Как же распознать диавола? Обратимся снова к 3-й главе книги Бытия. Первые слова диавола, обращенные к человеку, были вопросом: "Подлинно ли сказал Бог?" Что скрывается под этими, на первый взгляд, безобидными словами; какова скрытая тактика диавола? Прежде всего, он старается подорвать веру в подлинность и авторитет Слова Божия.

Ева отлично знала, что Бог запретил ей и Адаму есть от древа познания добра и зла. Но, услышав вопрос змея, она вступила с ним в диалог. Она вошла в разговор с тем, кто бесцеремонно поставил под сомнение Слово Самого Бога! "Подлинно ли сказал Бог?" Нет, Ева не прервала речи диавола, не отвернулась от него. И здесь она допустила величайшую ошибку, даже больше она совершила преступление по отношению к Богу. Продолжая разговор со змеем, она выразила как бы свое скрытое сомнение. Диавол одержал первую победу: он поколебал веру человека.

Совсем иначе поступил Христос, будучи искушаем в пустыне этим же древним змеем. Кстати, и ко Христу диавол подходит таким же манером. Он говорит: "Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами". Во всех трех искушениях диавола, обращенных к Господу, вы услышите это диавольское "если"! Но на каждое искушение Христос дает отпор словами: "Гак написано", говорит Он. Каждое искушение противоречило Писанию, и Христос противостал диаволу ни аргументами, ни продолжением диалога, а Словом Божьим! "Так написано!"

Обратите особое внимание на третье искушение диавола, где он уже не скрывает своей конечной цели:

страстного желания заставить Христа поклониться себе.

Показывая Христу все царства мира и славу их, он говорит: "...все это дам Тебе, если падши поклонишься мне" (Матф. 4:9). И как ответил Христос диаволу?

Очень внимательно отнесемся к словам Господа, ибо Христос открывает здесь великую истину; "Отойди от Меня, сатана, ибо написано: "Господу Богу твоему Поклоняйся и Ему Одному служи".

Кому ты поклоняешься, тому ты и раб; тому ты и будешь служить!

И сегодня диавол не изменил своих методов подхода к человеку! Ничуть! Он ищет людей, поклоняющихся ему, ибо тогда они зависимы от него. Пророчески сказано об этом в книге Откровения (9:20,21). Здесь говорится о тех, кто не умер от язв, т.е. от суда Божия, и, тем не менее, они "не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и... идолам... и не раскаялись они в убийствах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем".