Прошу заранее прощение за беглый и спонтанный анализ, вызванный не столько долгим размышлением, сколько сиюминутной реакцией на увиденный фильм в интернете: «BBC: Сокровища фараона: Медный свиток / The Pharaoh's: Holy Treasur (2002)» (https://www.youtube.com/watch?v=EqeNWZwp9gM), в котором Роберт Фезер заявил, что Иудаизм и Христианская религия берет свое начало в Египте.
«Опубликовано: 17 мар. 2015 г.
BBC: Сокровища фараона: Медный свиток / The Pharaoh's: Holy Treasure (2002)
Режиссер: Джеймс Хоус / Aнглия
Производство: BBC (Великобритания)
Жанр: Документальный
Перевод: Русский профессиональный (одноголосый)
О фильме:
Англичанин Роберт Фезер, автор книги "Расшифрованный медный свиток", ищет сокровища. Ему помогает старинный медный свиток - один из знаменитых свитков Мертвого моря. Свитку уже две тысячи лет. В нем рассказывается о поистине несметных сокровищах. Фезер считает, что эти сокровища принадлежали египетскому фараону. Роберт уверен, что его находка может изменить наши взгляды на происхождение западной религии».
Содержание медного свитка:
«Тайны Медного свитка
· Aug. 19th, 2016 at 9:00 AM
[IMG]file:///G:/Users/2868~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image001.jpg[/IMG]
[IMG]file:///G:/Users/2868~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image002.jpg[/IMG]
В марте 1953 года группа археологов, при участии Ролана де Во (директора французской библейской и археологической школы в Иерусалиме), Джозефа Милика, представителей иерусалимского музея Рокфеллера и французской библейской школы, исследовала район Кумрана. В результате поиска была обнаружена пещера, получившая порядковый номер 3.
[IMG]file:///G:/Users/2868~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image003.jpg[/IMG]Директор иорданского Управления Древностями, Ланкастер Хардинг (справа), с отцом Йозефом Миликом, и отцом Роланом де Во на раскопках в Кумране (слева) | Фото: Estate of John M. Allegro
В ней были найдены отрывки из книг пророка Иезекиила, Псалмов, Плача Иеремии, Книги Юбилеев. Но самая удивительная находка находилась в небольшой нише у самого входа в пещеру.
Археологи извлекли два медных свитка, судя по линии разлома, стало понятно, что первоначально оба свитка составляли единое целое.
Для того чтобы свернуть долговечный металлический лист, (так удобнее прятать его), сплав меди с оловом не подходит, поэтому составители текста использовали материал по причине высокой стоимости давно вышедший из употребления.
Вероятно, при свёртывании свитка произошёл разлом. Из-за процесса окисления, развернуть свиток не повредив текста, не представлялось возможным. Учёные стали искать способ прочитать текст.
Лишь только в 1955 году один из свитков (меньший) был передан профессору Манчестерского технологического колледжа, одному из лучших в мире инженеров-механиков Райду Бейкеру, который предложил радикальное решение распилить свиток на полосы. Он сконструировал дискообразный нож, который позволил сделать прямую миллиметровую линию. Бейкер блестяще справился с заданием, из всего свитка пострадала всего лишь одна буква.
Вскоре был произведен первый разрез и Джон Аллегро, английский филолог и кумрановед, приступил к расшифровке текста.
В ноябре 1955 года Аллегро завершил перевод первого свитка, а в январе 1956 года в Манчестер прибыл второй свиток. После окончания работы 24 разрезанные полосы были отправлены обратно в Иерусалим (сейчас «Медный свиток» хранится в Археологическом Музее Иордании).
[IMG]file:///G:/Users/2868~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image004.jpg[/IMG]Свиток в национальном археологическом музее Иордании | Фото: Реувен Миллер
Однако, работа Аллегро была отвергнута Роланом де Во, который полагал, что содержание «Медного свитка» вымысел, сказка.
Аллегро было запрещено публиковать отчёт и перевод свитка.
Текст содержал около трех тысяч букв, был выгравирован несколькими писцами. Язык, на котором написан, близок к ивриту конца I века началу II века н. э.
Свиток в развёрнутом виде: длинной 2.4 м, высотой 39 см.
Возможно, гравировщики не понимали иврит, копировали по представленному им оригиналу текста на пергаменте или папирусе. Похоже, это было сделано в целях безопасности, чтобы чеканщики не узнали тайну сокровищ.
Как мы видим из текста «Медного свитка», существовала его вторая копия, расширенная версия, включающая подробности о местах поиска, список инвентаря, описи каждой вещи, содержания других тайников:
«В яме примыкающей с севера в отверстии, открывающемся к северу, и захоронено у его стока: копия этого документа с объяснением и своими измерениями, и опись каждой вещи, и др[угое]».
