии священнику изображение 01823 жертвенника и чертеж всего устройства его.
5. 2Пар.4:3 и [литые] подобия 01823 волов стояли под ним кругом со всех сторон; на десять локтей окружали море кругом два ряда волов, вылитых одним литьем с ним.
6. Пс.57:5 Яд у них - как 01823 яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои
7. Ис.13:4 Большой шум на горах, как 01823 бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе: Господь Саваоф обозревает боевое войско.
8. Ис.40:18 Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие 01823 найдете Ему?
9. Иез.1:5 а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие 01823 четырех животных, - и таков был вид их: облик 01823 их был, как у человека;
10. Иез.1:10 Подобие 01823 лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех.
11. Иез.1:13 Ивид 01823 этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; [огонь] ходил между животными...
12. Иез.1:16 Вид колес и устроение их - как вид топаза, и подобие 01823 у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе.
13. Иез.1:22 Над головами животных было подобие 01823 свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их.
14. Иез.1:26 А над сводом, который над головами их, [было] подобие 01823 престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием 01823 престола было как бы подобие 01823 человека вверху на нем.
15. Иез.2:1 Такое было видение подобия 01823 славы Господней...
16. Иез.8:2 И увидел я: и вот подобие 01823 [мужа], как бы огненное...
17. Иез.10:1 И видел я, и вот на своде, который над главами Херувимов, как бы камень сапфир, как бы нечто, похожее 01823 на престол, видимо было над ними.
18. Иез.10:10 И по виду все четыре сходны 01823, как будто бы колесо находилось в колесе.
19. Иез.10:21 У каждого по четыре лица, и у каждого по четыре крыла, и под крыльями их подобие 01823 рук человеческих.
20. Иез.10:22 А подобие 01823 лиц их то же, какие лица видел я при реке Ховаре, - и вид их, и сами они...
21. Иез.23:15 опоясанных по чреслам своим поясом, с роскошными на голове их повязками, имеющих вид военачальников, похожих 01823 на сынов Вавилона, которых родина земля Халдейская
22. Дан.10:16 Но вот, некто, по виду похожий 01823 на сынов человеческих, коснулся уст моих...
=================================================
Видимым образом невидимого Бога является ни в коем случае не первый перстный человек по имени Адам, которого Бог создал из праха земного, но Божий Сын Иисус Христос воплотившееся Слово, Логос.
Бог это дух, не имеющий ни вида, ни формы. До воплощения в Иисусе Христе видеть Его образ для людей было «технически» невозможно:
Иоан.1:18 Бога не видел никто никогда...
1Тим.6:16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может...
И сегодня, чтобы увидеть в Богочеловеке Иисусе Христе образ Божий, необходимо духовное прозрение, которое Сам Христос назвал «рождением свыше»:
Иоан.3:3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
Подобие же человека Богу заключается в его таинственном троичном устроении. Никого, кроме человека, Бог не сотворил троичным (трёхчастным). Благодаря своей третьей "составной части" (благодаря своему человеческому духу) каждый человек имеет возможность общаться со своим Творцом (Триединым Богом), и взирая духовными глазами на славу Христа, верой приняв Его в своё сердце, христиане, как написано в Библии, преображаются "в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2Кор.3:18).
Цель Бога сотворить человека по образу Божьему. Образом же Бога делает человека Сам Бог, поселившийся в сердце человека, Тот Бог, Которого человек добровольно и сознательно принял в своё сердце (принять Бога в своё сердце каким-либо иным способом, я думаю, невозможно).
Таким образом, стихи первой главы Бытия (разумеется, с первыми тремя стихами, оказавшимися во второй главе) во время их написания были не повествованием о событиях глубокой древности, но они были пророчеством о будущем.
Для людей понятия "Божий образ" и "Божье подобие", скорей всего, взаимоисключающие. Богоподобие (трёхчастность) необходимо человеку для того, чтобы он мог преобразовать свою душу по образу Создавшего его. После того как человек станет новым творением во Христе Иисусе, после того как он станет образом (отображением) Исуса Христа, понятие "Божье подобие" утратит для него всякий смысл и значение.
Посему в Библии и не сказано об Иисусе Христе, что Он имел Божье подобие, но что Он есть только образ Бога невидимого. Поэтому и в первой главе Бытия, которая является пророчеством о Христе и Церкви, не написано, что человек был сотворён по подобию Божьему, но написано, что человек был сотворён только по образу Божьему. О том, что человеку необходимо каким-то образом приобретать Божье подобие, во всей Библии нет ни одной заповеди! Нет даже намёка на то, что такая необходимость существует. Божье подобие имеют все потомки первого Адама:
Быт.5:1 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его.
Быт.5:3 Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.
Иак.3:9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.
Это Богоподобие дано людям для того, чтобы у них была возможность стать Божьими детьми и обрести образ последнего Адама, то есть образ Божий.
Ставшее расхожим выражение: "человек был сотворён по образу и подобию Божьему", - скорей всего, не имеет смысла...
Из Лексикона Стронга следует, что образ - это то, что может нами зрительно (зрение может быть и духовным) восприниматься, а подобие - это всего лишь сходство чего-то с чем-то (или кого-то с кем-то) в каком-либо аспекте. В геометрии, например, разные фигуры считаются подобными, если имеют одинаковую форму, стол может быть подобен стулу тем, что изготовлен из дерева, самолёт может летать по небу, яко птица (подобно птице), а Л.Н. Толстой посчитал, что человек может быть подобен дроби: "числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает"...
Подобие, в отличие от образа, не может существовать само по себе. Любая живая личность имеет свой собственный образ, который она унаследовала от своих родителей. Но никакая личность не может иметь своё собственное подобие. Всякое подобие появляется только тогда, когда сравниваются разные предметы.
Богоподобие - это Божий дар, данный всем людям. Никого, кроме человека, Бог не сотворил трёхчастным, не сотворил по Своему подобию, а образ Божий - это то, чего человеку надо достичь, используя свой важнейший орган - человеческий дух.
Человеческий дух - это, во-первых, глаза сердца, а также можно сказать, что это средство связи, позволяющее любому человеку, живущему на земле, общаться с Богом, обитающим в неприступном свете:
Евр.10:19 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,
20 который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,
21 и [имея] великого Священника над домом Божиим,
22 да приступаем с искренним сердцем, с полною верою...