Так много копий было сломано христианскими апологетами и ересиологами всех эпох в диспутах на тему «Какого именно Бога проповедовал Иисус из Назарета», никто не обошел ее своим вниманием и кажется, интерес к ней не угаснет никогда. В том числе и мой. Разумеется, как гностик и антияхвист, я разделяю позицию раннехристианского «великого еретика» Маркиона и настаиваю на непричастности Иисуса из Назарета к еврейскому этносу и яхвизму с иудаизмом (подробнее здесь) Тот факт, что Ему пришлось дискутировать с иудеями, обличать их и учить, а вернее переучивать, говорит лишь о стандартном поведении проповедника, волей судеб проповедовавшего и в Иудее в том числе, а не где-нибудь в Риме или Александрии, к примеру (а жаль). Чуть ниже будут рассмотрены несколько отрывков Евангелия Господня Маркиона, по которым иногда предъявляют претензии иудействующие верующие, а перед этим я хочу уточнить, на мой взгляд, пару важных для понимания этого Евангелия и личности Иисуса аспектов:
- Исторический аспект:
Иисус добрую часть повествования проповедует на территориях родной Галилеи и Десятиградия (Декаполиса) - эллинистических городов, с неиудейским населением (Евангелие от Матфея 4:25, Евангелие от Марка 5:1 и др.) Там же Он совершает и большинство исцелений одержимых с больными. Из этого логично следует, что Иисус стремился проповедовать в родной Ему эллинистической среде городов Декаполиса, а не в чужой среде юга - иудейских городов. Галилея же, родина Иисуса бывшая территория Ассирийской державы, а затем Персии с Сирией, находилась под властью Иудейского царства лишь со II в.до н.э. по 63 г.до н.э. - до римского завоевания и потому практически не несла следов этого владычества. Более того этот период в истории Галилеи ознаменовался регулярными грабительскими набегами иудеев на ее территорию и противостоянием местного населения иудейским грабителям, вплоть до того, что Симон Маккавей в 164 г. до н.э. вынужден был вывести с ее территории немногих иудеев, проживавших там, из-за страха мести со стороны галилеян. Галилея отличалась культурно-религиозным многообразием и преимущественно эллино-арамейским населением. Что касается уже Иудеи и Иерусалима , то Ему не оставалось ничего другого как дискутировать там, где наиболее бурно протекала общественная и религиозная жизнь в иудейских синагогах и Храме Иерусалима. Отмечу, что появление иноверцев в синагогах не было редкостью в эллинистический и римский периоды (так же как и обучение детей иудеев в греческих гимнасиях) - зачастую, иноверцы могли зайти послушать и побеседовать в синагоге о философии и жизни вообще, в то время она воспринималась и как религиозный и как общественный центр. И конечно, по-другому, достучаться до современников на данной территории Иисус просто бы не смог.
2. Тактический аспект:
Ради своей глобальной цели донесения до всего человечества откровения Бога-Отца, Он демонстрирует прекрасные тактические способности. С одной стороны, Ему удается сурово критиковать, упразднять бога и Закон иудеев, награждать священство Израиля вызывающими эпитетами. С другой стороны, Ему удается мастерски привлекать на свою сторону простых иудеев, интегрируя их местные обычаи в канву своего нового учения. Он уходит от ответа на расспросы иудеев о мессианских обетованиях (запрет на распространение домыслов будто Иисус иудейский мессия, уклончивые ответы на допросах «Ты сказал»), упраздняет рудимент племенной замкнутости включая в число "ближних" иностранцев с иноверцами - при помощи притчи о добром Самарянине, благодарности вернувшегося прокаженного-самарянина и др., преобразует национальные праздники (Пасху в Литургию причащения), не отвергает элементарные нравственные правила Закона ("не убий", "не укради" и т.д.), в общем, умело преобразует и подчиняет все это своему новому Богу-Отцу и учению.
Касательно еврейских пророков Иисус поступает таким же образом - одобряет их стремление к нравственности в целом, но тут же уточняет их низкий статус для Царства своего Отца вследствие их невежества: "Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его " (Евангелие от Луки, Фомы, Матфея, Господне), "57. Ученики его сказали ему: Двадцать четыре пророка высказались в Израиле, и все они сказали о тебе. Он сказал им: Вы оставили того, кто жив перед вами, и вы сказали о тех, кто мертв. " (Евангелие от Фомы).
Кстати, действительно талантливые раннехристианские миссионеры в своей деятельности, позже, применяли именно эту методику Иисуса преобразования местных традиций языческих народов и наполнения их смыслом христианского учения.
