Священник и монах отец Лоренс Фримен, продолжает дело своего учителя Джона Мейна в деле распространения христианской медитации. 16 мая 2007 г. он посетил Ригу, где встретился с христианами различных конфессий, и прочел публичную лекцию на теологическом факультете Латвийского университета. Отец Лоренс любезно согласился дать эксклюзивное интервью для портала Baznica.Info, которое мы публикуем.
Для многих наших читателей словосочетание «христианская медитация» - оксюморон, сочетание несочетаемого. Как вам удается совмещать христианскую веру и техники, пришедшие из восточных религий?
Мы преподаем христианскую медитацию в рамках христианской созерцательной традиции. Вы правы, что большинством христиан эта традиция забыта. Но эта традиция сейчас восстанавливается в церкви по всему миру. Что смог сделать Джон Мейн это обнаружить в раннехристианской созерцательной традиции технику, которую мы называем «христианской медитацией». Таким образом мы ни в коей мере не берем техники с востока. Но что происходит, когда мы входим в созерцательное измерение духовной жизни? Мы обнаруживаем общее основание, которое у нас есть с другими людьми, независимо от их веры. То, что делает медитацию христианской это вера в Иисуса Христа. Христианская созерцательная практика развивалась прежде всего в Восточной Церкви.
Христианская медитация возникла в западной церкви, как реакция на массовое увлечение восточными культами. Нет ли в этом некоторого популизма, и как вам удается избежать опасности стать частью нью-эйдж? Но я также думаю, что возрождение созерцания в христианстве имеет также и свои собственные истоки. Но, безусловно, они связаны. Потому что многие люди, которые направлялись на Восток в поисках более глубокой духовности, возвращались назад обратно к христианской вере через дверь созерцания. Я думаю, что учение о христианской медитации обращено к широкому спектру людей. Обычным людям, которые раз в неделю ходят в церковь и интересуются более глубокой молитвой. К тем, кто покинули церковь, но посматривают, не стоит ли вернуться. А также оно говорит многое молодым людям, особенно на западе, которые очень мало знают о христианской вере. И для них это может стать путем к христианской вере. Интересно, что одно учение может обращаться к столь широкой группе людей. Причина заключается в том, что оно очень простое, но глубокое. Движение христианской медитации экуменическое и все христианские конфессии в нем представлены. Да, у нас есть простая организационная структура, задачи которой учить и распространять знания о медитации. Но она работает через церковь и ее различные структуры. Например, мы широко преподаем медитацию детям. И сейчас есть много школ различных христианских конфессий, которые включают христианскую медитацию в свою школьную программу. Можно ли попросить рассказать в двух словах, не претендуя на подробное изложение, рассказать, что такое христианская медитация?
Медитация это способ молитвы. Способов молитвы существует много. Мы молимся разумом, мы размышляем о Боге, мы говорим с Богом, мы молимся посредством тела, есть сердечная молитва. Сердце это центр нашего существа, где обитает Христос. Здесь мы имеем прямое и непосредственное единство со Христом. Оно не приходит посредством слов, или символов. Церковь с самого начала говорила о важности соединения ума и сердца. И ы молитвенно возносим и разум и сердце к Богу. Когда мы медитируем, мы движемся от ума к сердцу. Или, можно сказать, что мы очищаем сердце посредством медитации. Мы открываем сердечные очи. Христос говорил: «Блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят». В этом очищении сердца и заключается дело медитации. Что означает эта чистота? То, что мы свободны о эгоизма. Иисус говорил нам отвергнуть себя. В медитации мы переводим внимание от себя к Богу. Действительно, в медитации мы воплощаем на практике учение Иисуса Христа о молитве. Он учит нас идти в молитве дальше внешних форм. Он говорит нам идти внутрь сердца. Не быть многословным в молитве. Оставить беспокойство и страхи и направить свой ум на Царство Божие. Иисус учит жить нас в настоящем моменте. Если вы соедините все эти элементы вместе, то получается созерцание. Это дар благодати. Но это дар, который должен быть получен, иначе он просто где-то лежит. И в медитации мы получаем этот дар. Но медитация, безусловно, не замещает другие формы молитвы и благочестия. Она просто придает остальным формам более глубокий смысл. Ведь в ней человек точно также выходит за пределы слов и умственных образов и встает в одном шаге от безмолвной молитвы.
Да, я думаю, что многие люди, участвующие в харизматическом движении могут сказать, что молитва на языках привела их к более глубокому созерцанию. Хотя не все идут таким путем. Но я думаю, что если вы будете следовать пути харизматического пробуждения, то он приведет вас к созерцанию.
И последний вопрос. Какой практический совет вы могли бы дать современному человеку, жителю мегаполиса, который живет в постоянном цейтноте?(напряжении)
Выберите два периода в день для медитации, когда вы сидите неподвижно. Сделайте их по 20 минут каждый. Если вы можете, возьмите еще несколько минут днем, во время ланча. Сделайте утреннюю и вечернюю медитацию двумя столпами вашего дня. Если вы хотите это делать, то вам надо поддерживать желание продолжать практику. Один из лучших способов, который может помочь начните медитировать с другими людьми раз в неделю Начните группу медитации, пусть даже небольшую. Будьте терпеливы и вы увидите плоды медитации в вашей жизни. Это то, о чем писал Апостол Павел: любовь, радость, мир, доброта, доброжелательность, верность, мягкость, самоконтроль. И если вы видите, что эти качества в вас развиваются, то это значит, что Божественное в вас растет. И оставляйте это дело простым. Откройте свое сердце дару молитвы. И, когда представится возможность, разделите этот дар с другими людьми.