Английский историк Генри Бокль написал:
"Тщательное изучение религиозной терпимости доказывает, что во всех христианских странах, где она господствует, она была навязана духовенству светскою властью".
Получается, как писал Бердяев, во многих церквях не произошло покаяния в исторических грехах, совершенных предшественниками современных верующих. Как раз наоборот, тех, кто совершал преступления против инакомыслящих, зачастую пытаются обелить и оправдать. Один мой знакомый протестант любит повторять, что Лютер и Кальвин были продуктом своей эпохи. И, хотя они убивали ни в чем не повинных людей, но зато столько сделали для христианства, что никто не имеет права их обвинять. Действительно, как можно обвинять отцов-основателей своей религии в религиозной несостоятельности? Но Христос и его ученики не были продуктами своей эпохи. Их гражданство было на небесах, а сердце - в вечности.
Но главное, по мнению защитников, что эти люди верили в "правильные" догмы. И в этом еще одна серьезная проблема. Кальвин, как и многие другие, умер, похоже, не покаявшись в своих злодеяниях. По его же учению, ему прямая дорога в ад на вечные муки. Но так как он верил "правильно", на его преступления можно закрыть глаза. Это вообще огромная проблема христианства. В Электронной Еврейской энциклопедии сказано, что еврейские пророки ставили послушание заповеди и личное благочестие выше непогрешимости в догматах. Но послеапостольское христианство поступило с точностью до наоборот. Августин Блаженный учил, что священник, ведущий греховный образ жизни, может совершать таинства и они не потеряют своего значения из-за его нечестия.
И это дошло до наших дней. Поэтому Кальвин, по мнению его последователей, будет жить в раю, а не верующие в Троицу отправятся в ад к Гитлеру и Чикатило. И вся их святая и праведная жизнь, любовь к Богу и ближнему, самоотверженный труд и подвиг мученичества не имеют никакого значения. Это лично мне говорили некоторые верующие.
И в большинстве случаев - это те, кто много "сократил".
Хотя к чести Православной Церкви нужно сказать, что это мнение является частным, но не общепринятым. Недавно на телеканале Спас один из священников отвечал на вопрос о том, стоит ли считать католиков и протестантов еретиками. Мне очень понравилось, то, что он сказал. По его словам, такой нетерпимый подход выдает желание легкого спасения, для которого не нужно прикладывать никаких усилий. Просто верь в "единственно верное" учение и спасешься. Наверное, в этом еще одна причина, по которой в наши дни верующие презирают инославных верующих.