Свиток содержит около 30 ошибок, причём довольно грубых, например, буква «нун» вместо «рейш» в слове «кефор» (копать).
По всему тексту разбросаны 14 греческих цифр.
Упоминаются названия населенных пунктов, расположенных в Иудеи, в основном в окрестностях Иерусалима. Спрятанные в этих местах сокровища свидетельствуют об огромной сумме. Весь клад составляет: золота -1280 талантов (один библейский талант ок. 40 кг.), серебра 3282 талантов, золотых слитков 65, кувшинов с серебром 608, золотых и серебряных сосудов 619, причем из-за коррозии «Медного свитка» сведения о некоторых кладах так и не удалось дешифровать. В общей сложности около 160 тонн золота и серебра.
Некоторые полагают, что цифра невероятная для Иудеи, поэтому талант (мера веса) в «Медном свитке» имеет совершенно другой вес.
Однако Иосиф Флавий свидетельствует, о том, что Храм располагал такими суммами, так как древнеримский полководец Марк Лициний Красс (114 до н. э. 53 до н. э.) ограбил храмовую казну, взяв 2000 талантов на войну с парфянами:
«После Габиния в управление Сирией вступил Красс. Для своего похода против парфян он взял из Иерусалимского храма, кроме других находившихся там золотых вещей, и те 2000 талантов, которые были оставлены нетронутыми Помпеем» (Иос. Флавий. Иуд. война 1:8)
В 1959 Джосеф Милик опубликовал свой перевод свитка, общественности было сообщено, что перечень сокровищ всего лишь письменная фиксация апокрифической традиции о богатствах храма.
Аллегро не согласился не только с выводом, но и со многими формулировками перевода Милика.
Вопреки указаниям де Во, Аллегро опубликовал собственную версию, издав книгу: «Сокровища Медного свитка». Книга мгновенно стала бестселлером.
Аллегро не только опубликовал книгу, но и решил доказать реальность сокровищ, организовав экспедицию по поиску кладов. За поисками следили миллионы читателей газеты «Дейли Мейл», которая частично спонсировала проект. Другим спонсором был король Иордании Хусейн, предоставивший в распоряжение ученого своих солдат в качестве помощников, выделил транспорт и даже вертолёт, что было крайне удобно для доставки продовольствия экспедиции.
Первым пунктом назначения Аллегро был Хирберт-Мирд в библейской долине Ахор, известной как Гиркания.
В разрушенной крепости экспедиция обнаружила место, описанное в «Медном свитке»:
«В (крепости) Хоребаhа, в долине Ахор, сорок локтей под ступенями, ведущими к востоку: сундук с деньгами и его содержимое: семнадцать талантов весом. KεN».
Однако Аллегро ждало разочарование, крепость почти полностью была разрушена и разграблена. Но самое неприятное оказалось впереди, на лагерь Аллегро обрушилась страшная буря, уничтожившая оборудование и лишившая экспедицию запасов воды. К счастью, король Хусейн вовремя узнав о несчастье, пришёл на помощь, отослав запасы воды, продовольствия, новое оборудование.
Кстати, не так давно израильские археологи изучили извилистый туннель, со ступенями, которые ведут внутрь горы, в потайной зал. Исследователи на данный момент, используя современное оборудование не обнаружили пустот под ступенями, но зато нашли две пустоты в потолке, одна из них довольно большая 16 кв. м. Учёные смогли определить, что пустоты носят искусственный характер.
Следующей остановкой Аллегро был Хирбет-Кумран, который ученый отождествил с одной из локаций «Медного свитка» Секака:
«У начала подводящего канала, [который проходит через] Секака с севера, п[од] большим [отстойным бассейном] зарыто на т[ри ло]ктя: семь талантов серебра».
Команда Аллегро обыскивала территорию используя металлоискатели. В одной из пещер были найдены кости и керамика датируемая 400 г. до н. э., но клад не был найден.
Не теряя надежды, Аллегро отправился в Иерусалим, следуя указаниям свитка, нашёл гробницу Авшалома (Авессалома), но и здесь его постигла неудача.
Оставалась последняя надежда. «Медный свиток» указывал на двадцать четыре участка, находящихся на территории Храмовой горы.
Аллегро попытался получить разрешение на раскопки у иорданского департамента памятников древности. В виду особой святости места естественно он получил отказ. Учёный не смог попасть в систему туннелей, резервуаров, помещений под мусульманской святыней мечетью Купола Скалы.
Аллегро не нашёл сокровищ, однако он подтвердил существования самих мест в которых находились тайники. Он нашёл участки, перечисленные в «Медном свитке».
Существует несколько гипотез происхождения документа.
Исследователь Кун предложил версию о ессейско-кумранском происхождении «Медного свитка» (впоследствии, он изменил свое мнение и считал, что сокровища хоть и принадлежали Храму, но были отданы ессеям на хранение).
