ЯВЛЕНИЕ БОГА АВРААМУ И ЖЕРТВА АВРААМА
Если посмотреть в Писании, являлся ли Бог Аврааму раньше или приходил ли к кому-то еще, то обнаружим следующее:
«Бытие, глава 22●стих 10
И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. (Синодальная Библия)
וַיִּשְׁלַח אַבְרָהָם אֶת־יָדוֹ, וַיִּקַּח אֶת־הַמַּאֲכֶלֶת; לִשְׁחֹט אֶת־בְּנוֹ׃ (Оригинальный текст).
●стих 11
Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. (Синодальная Библия)
וַיִּקְרָא אֵלָיו מַלְאַךְ יְהוָה מִן־הַשָּׁמַיִם, וַיֹּאמֶר אַבְרָהָם אַבְרָהָם; וַיֹּאמֶר הִנֵּנִי׃ (Оригинальный текст)
В оригинале стоит Посланник ЯХВЕ, что можно воспринимать, как посланный Богом ЯХВЕ\ХРИСТОС, но можно думать и посланный от ЯХВЕ СОТВОРЕННЫЙ БОЖИЙ АНГЕЛ. Даже в том случае, если бы стоял предлог «от» ЯХВЕ, и тогда прочтение не будет неправильным, если мы назовем в этом конкретном случае Ангелом Христа Сына Божиего, ибо Пресвятая Троица по имени ЯХВЕ, может послать к Аврааму одного из Своих Лиц: Сына ЯХВЕ или Духа Святого ЯХВЕ, и Лицо будет Ангелом\Посланником от ЯХВЕ.
●стих 12
{Ангел} сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. (Синодальная Библия)
וַיֹּאמֶר, אַל־תִּשְׁלַח יָדְךָ אֶל־הַנַּעַר, וְאַל־תַּעַשׂ לוֹ מְאוּמָּה; כִּי עַתָּה יָדַעְתִּי, כִּי־יְרֵא אֱלֹהִים אַתָּה, וְלֹא חָשַׂכְתָּ אֶת־בִּנְךָ אֶת־יְחִידְךָ מִמֶּנִּי׃ (Оригинальный текст)
Для Бога жертва, но не для сотворенного Ангела Божиего.
●стих 13
И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего. (Синодальная Библия)
וַיִּשָּׂא אַבְרָהָם אֶת־עֵינָיו, וַיַּרְא וְהִנֵּה־אַיִל, אַחַר נֶאֱחַז בַּסְּבַךְ בְּקַרְנָיו; וַיֵּלֶךְ אַבְרָהָם וַיִּקַּח אֶת־הָאַיִל, וַיַּעֲלֵהוּ לְעֹלָה תַּחַת בְּנוֹ׃ (Оригинальный текст)
●стих 14
И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему {и} ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится. (Синодальная Библия)
וַיִּקְרָא אַבְרָהָם שֵׁם־הַמָּקוֹם הַהוּא יְהוָה יִרְאֶה; אֲשֶׁר יֵאָמֵר הַיּוֹם, בְּהַר יְהוָה יֵרָאֶה׃ (Оригинальный текст)
●стих 15
И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба (Синодальная Библия)
וַיִּקְרָא מַלְאַךְ יְהוָה אֶל־אַבְרָהָם; שֵׁנִית מִן־הַשָּׁמָיִם׃ (Оригинальный текст)
●стих 16
и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,] (Синодальная Библия)
וַיֹּאמֶר בִּי נִשְׁבַּעְתִּי נְאֻם־יְהוָה; כִּי, יַעַן אֲשֶׁר עָשִׂיתָ אֶת־הַדָּבָר הַזֶּה, וְלֹא חָשַׂכְתָּ אֶת־בִּנְךָ אֶת־יְחִידֶךָ׃ (Оригинальный текст)
●стих 17
то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; (Синодальная Библия)
כִּי־בָרֵךְ אֲבָרֶכְךָ, וְהַרְבָּה אַרְבֶּה אֶת־זַרְעֲךָ כְּכוֹכְבֵי הַשָּׁמַיִם, וְכַחוֹל אֲשֶׁר עַל־שְׂפַת הַיָּם; וְיִרַשׁ זַרְעֲךָ, אֵת שַׁעַר אֹיְבָיו׃ (Оригинальный текст)
●стих 18
и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. (Синодальная Библия)
וְהִתְבָּרֲכוּ בְזַרְעֲךָ, כֹּל גּוֹיֵי הָאָרֶץ; עֵקֶב אֲשֶׁר שָׁמַעְתָּ בְּקֹלִי׃ (Оригинальный текст)».
