Предлагаю отрывок из исторической книги Андрея Королева "Крест" о формировании галилейского этноса и его тяжелых взаимоотношениях с иудеями и римлянами. Полностью книгу можно прочитать здесь.
В формировании галилеян как самостоятельного этноса, начиная с III тысячелетия до н.э. участвовали многие народы, включая амореев, египтян, арамеев, хеттов, ассирийцев, иудеев, вавилонян, персов, сирийских арамеев, греков и римлян. Но мне бы хотелось осветить период формирования наиболее актуальный для понимания этнической принадлежности Иисуса Галилеянина, его учеников и природы христианства в целом - период с IV в. до н.э. по н.э.:




"Эллины. Вторглись в Галилею в 333 году до Р.Х. вместе с македонской армией. Евреи по своей национальной традиции оказали существенную помощь очередным завоевателям ойкумены, выгодно предав своих персидских покровителей. Разумеется, взамен они получили не только гигантское гетто в Александрии (государство в государстве), но и доступ в Европу, которая прежде о евреях вообще ничего не слышала. После смерти А. Македонского в 323 году до Р.Х. его империя распалась на несколько эллинистических государств. В Передней Азии началась эпоха эллинизма. Эллины возглавили все государства региона, вошли в состав всех государственных аппаратов, заняли лидирующее положение в переднеазиатских социумах. Греки начали широко населять восточное Средиземноморье, и в первую очередь Галилею, которая по-прежнему оставалась важнейшим центром коммуникаций ойкумены. Значимость Галилеи привела к войнам между наследниками А. Македонского. Вначале Галилею захватила эллинская династия Птолемеев из Египта, но во 2 веке до Р. Х. Галилею отвоевала эллинская династия Селевкидов, правившая в Сирии, Малой Азии и Вавилонии. Селевкиды превратили Галилею в центр эллинизации региона. Галилейские города получили статус греческих полисов и соответствующее управление. Они были населены в основном греками, которые вскоре представляли собой значительное большинство населения всей Галилеи. Меньшую часть составили сирийские арамеи, вошедшие в Галилею вместе с армией Селевкидов. Как и греки, арамеи обладали гражданскими правами. Людей других национальностей в Галилее того времени было совсем немного. Так что именно греки и небольшая часть арамеев за два века, предшествующих Рождеству Христа, начали объединяться в единый народ, получивший особое название галилеяне. При этом доля арамеев была настолько небольшой, что вполне можно говорить о том, что Галилею два века до Рождества Христа населяли галилейские эллины, предки которых обрели новую родину Галилею. Со 2 века до Р.Х. всё население Галилеи говорило на греческом языке, который стал для всех галилеян родным. Мировоззрение галилеян и культура так же были греческими. Во 2 пол. 2 века до Р.Х. иудейская знать в ответ на эллинизацию Иудеи взбунтовала евреев, которые населили Иудею при Птолемеях, поскольку египетские эллины, несомненно, всегда настойчиво не возражали против исхода евреев из александрийского гетто «в родные палестины». Иудеи в своих горах сожгли на кострах эллинизированных евреев, после чего в конце 2 века до Р.Х. атаковали Галилею. В это время селевкидское государство ослабло, поэтому еврейская орда в течение нескольких лет грабила галилейские города и истребляла местных жителей. Зверства еврейской орды в Галилее, разумеется, вызвали соответствующую реакцию её населения. Поэтому в конце 2 века до Р.Х., уходя из Галилеи, главари еврейской орды вынуждены были переселить в Иудею всех евреев, водворившихся в Галилею при Птолемеях. В начале 1 века до Р.Х. в Галилее, по-видимому, не было ни одного еврея. Иерусалимские иудеи стали называть Галилею «инородческой» землёй, то есть страной, населённой не евреями. Кроме того, отчуждённость галилеян и евреев основывалась и на трудах эллинской интеллигенции, которая, начиная с 3 века до Р.Х., справедливо обвиняла евреев в человеконенавистничестве. Наконец, в 1 веке до Р.Х. иерусалимским иудеям стало не до Галилеи: Иудею раздирала кровавая междоусобица в среде еврейской знати и массовые восстания простого народа. Эта внутренняя вражда и привела в Иерусалим Помпея, после чего еврейский город утратил стены, а евреи независимость.

Римляне. В 63 году до Р.Х. римская армия присоединила Галилею к сирийской провинции римской империи. В то время римляне в Палестине воспользовались услугами местных администраций, которых подчинили легату сирийской провинции. Галилея получила статус отдельной области сирийской провинции. Однако римляне сразу же показали себя именно захватчиками в Галилее. В 53 году до Р.Х. сирийский легат с приданными ему легионами вторгся в Галилею, захватил город Тарихею, располагавшийся на берегу Генисаретского озера, казнил часть горожан, а оставшихся в живых 30 тысяч галилеян продал в рабство. В результате, галилеяне изначально не могли относиться к римлянам как к своим защитникам. В 48 году до Р.Х. Цезарь назначил Ирода префектом Галилеи. Галилеяне пытались защитить права национальной администрации, но были поражены легионерами, подчинёнными Ироду. В 43 году до Р.Х. Ирод разорил галилеян, собирая очередную дань для римлян. После этого в его подчинение перешли Иудея и Самария. В 40 году до Р.Х. через Галилею к Иерусалиму прошла парфянская армия, от которой Ирод, преданный собственными еврейскими подданными, успешно сбежал в Рим. Но на следующий год он высадился в Птолемаиде с римским экспедиционным корпусом, с помощью которого за несколько месяцев жестоко подавил сопротивление галилеян, которые к тому времени имели устойчивую неприязнь и к римским захватчикам и к Ироду. В 37 году до Р.Х. Ирод с одобрения римского сената завоевал Иерусалим и воцарился над всей Палестиной. Римляне первыми объединили Галилею с Иудеей в одно территориальное образование, которое возглавил араб, он же царь, он же римский чиновник. В Галилею при Ироде вновь начали водворяться евреи из Иудеи. Однако это переселение не носило массового характера. Галилея в то время была дискриминирована иудаизмом, а точнее дискриминированы были евреи, проживавшие в Галилее. Они были дискриминированы, например, в синагогах и школах Иудеи. Это, несомненно, удерживало обитателей Иудейских гор в «родных палестинах». В 4 году до Р.Х. царство Ирода римляне расформировали. Галилея досталась в управление его сыну Антипе, который был в меньшей степени арабо-самарянином, и в гораздо большей римским патрицием. Антипа прекратил практику истребления и разграбления галилеян, и восстановил статус Галилеи: она вновь стала одним из коммуникативных центров ойкумены и центром эллинизации востока. При Антипе галилейским городам были частично возвращены их права. Галилеяне обрели независимость, ограниченную только римскими законами, гарантирующими галилеянам безопасность. В ответ на заботу правителя Галилея расцвела, ласкаемая добрыми и умелыми руками галилеян, и вскоре достигла ещё не виданной в тех местах красоты. Именно при Антипе Галилея стала той самой благословленной Богом страной, счастливые воспоминания о которой хранятся до сих пор в душе каждого христианина. При Антипе население Галилеи перестало быть эллинским и арамейским, эти две неравные по численности (эллинов было намного больше) этнические группы окончательно слились в единый народ галилейский. У галилеян были греческие язык, культура, мировоззрение и гражданское устройство. Антипа уважал своих подданных. Он остался римским патрицием, но он говорил на греческом языке, который стал государственным языком Галилеи. Даже надписи на галилейских монетах чеканились на греческом языке. Показательно, что латинское имя римского императора на тех монетах было воспроизведено греческими буквами. Таковы были приоритеты Антипы, несомненно, влюбившегося в свою новую родину. Еврейское население Галилеи при Антипе было весьма незначительно, при этом евреи не могли стать галилеянами, поскольку евреи чрезвычайно ограничены иудаизмом, в частности его расисткой доктриной. Между Антипой и еврейством всегда существовала неприязнь. Надо полагать, что именно это стало причиной собственных ограничений в еврействе, направленных против переселения из Иудеи в Галилею. В ответ на фарисейскую дискриминацию Антипа запретил в 26 году евреям водворяться в новую галилейскую столицу, в Тивериаду. Разумеется, это ещё более усилило взаимную неприязнь галилейского тетрарха и евреев, и отнюдь не способствовало росту еврейского присутствия в Галилее.

