РАБИ МЕИР ГОВОРИТ: ЕДЯТ ВЕСЬ ПЯТЫЙ час И СЖИГАЮТ В НАЧАЛЕ ШЕСТОГО...

Эта мишна учит, до какого времени в канун Песаха можно есть хамец и когда надлежит его уничтожить. Для понимания этой мишны следует разъяснить, о каких часах идет здесь речь.

Все часы, упоминаемые в Мишне, - это так называемые ВРЕМЕННЫЕ ЧАСЫ, а не постоянная единица времени, принятая в наше время Они получаются от деления на 12 частей всего светлого времени суток от начала рассвета до времени, когда на небе зажигаются звезды (согласно другой точке зрения - от восхода и до захода солнца) То есть, временной час - это 1/12 часть дня Правда, в Стране Израиля в середине месяца нисана продолжительность дня - 12-13 часов, и потому между общепринятыми сейчас часами и временными почти нет различия 'Однако способы их отсчета существенно различаются для нас точкой отсчета часов служит полночь (а также полдень), а во времена Мишны это было начало рассвета (или, как упоминалось, восход солнца)

РАБИ МЕИР ГОВОРИТ: четырнадцатого нисана хамец ЕДЯТ ВЕСЬ ПЯТЫЙ ЧАС - то есть, хамец можно есть все первые пять часов дневного времени. Например, если день продолжается 12 современных часов от 6 часов утра до 6 часов вечера, то хамец можно есть до 11 часов утра. И СЖИГАЮТ хамец В НАЧАЛЕ ШЕСТОГО часа.

Трактат Псахим
Что мы узнаем из этой иудейской традиции именования времени?

Пятый час - это до 11 утра по нашим часам (см. цитату).

Следовательно:

Четвертый час - это до 10 утра.
Третий час это до 9 утра

"Был час третий, и распяли Его" (Мар. 15:25). Выходит, Иисуса распяли до 9 утра.

Тоже самое выражение используется здесь: "Они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня" (Деян. 2:15). Слишком рано для пьянки! В тот же день Петр и др. успели произнести проповеди и крестить 3000 человек: "Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч" (Деян. 2:41).