(RST Бытие 22:10-18).
Авраам называет место именем ЯХВЕ, но не именем Ангела, следовательно, являлся ЯХВЕ, и Авраам слышал голос ЯХВЕ. Хотя несколько лет назад мне думалось, что видел Авраам сотворенного Ангела, а слышал голос Бога. Теперь же, если мы отбросим действие Авраама, то картина будет не полной, ибо есть название горы именем Бога и небольшая очень неприметная деталь «усмотрится», то есть, не только слышал голос Бога, но и видел Его действие, выраженное в послании праведнику иной жертвы, а замена жертвы принадлежит Богу Отцу, как заменил Он человека ягненком\овном, так заменил Он позднее ягненка\Человеком. Следовательно, в роли Посланника\Ангела из одного мира в другой был Сам Бог Отец, и материализация Его была голосовая.
Бог мог сказать то же самое внутренне, не применяя голоса, например, Духом Святым, но применил голос для Исаака, чтобы не осталась обида у того на отца, за то, что он хотел принести его в жертву.
Тогда как сотворенного Ангела Авраам мог и не послушать, если перед этим слышал голос Бога. Такое запоминается на всю жизнь и его не перепутаешь с чем-то менее значительным.
«Бытие, глава 22●стих 1
И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. (Синодальная Библия)
וַיְהִי, אַחַר הַדְּבָרִים הָאֵלֶּה, וְהָאֱלֹהִים, נִסָּה אֶת־אַבְרָהָם; וַיֹּאמֶר אֵלָיו, אַבְרָהָם וַיֹּאמֶר הִנֵּנִי׃ (Оригинальный текст)
●стих 2
{Бог} сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. (Синодальная Библия)
וַיֹּאמֶר קַח־נָא אֶת־בִּנְךָ אֶת־יְחִידְךָ אֲשֶׁר־אָהַבְתָּ אֶת־יִצְחָק, וְלֶךְ־לְךָ, אֶל־אֶרֶץ הַמֹּרִיָּה; וְהַעֲלֵהוּ שָׁם לְעֹלָה, עַל אַחַד הֶהָרִים, אֲשֶׁר אֹמַר אֵלֶיךָ׃ (Оригинальный текст)».
(RST Бытие 22:1,2).
1 ויהי אחר הדברים האלה והאלהים נסה את אברהם ויאמר אליו אברהם ויאמר הנני׃
2 ויאמר קח נא את בנך את יחידך אשר אהבת את יצחק ולך לך אל
Это сказано Богом, голос Которого не раз слышал Праведник, другого он мог воспринять критически и потребовать доказательств в том, истинно ли с ним говорит Бог, а, может быть, бес искушает. Когда же Авраам услышал Того, Кто приходил к нему и беседовал с ним, то без лишних слов встал и принялся выполнять, полностью доверяя Владыке и Судии.
Если мы так будем воспринимать Образ и повествование о случившимся, то сможем проследить связь между Евангельскими действиями Бога и Ветхозаветными. И, как бы нам не хотелось увидеть и услышать в каждой встрече Иисуса Христа Сына Божиего, здесь следует отдать предпочтение Богу Отцу, еще и потому, что в Евангелии Ему принадлежит материализация голоса.
