Сегодня немало таких мыслящих людей, которых встреча с весьма агрессивной западной культурой, навязывающей свои стандарты во всех областях жизни, заставляет задуматься над тем, кто же мы такие, в чем наше своеобразие. В поисках ответа они, естественно, прежде всего обращаются к русской религиозной философии начала ХХ века. Но, поработав некоторое время с этими текстами, они начинают понимать, что русская религиозная философия не есть нечто вполне самостоятельное. Это всего лишь необычный цветок на древе традиции. И сами труды русских философов насыщены ссылками на эту традицию. Становится очевидно, что без знания этой традиции, т.е. есть без знания православия и святоотеческой письменности, нельзя работать в теме «русского религиозного ренессанса». Кроме того, традиция эта, оказывается, не является чисто книжной, равно как и не является умершей. И если самые выдающиеся философские умы России ХХ века смогли найти свой путь к этой архаичной традиции, то почему бы не попробовать пойти тем же путем и нам...
Православный святоотеческий интеллектуальный ренессанс
Свернуть
X
-
Кроме вопросов народности, славянофилы занимались богословием, как раз святоотеческим наследием, ведь важнейшим камертоном русской идеи является как раз христианство.
Самым ярким автором, в этом смысле, был Хомяков. Почитайте его "Церковь одна. (1838)". Удивительно глубокие мысли об онтологии Церкви.Если протестант приобрёл вкус к сложности, он перестал быть таковым.Комментарий
-
Вот совершенно чудесная цитата, касающаяся общей атмосферы отношения к науке и богословию:
"В наши дни очень трудно обратить необразованного человека, потому что ему все нипочем. Популярная наука, правила его узкого круга, политические штампы и т.п. заключили его в темницу искусственного мира, который он считает единственно возможным. Для него нет тайн. Он все знает.
Человеку же культурному приходится видеть, что мир очень сложен и что окончательная истина, какой бы она ни была, обязана быть странной".
Льюис К. С. Христианство и культура
Также здесь видна специфика работы настоящего богослова-интеллектуала.Если протестант приобрёл вкус к сложности, он перестал быть таковым.Комментарий
-
Замечательная цитата из Благодарственной речи Оригену Григория Чудотворца:
"Поэтому для меня не было ничего запретнаго, ибо не было ничего сокровеннаго и недоступнаго. Но я имел возможность получить знание о всяком учении, и варварском и эллинском, из области таинственной или из государственной жизни, и о божественном и о человеческом [и именно так, что] с полною свободою мог делать все предметом моего изучения и изследования и насыщаться и наслаждаться всеми благами души. Если бы кто нибудь мог назвать какое либо древнее учение истины или что либо иное в этом роде, то я обладал в нем удивительным и полным собранием и обилием прекраснейших созерцаний".Если протестант приобрёл вкус к сложности, он перестал быть таковым.Комментарий
-
Комментарий
-
А вот ещё мнение о нашем ренесансе известного М. Ардова.
"Историческое явление, принятое называть «русским религиозным ренессансом». В начале этого века некоторое число интеллигентов, разочаровавшись в материализме и марксизме, вошли в ограду Православной Церкви. Но даже отказавшись от своих прежних взглядов, многие из этих людей не принесли должного покаяния и разума своего отнюдь не смирили. Православие предложило им то, что Церковь предлагает своим чадам на протяжении всей своей истории: смиряйтесь, молитесь, поститесь, помогайте ближним... А что касается высоких откровений и экстатических состояний, то их, скорее всего, никто из вас не удостоится.
Для избалованного утонченной светской культурой интеллигента это весьма однообразно и скучно. И вот тогдашние неофиты, люди при том недюжинных способностей и талантов, с самыми лучшими намерениями стали, как им казалось, улучшать, усовершенствовать Православие, дабы сделать Церковь более привлекательной с интеллектуальной и чувственной точек зрения. А поскольку это были люди весьма и весьма одаренные, их идеи имели (и до сей поры имеют) успех в родной им интеллигентской среде. И не только в России, но и за границей, куда по решению большевистских властей многие деятели «русского религиозного ренессанса» были в свое время высланы.
Как только у нас началась «перестройка» и была объявлена «гласность», в печати сейчас же замелькали имена Н. Бердяева, С. Франка, о. С. Булгакова, о. П. Флоренского и иже с ними. Литераторы, журналисты и некоторые церковные деятели принялись превозносить и пропагандировать сомнительное с православной точки зрения наследие всех этих людей".Если протестант приобрёл вкус к сложности, он перестал быть таковым.Комментарий
-
В целом, данное движение напоминает где-то идеальные предпосылки для создания православного масонства, которое ещё не состоялось исторически именно на православно-ортодоксальных началах.Если протестант приобрёл вкус к сложности, он перестал быть таковым.Комментарий
-
Благодарю за приглашение. Но по масонству есть существенная ремарка: оно не может быть православным, ИМХО, но только универсальным. Т.е., для всех - и для "пути правой руки", и для "пути левой руки"- для всех буквально. Вне зависимости от конкретной религии.
PS: если что, из всех масонских персонажей XX века мне наиболее симпатичны Мустафа Кемаль Ататюрк и Жан Жорес.Комментарий
-
Это всё такие предположения и интуиции. Конечно, классическое масонство с трудом притягивается к Православию. Хотя, были в России вполне такие неплохие масоны-христиане, вроде Лопухина да и прочих. Конечно, если бы ставилась задача создать именно православное масонство, то многое было бы иначе. Например, все масонские игры в оккультизм были бы неприемлемы.Если протестант приобрёл вкус к сложности, он перестал быть таковым.Комментарий
-
Ещё несколько мыслей. Хотелось бы услышать и ваши мнения, господа, об исторических примерах христианского гностицизма в рамках ортодоксии.
Православный гностицизм основан на таких, например, представлениях, которые высказал когда-то Иустин Философ, видевший присутствие логосов в разных культурах и религиях. В частности, ему принадлежит представление о греческих философах, как "детоводителях ко Христу" для греков.
В Православии есть серьёзная и глубокая философская традиция гностицизма, позволяющая адекватно вести диалог с людьми на разных степенях религиозных представлений.Если протестант приобрёл вкус к сложности, он перестал быть таковым.Комментарий
-
Мне также представляется, что дело людей этого потока в новом богословском творчестве. Не в католическом смысле, конечно, когда измышляются новые догматы и поступлаты веры. А в настоящем орто-доксальном дерзновении мысли, охватывающей свою эпоху глубочайшим синтезом.Если протестант приобрёл вкус к сложности, он перестал быть таковым.Комментарий

Об этой группе
Группа для тех, кто руководствуется в своей ортодоксии наследием русского религиозного ренесанса, представленного такими мыслителями, как Лосский, Лосев, Флоренский, Ильин, Шмеман, славянофилы и пр.
Тип:
Публичная
Темы:
2
Комментарии:
21
Владелец
Категории групп
Свернуть
Latest Group Topics
Свернуть
Ничего не найдено по данным критериям поиска.
Комментарий