Галилеяне. Так назывался народ, населявший Галилею в 1 веке по Р.Х. Этот народ родился во 2 веке до Р.Х. при правлении в Галилее селевкидской династии. Галилеяне есть результат этнической инкорпорации сирийских арамеев в эллинское общество. При этом арамейская составляющая галилеян была незначительной и никак не изменила эллинов. Арамеи в составе галилеян фактически стали эллинами. Возможно, в составе галилейского народа присутствовали и другие этнические составляющие, но численность их при этом могла быть весьма малой. Как самобытный народ галилеяне осознали себя с начала Христианской эры при правлении Галилеей тетрарха Антипы. При Антипе число галилеян значительно возросло. В Галилее появились «многочисленные цветущие города» (2.1-609-610). В книге «Жизнь», составленной во 2 пол. 1 века по Р.Х. И. Флавий сообщил, что в Галилее того времени было 204 города. Население самых больших городов Галилеи могло достигать 50 тысяч человек, если судить по отчётам того же И. Флавия, который смаковал детали истреблений галилейских городов. Особенно населённой в начале Христианской эры было побережье Генисаретского озера. Генисаретская долина славилась «многочисленным населением» (3.150). «Страна, окружавшая озеро, была во времена Господа самою населённою из областей Палестины» (3.152). При этом берега Генисаретского озера «кипели некогда жизнью и деятельностью» (там же). Так же много городов в Галилее были расположено вдоль главных дорог, причём города эти, порой располагались не более чем в часе ходьбы между ними. До сих пор сохранились останки этих городов, «попадаются вдоль дорог земляные курганы, внутри которых сохранились развалины древних городов» (5.6-81). «Галилея была густо заселена» (5.6-82), «во время второго храма население Галилеи было велико» (5.6-82). Иерусалимские иудеи, ненавидя всё галилейское, дискриминировали даже прозелитов иудаизма из Галилеи, которых фарисеи чрезвычайно редко вербовали в этой стране, как об этом говорил Иисус Христос Сын Божий. Эти прозелитов, а точнее полупрозелитов, поскольку таких галилеян не обрезали, евреи называли себоменои. Себоменои не допускались в училища иудаизма, в местечковых синагогальных собраниях их не вызывали к чтению ветхого завета. «Галилеяне не допускались из-за их произношения. Иудеи не позволяли галилеянам читать молитвы только потому, что последние не различали айн (буква а) от алеф (тоже а)» (2.1-610). Разумеется, эта фарисейская мотивация дискриминации сама по себе оскорбительна, и отнюдь не способствовала увеличению полупрозелитов иудаизма в Галилее. Но истинная причина дискриминации галилейских полупрозелитов иудаизма совершенно отвратительна: дело в том, что главари иудаизма между собой называли тех полупрозелитов ветхозаветным термином ханаанеи. А последние, с точки зрения еврейского закона, есть народ, который яхве передал евреям для поголовного истребления. Галилеяне долго не задерживались в полупрозелитах у иудеев. Убедившись в особенно фарисейском отношении к себе, они немедленно оставляли иудейство. Особенности отношения к себе галилейские полупрозелиты отчётливо видели, посещая Иерусалим во время пейсахов, когда их селили отдельно от евреев, когда их изолировали, словно зачумлённых, когда к ним евреи относились как к людям второго сорта, недочеловекам. Разумеется, в ответ галилеяне испытывали к евреям неприязнь. Так, «население Акко (Птолемаиды) выказывало особенно сильную ненависть к евреям» (5.1-640). Правда ответная ненависть оказалась ещё более сильной: в 66 году, в самом начале иерусалимской революции, еврейская банда из Иудеи учинила кровавый погром в Птолемаиде. Затем эта банда захватила и разграбила Скифополь. Но галилеяне вскоре выбили погромщиков из своего города, последние были выбиты «язычниками, которые пролили при этом много еврейской крови» (5.4-431). Кстати сказать, в Скифополе иудеи пытались создать свою «пятую колонну» из полупрозелитов. Отношение евреев к полупрозелитам из Скифополя было обычным: «жителям Скифополя не разрешали быть канторами в синагогах, вследствие того, что они, подобно, впрочем, другим галилеянам, неправильно произносили еврейские слова» (там же). «За резнёй в Скифополисе начались и в других городах восстания против проживавших в них иудеев» (4.193). Жители же Птолемаиды после погрома, учинённого озверевшей еврейской бандой из Иудеи, тоже стали решительными противниками «исступлённых иудеев» (4.216). По смерти Ирода в 4 году до Р.