ИАКОВ
«Бытие, глава 28●стих 10
Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, (Синодальная Библия)
וַיֵּצֵא יַעֲקֹב מִבְּאֵר שָׁבַע; וַיֵּלֶךְ חָרָנָה׃ (Оригинальный текст)
●стих 11
и пришел на {одно} место, и {остался} там ночевать, потому что зашло солнце. И взял {один} из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. (Синодальная Библия)
וַיִּפְגַּע בַּמָּקוֹם וַיָּלֶן שָׁם כִּי־בָא הַשֶּׁמֶשׁ, וַיִּקַּח מֵאַבְנֵי הַמָּקוֹם, וַיָּשֶׂם מְרַאֲשֹׁתָיו; וַיִּשְׁכַּב בַּמָּקוֹם הַהוּא׃ (Оригинальный текст)
●стих 12
И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. (Синодальная Библия)
וַיַּחֲלֹם, וְהִנֵּה סֻלָּם מֻצָּב אַרְצָה, וְרֹאשׁוֹ מַגִּיעַ הַשָּׁמָיְמָה; וְהִנֵּה מַלְאֲכֵי אֱלֹהִים, עֹלִים וְיֹרְדִים בּוֹ׃ (Оригинальный текст)
●стих 13
И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; (Синодальная Библия)
וְהִנֵּה יְהוָה נִצָּב עָלָיו וַיֹּאמַר, אֲנִי יְהוָה, אֱלֹהֵי אַבְרָהָם אָבִיךָ, וֵאלֹהֵי יִצְחָק; הָאָרֶץ, אֲשֶׁר אַתָּה שֹׁכֵב עָלֶיהָ, לְךָ אֶתְּנֶנָּה וּלְזַרְעֶךָ׃ (Оригинальный текст)
●стих 14
и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; (Синодальная Библия)
וְהָיָה זַרְעֲךָ כַּעֲפַר הָאָרֶץ, וּפָרַצְתָּ יָמָּה וָקֵדְמָה וְצָפֹנָה וָנֶגְבָּה; וְנִבְרֲכוּ בְךָ כָּל־מִשְׁפְּחֹת הָאֲדָמָה וּבְזַרְעֶךָ׃ (Оригинальный текст)
●стих 15
и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. (Синодальная Библия)
וְהִנֵּה אָנֹכִי עִמָּךְ, וּשְׁמַרְתִּיךָ בְּכֹל אֲשֶׁר־תֵּלֵךְ, וַהֲשִׁבֹתִיךָ, אֶל־הָאֲדָמָה הַזֹּאת; כִּי לֹא אֶעֱזָבְךָ, עַד אֲשֶׁר אִם־עָשִׂיתִי, אֵת אֲשֶׁר־דִּבַּרְתִּי לָךְ׃ (Оригинальный текст)».
(RST Бытие 28:10-15).
ЯХВЕ явился Иакову, и в следующем тексте называет Себя Богом, но не сотворенным Ангелом.
«Бытие, глава 31●стих 11
Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я. (Синодальная Библия)
וַיֹּאמֶר אֵלַי מַלְאַךְ הָאֱלֹהִים בַּחֲלוֹם יַעֲקֹב; וָאֹמַר הִנֵּנִי׃ (Оригинальный текст)
●стих 12
Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы [и овны], поднявшиеся на скот [на коз и овец], пестрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою; (Синодальная Библия)
וַיֹּאמֶר, שָׂא־נָא עֵינֶיךָ וּרְאֵה כָּל־הָעַתֻּדִים הָעֹלִים עַל־הַצֹּאן, עֲקֻדִּים נְקֻדִּים וּבְרֻדִּים; כִּי רָאִיתִי, אֵת כָּל־אֲשֶׁר לָבָן עֹשֶׂה לָּךְ׃ (Оригинальный текст).
Ангел сотворенный не видит все абсолютно, и Ангелу сотворенному не приносят праведники жертвы и не дают обеты, как то сделал Иаков.
●стих 13
Я Бог [явившийся тебе] в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей [и Я буду с тобою]. (Синодальная Библия)
אָנֹכִי הָאֵל בֵּית־אֵל, אֲשֶׁר מָשַׁחְתָּ שָּׁם מַצֵּבָה, אֲשֶׁר נָדַרְתָּ לִּי שָׁם נֶדֶר; עַתָּה, קוּם צֵא מִן־הָאָרֶץ הַזֹּאת, וְשׁוּב אֶל־אֶרֶץ מוֹלַדְתֶּךָ׃ (Оригинальный текст)».
(RST Бытие 31:11-13).
Следовательно, Праведник видел во сне Сына Божиего.
Иаков встречался и с Ангелами Божиими, сотворенными, не имеющими имени ЯХВЕ.
«Бытие, глава 32●стих 1
А Иаков пошел путем своим. [И, взглянув, увидел ополчение Божие ополчившееся.] И встретили его Ангелы Божии. (Синодальная Библия)
וְיַעֲקֹב הָלַךְ לְדַרְכּוֹ; וַיִּפְגְּעוּ־בוֹ מַלְאֲכֵי אֱלֹהִים׃ (Оригинальный текст)
●стих 2
Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарек имя месту тому: Маханаим. (Синодальная Библия)
וַיֹּאמֶר יַעֲקֹב כַּאֲשֶׁר רָאָם, מַחֲנֵה אֱלֹהִים זֶה; וַיִּקְרָא שֵׁם־הַמָּקוֹם הַהוּא מַחֲנָיִם׃ (Оригинальный текст)».
Когда же Иаков благословляет своих внуков, то сначала говорит о Боге как Абсолюте, помогающем ему, а затем уточняет, упоминая Посланника, чтобы точнее передать воспоминание о событии давно минувшем, и показать, что Бог может приходить к человеку во сне и наяву в виде Человека, то есть, Дух Бог может материализоваться так, что его видит человек сотворенным зрением и может осязать, допустим, как Фома.
«Бытие, глава 48●стих 14
Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец. (Синодальная Библия)
וַיִּשְׁלַח יִשְׂרָאֵל אֶת־יְמִינוֹ וַיָּשֶׁת עַל־רֹאשׁ אֶפְרַיִם וְהוּא הַצָּעִיר, וְאֶת־שְׂמֹאלוֹ עַל־רֹאשׁ מְנַשֶּׁה; שִׂכֵּל אֶת־יָדָיו, כִּי מְנַשֶּׁה הַבְּכוֹר׃ (Оригинальный текст)
●стих 15
И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, (Синодальная Библия)
וַיְבָרֶךְ אֶת־יוֹסֵף וַיֹּאמַר; הָאֱלֹהִים אֲשֶׁר הִתְהַלְּכוּ אֲבֹתַי לְפָנָיו אַבְרָהָם וְיִצְחָק, הָאֱלֹהִים הָרֹעֶה אֹתִי, מֵעוֹדִי עַד־הַיּוֹם הַזֶּה׃ (Оригинальный текст)
●стих 16
Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли. (Синодальная Библия).
הַמַּלְאָךְ הַגֹּאֵל אֹתִי מִכָּל־רָע, יְבָרֵךְ אֶת־הַנְּעָרִים, וְיִקָּרֵא בָהֶם שְׁמִי, וְשֵׁם אֲבֹתַי אַבְרָהָם וְיִצְחָק; וְיִדְגּוּ לָרֹב בְּקֶרֶב הָאָרֶץ׃ (Оригинальный текст)
(RST Бытие 48:14-16)».
Иаков называет Бога ЯХВЕ, помогающего ему, Ангелом\Посланником.
Мы могли бы еще сомневаться в своих размышлениях, если бы Господь не подтвердил нашу догадку в беседе с Моисеем, назвав Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова.