Успех стратегии Иисуса в итоге мешает священникам с рабби настолько, что потребовалось его физическое устранение с формулировкой «разрушает Закон и пророки» (Евангелие Господне). И разумеется, никто из иудеев, видевших еврейского мессию в каждом прохожем на рубеже эпох, не ожидал, что «мессия» придет упразднить «Ваш закон» (Евангелие от Иоанна), обозвать священников «гробами», «змиями», «нечистотами» , отца (бога) иудеев «дьяволом», Израиль «сухим деревом» (Евангелие Господне) и т.д. ибо обетовано в тех же пророчествах было совсем другое. Противоречивые пророчества Израиля это вообще отдельная драма с налетом шизофрении, если принять за аксиому иудейское утверждение о вещании через пророков единого и неповторимого Элохим Яхве. Ну, а если проанализировать их без религиозного предубеждения и в историческом контексте, то становится очевидным, что послания народу Израиля без остановки корректировались, дополнялись и переписывались на протяжении всей его истории, в зависимости от обстоятельств. Поэтому непредсказуемые перепады настроения и отношения племенного бога к своему народу (от звериной жестокости до мазохистской любви) объясняются очень просто. Кстати, вопрос о датировке пророчеств это тоже отдельная, неприятная для иудеев тема, потому как радиоуглеродная датировка самых ранних из известных рукописей с Танахом и пророчествами (в очень плохом состоянии) Кумранских, варьируется от II-I вв. до н.э. по 66-73 гг н.э. и поэтому никто не в силах опровергнуть утверждение о том, что к примеру, те же мессианские стихи Иеремии про Новый Завет и Мессию-Агнца были написаны после 30-х гг. н.э., с целью в очередной раз примазать иудаизм к плодам чужой духовности - как и в случае с маразматическими воплями на рубеже эр некоторых иудейских апологетов (Филон Александрийский и Нумений) о происхождении греческой философии от иудейских патриархов.
Я надеюсь, что пояснение этих двух аспектов помогут правильно понять и оценить личность Иисуса и Евангелие Господне, которое при вдумчивом прочтении прекрасно согласовывается с гностическим Евангелием от Фомы одним из самых ранних известных Евангелий, а также с вполне гностическим Евангелием от Иоанна (за исключением очевидных поздних иудейских вставок) и чудом сохранившимися, антиудейскими речениями других кафолических Евангелий.
Отрывки из Евангелия Господня для рассмотрения:
1. Упоминание Давида в связи с нарушением субботы:
В III главе Евангелия Господня, Иисус в ответ на обвинения фарисеев в несоблюдении субботы парирует их выпад обличением царя Давида в поедании неприкосновенных «хлебов предложения» и замечает, что сам Он вообще является Господином субботы: «Сын Человеческий есть господин и субботы» Думаю, излишне пояснять, что в данном случае Иисус не поощрил Давида, а унизил обличением в несоблюдении иудейского же Закона.
2. Встреча с Илией и Моисеем:
Иисус в Иудее неоднократно, на протяжении всех Евангелий, сталкивается с духами, чаще бесами, вплоть до сатаны, предложившего Ему «все царства мира и славу их» (Евангелие от Матфея). Изгоняет их и исцеляет страждущих. В данном случае, Иисус встретился с духами иудейских патриархов, с целью скорее далекой от почтения ибо далее, автор Евангелия Господня, после слов Петра с предложением сделать кущи для них и Иисуса, замечает о Петре: «не зная, что говорил», при этом Иисус предпочитает оставить учеников без объяснений. Ясно, что этим описанием акцентируется минимум неуместность предложения Петра. Примечательно, что как и в Евангелии от Матфея, после прохождения искушения сатаной и его ухода «Ангелы приступили и служили» Иисусу, так и в Евангелии Господнем после ухода иудейских духов раздается «из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный»
3. Притча о богаче, Лазаре и лоне Авраамове:
Иудействующие в дебатах, почему-то всегда забывают уточнять, что прямо перед рассказом этой притчи Иисус обличает иудейских фарисеев и провозглашает, что «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется» Иисус делает это намерено, для того, чтобы последующую притчу о нестяжательстве на примере загробной жизни двух иудеев восприняли правильно: с этой притчей Он лишь желает быть понятым иудеями, поэтому нисходит до примера на Аврааме, но перед этим сурово предупреждает фарисеев: «Бог знает сердца ваши», провозглашает упразднение их Закона и благовествует Царствие Божие.
4. Суббота, Пасха и полезные заповеди:
Опять же в случае с одобрением правила отдохновения субботы и заповедей «не убий, не укради, не прелюбодействуй» и т.д. демонстрируется обычное проявление здравого смысла Иисуса, который естественно одобряет, а не отвергает элементарные правила нравственности и мирского общежития, распространенные не только у иудеев, но и по всему Ближнему Востоку. Примечательно, что правило субботы одобряется Иисусом и в Евангелии от Фомы (Наг-Хаммади), где он поясняет обновленное назначение субботы: «32. Если вы не поститесь от мира, вы не найдете Царствия». Теперь, в отличие от иудейского Закона, посвящавшего субботу племенному богу Яхве, Иисус предлагает субботу как пост от мира и суеты, дабы обрести Царствие Божие. Этот метод преобразования, а не отвержения, Иисус применяет и к национальным праздникам - потому празднует со всеми Пасху,но опять же и ее преобразовывает в новое священнодействие, устроив Литургию Причащенияс хлебом и вином, как символами своей Плоти и Крови.