Х. восставшие галилеяне преследовали не только римлян и наёмников Ирода, «не щадили они и иудеев, если последние попадались к ним в руки» (4.144). Об отношении к галилеянам евреев свидетельствует св. Евангелие, повторившее еврейскую фразу: «из Назарета может ли быть что доброе» (Ин. 1,46). Евреи презирали жителей Назарета. «Назарянин так называли иудеи Христа, желая подчеркнуть Его происхождение из презираемого, незначительного (для иудеев, разумеется) города» (2.2-1614). Здесь следует подчеркнуть, что, вообще, назарянин это житель Назарета, галилеянин, никоим образом не назорей. Назореи это евреи, которые давали обет временно не пить вино и не стричь волосы. Всё прочее им дозволялось. Назорейство расценивалось иудаизмом временным осквернением (согласно иудаизму, ограничение в употреблении вина тяжёлый грех), поэтому после истечения времени этого обета евреи проходили соответствующую процедуру ритуального «очищения» от назорейства. Обет назорейства могли давать и еврейки. Однажды такой обет дала знаменитая в еврействе своей содомией с единоутробным братцем еврейка Береника. Эта еврейка одновременно была содомлянкой и назорейкой. После проповеди истины Иисусом Христом Сыном Божьим среди галилеян в 30-33 гг., жителей Галилеи особенно возненавидели главари иудаизма. Поскольку галилеян тогда было больше, нежели евреев во всей Палестине, да к тому же галилеяне были сильнее и отважнее, главари иудаизма воспользовались мощью римских легионов для начала истребления народа Галилеи. А чтобы привлечь эти легионы в Галилею, иудеи в 66 году подняли мятеж в Иерусалиме. Иудейский источник 19 века без обиняков связывает возникновение христианства в Галилее с вторжением в неё римской карательной армии в 67 году. Этот источник считает, что «в Галилее появились тогда разные сильные духом мечтатели, которые организовывали секты с целью добиться политической и духовной свободы. Тогда же в Галилее возникло и Христианство. Конец этим смутам положили Веспасиан и Тит» (5.6-83). Иными словами иудеи считают, что легионы Флавиев появились в Галилее в 67 году именно для того, чтобы истребить христианство истреблением первых христиан, то есть галилеян. Так это или нет, но римляне в 67 году опустошили именно Галилею, но не Иудею, хотя принято считать, что римские каратели появились тогда в Палестине для пресечения еврейской революции в Иерусалиме. Иерусалим был взят только в 70 году, и видимо, потому, что тогда главари иудаизма не смогли уже управлять еврейскими революционерами в Иудее, главари иудейства перестали контролировать ход революции. Кроме того, следует вспомнить название римского императора, который направил в Галилею для истребления галилейского сопротивления войска. Это был Нерон, до безумия ненавидящий христиан. Тот самый Нерон, который в 64 году сжёг Рим только лишь для того, чтобы истребить в нём и в своей империи христиан. Тот самый Нерон, который в 67 году замучил до смерти св. апостолов Петра и Павла. Тот самый Нерон, которого христиане того времени, в том числе и галилейские, считали антихристом. Вторгшиеся в 67 году в Галилею римские каратели, «не отдыхая ни днём, ни ночью, опустошали поля, грабили имущество поселян, убивали каждый раз способных носить оружие, а более слабых продавали в рабство. Убийство и пожары наполняли всю Галилею. Никакие бедствия и несчастья не остались неиспытанными» (4.219). Большую часть галилеян римские каратели истребили или продали в рабство. Прежняя Галилея вместе с гибелью большинства своего населения перестала существовать. Галилея после вторжения римских карателей постепенно исчезала год за годом, галилейские города приходили в запустение, поля и сады лишились заботливых хозяйских рук. После галилейских садов постепенно начали исчезать леса и оливковые рощи. Уже через несколько десятилетий вид страны заметно изменился. Галилея без своего народа, убитого римлянами, умирала. Но евреям мало было наблюдать агонию этой некогда прекраснейшей земли в ойкумене. В 113 году в римской империи началась очередная еврейская революция. К её завершению в 117 году евреи зверски истребили более полумиллиона христиан. Галилея тогда была совершенно опустошена евреями, которые убили всех галилеян, оставшихся в живых после римского геноцида. В 132 году евреи вновь начали очередную революцию, которую подавили римляне в 135 году. После этого на нашей планете не осталось в живых ни галилеян, ни тех, кто о них мог что-либо помнить. Галилея и её народ оказались стёртыми с лица нашей планеты, и со страниц её истории. После 135 года Иерусалим был превращён в римскую колонию. На месте иерусалимского капища была возведена статуя римского императора, которая простояла там несколько веков. Евреи были выселены из города, им было запрещено проживание в Иерусалиме, который был переименован в Элию Капитолину. Именно тогда евреи начали широко водворяться в опустошённую Галилею, и на некоторое время стали в ней почти единственными жителями. Так, «вплоть до времён Константина Назарет был населён исключительно евреями» (5.11-497). «Законоучители, священники и члены синедриона, направились в Галилею, и она, таким образом, в течение трёх столетий была духовным центром иудаизма» (5.6-84). Иудеи воздвигли именно тогда свои синагоги в Галилее, обломки которых обнаружены современными археологами. Они датированы временем после 70 года по Р.Х. «Встречаются так же разрушенные молитвенные дома, воздвигнутые евреями уже после гибели второго храма» (5.6-81). Всё это дало повод для еврейских басен о, якобы, существенном еврейском населении и во времена земной жизни Спасителя. К сожалению, к этим басням с некоторого времени стали прислушиваться и христиане."