Мак Никол о структуре и связи семи посланий с остальной частью Откровения.
Литературная структура и форма.
Из четырех основных типов литературы в Новом Завете
(Евангелие, история [Деяния Апостолов], послание и апокалипсис) Откровение - яркий пример последнего. Первые же слова книги заявляют, что это откровение (по-гречески: апокалипсис) Иисуса Христа. Формально книга является апокалипсисом с приложением эпистолярного начала и окончания (см. письма Нового Завета). Основное содержание книги - серия видений, дающих эзотерическую информацию о небесном мире и его воздействии на историю (апокалипсис) (4:1-22:5). Ему предшествует раздел 1:4-3:22, серия писем, представляющих видение Иисуса Иоанном, который находится на земле и еще не взят на небеса (4:1). Начиная с 1:4-8 здесь, как и в большинстве новозаветных писем, изложено вступление с включением приветствий и именами отправителя и адресатов, сопровождаемое доксологией. В 1:9-20 Иоанн как представитель называет семь церквей и излагает свое видение Христа, явившегося и ходящего среди них как Сына Человеческого, обозревающего Свои светильники. Затем каждая из семи церквей получает отдельное послание(2:1-3:22).
Таким образом, раздел 1:4-3:22 - это видение в форме письма. Оно содержит послание Иисуса Христа церквям, и дополняет видения, почерпнутые в небесном мире (4:1-22:5).
Как пролог (1:1-3), так и эпилог (22:6-21) производят впечатление того, что собранные в разделе 1:4-22:5 видения представляют собой законченный литературный труд.
Аллан МакНикол «Откровение Откровения» Стр.7-8
Описание Христа (1:5а)
Спасительное достижение (1:5б-6)
Верный свидетель
Первенец из мертвых
Владыка царей земных
Любит нас
Освободил нас от грехов Своей кровью
Соделал нас царями и священниками
(1:8) С включением Господа Бога (см. 1:4), «Который есть, был и грядет», Иоанн завершает вступительное приветствие.
«Альфа и Омега» - первая и последняя буква греческого алфавита. Иоанн говорит, что Бог есть все во всем, от начала и до конца. Заметьте, что то же выражение употреблено в отношении Иисуса в конце книги (22:13). Более того, следует отметить, что прилагательное «всемогущий» по отношению к Богу встречается в книге семь раз (1:8; 11:17; 15:3; 16:7; 19:6; 21:22; Bauckham, Climax, 33-35). Из такого тщательного использования чисел мы узнаем, что композиция Откровения не была случайной.
Апокалипсис писался со вниманием к каждой детали, и должен изучаться соответственно.
(1:10-11) Первая весть из двух основных разделов книги
(1:12-3:22) появляется в день Господень. Для нас это воскресенье. Как трапеза на христианском собрании в честь Христа принадлежит Господу (Иисусу), так и фраза на греческом«кюриаке хемера» буквально означает «день, принадлежащий Господу»
(ср. 1 Кор. 11:20). На основе воскресения Иисуса в первый день после еврейской Субботы воскресенье быстро стало днем собрания христиан (1 Кор. 16:2; Деяния 20:7; Дидахе 14:1; Послание Варнавы 15:9). Так что получение Иоанном послания церкви именно в этот день было особенно уместно.
(1:20) «Тайна» этого послания готова раскрыться. Семь светильников, дающих свет миру верным послушанием (ср. Матф. 5:15) есть семь церквей. Мы также узнаем, что семь звезд это семь Ангелов церквей. Слово «Ангел» (по-гречески «ангелос») может иметь значение «вестник». Некоторые понимают семь ангелов как вестников Иоанна семи церквям, что возможно, но не вполне убедительно. В культуре, верящей, что Ангелы и невидимые силы пронизывают повседневную жизнь, Иоанн, скорее всего, имеет в виду Ангелов небесного святилища. Павел уже ссылался на группу в церкви в соседних Колоссах, участвовавшую в служении либо Ангелов, либо вместе с ними (Кол.2:18). Иисус ссылался на Ангелов-хранителей (Матф. 18:10); а в книге Даниила Ангелы служат хранителями народов (Дан.10:13; 20-21; 12:1). Как бы странно это ни выглядело для сегодняшнего светского читателя, многие христиане в Асии, скорее всего, верили, что у их церквей были представляющие их Ангелы. То, что Иисус скажет церквям, известно на высшем уровне: ангельским представителям церквей на небесном суде. Но, какими бы значимыми они ни были, они не могут изменить грядущие слова оценки (ср. 19:10; 22:8-9). Иисус вселенский Господь, и полновластный хозяин над всеми силами видимыми и невидимыми. Простое обращение христиан к Ангелам не изменит Христовой оценки будущего хода событий. Во-вторых, следует отметить, что каждое письмо основано
на пятиступенчатой структурной модели. Это можно проиллюстрировать на примере письма к Эфесу.
1. Адресат: ангелу церкви (2:1)
2. Оценка: Знаю дела твои... И труд твой... И терпение твое... Ты оставил первую любовь твою (2:2-4).
3. Призыв к покаянию: Покайся и твори прежние дела(2:5).
4. Увещание: Ненавидишь... Николаитов (2:6-7а).
5. Обещание: Побеждающему... (2:76).
Особенно стоит отметить, что все обещания имеют определенную аналогию исполнения в завершающих главах книги, когда настает новое творение. Объединение послания семи церквам с последующими видениями - еще одно доказательство тщательной организации книги.
(2:6) Сопротивление церкви Николаитам особенно поразительно.
Скорее всего, здесь нет никакой связи с Николаем из Деяний 6:5. Перспективнее усмотреть связь в последующем упоминании Николаитов наряду с учениями Ваалама (см. 2:14-15). Валаам есть пример того, кто соблазняет народ Божий к идолопоклонству и блуду. Аналогия для Эфеса очевидна. Эфес был центром поклонения императору и императорских культов, и резиденцией главного храма Артемиде, богине охоты и плодородия. Для Иоанна соучастие в образе жизни, где доминировали эти силы, было практически эквивалентно признанию Господом кого-либо другого, кроме Иисуса. Эфесян увещают продолжать сопротивляться этой тенденции, находящей себе выражение в партии Николаитов.
Действительно, обещание «вкушать от древа жизни», которое будет возвращено в раю, новом Божьем мире (22:2), возможно, служит контрапунктом преданности священному дереву в культе Артемиды в Эфесе (Hemer, 41-52).

То, что семь сообщений являются вводными для остальной части книги, можно увидеть особенно из обещаний побеждающим, которые завершают каждое сообщение: Христос дает обещание эсхатологического спасения (указанное в терминах, которые обычно имеют какаю-то особую уместность для церкви) к тому, кто побеждает (2: 7, 11, 17, 26-8, 3: 5, 12, 2 1). В каждом из них очень разные церковные ситуации, состоит призыв побеждающему. Но смысл победы не объяснен. Что это за победа, становится понятным только из остальной части книги, в которой появляются победители, и выясняется, кого они побеждают и в чем состоит их победа. Потом формула обещания побеждающим, используемая в каждом из семи сообщений, появляется только один раз, в видении нового Иерусалима (21: 7). Таким образом, призыв к победе, адресованный христианам в каждой из семи церквей в главах 2-3, - это призыв к участию в эсхатологической битве, описанной в центральных главах книги, чтобы достичь эсхатологической судьбы, описанной в конце книги.(с) Бокем "Теология книги Откровение".