Вступление.
Перед данным комментарием не ставится цель «распространение заведомо ложных измышлений, порочащих существующий государственный и общественный строй».

57-я сура Корана произвела на меня столь сильное впечатление, что, впервые со времен школьного выпускного сочинения я решил «взяться за перо». И составить свой собственный небольшой комментарий к этому тексту.
Возможно, искушенный человек найдет мой опыт банальным и поверхностным пусть так. Моя цель - рассказать всем, кто может это услышать, о величии Царя, о Единстве Его Слова и Его Посланников и о том, что все истинные подданные этого Царя братья.

Поскольку я не претендую на «академическую ценность» своего изложения, то строгого порядка, который перекрывает весь текст, не будет. Я использую переводы Крачковского и Кулиева. Отдельные цитаты я сокращаю, чтобы не перегружать внимание читателя, не знакомого с этим текстом.


Начало всего.
Начало суры выглядит привычно для человека богобоязненного мировоззрения:
1. Славит Аллаха то, что на небесах и на земле. Он Могущественный, Мудрый.
2. Ему принадлежит власть над небесами и землей. Он оживляет и умерщвляет, и Он способен на всякую вещь.
3. Он Первый и Последний, Высочайший и Ближайший. Он знает о всякой вещи.
4. Он Тот, Кто сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон. Он знает о том, что входит в землю, и о том, что выходит из нее, о том, что нисходит с неба, и о том, что восходит туда. Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит все, что вы совершаете.
5. Ему принадлежит власть над небесами и землей, и к Аллаху возвращаются дела.


Что тут скажешь?
Аминь! Благословен Господь, Царь Вселенной, по слову Которого возникло все!

Поражает оборот в 3-м стихе: «Он Первый и Последний, Высочайший и Ближайший». Направление «Он Первый и Последний» встречается часто и традиционно рассматривается как описывающее течение времени. Но антитеза «Высочайший и Ближайший» позволяет ярко подчеркнуть верное понимание значения Бога в жизни верующего человека.


Говорит ли эта сура об Иешуа?
Да, и очень важные вещи:
26(26). Мы уже послали Hyxa и Ибрахима и в потомстве их установили пророчество и писание.
27(27). Потом Мы отправили по следам их Наших посланников и отправили вслед Ису, сына Марйам, и даровали ему Евангелие, и вложили в сердца тех, которые последовали за ним, кротость и милосердие


«Кротость и милосердие» - вот что вкладывает Господь в сердца истинных учеников Иешуа.
А раньше есть еще и такой стих:
9(9). Он - тот, который низводит на раба Своего знамения ясные, чтобы вывести вас из мрака к свету. Поистине, Аллах к вам кроток, милостив!

Оказывается, ученики Иешуа получают в дар от Господа божественные качества! Вот так и начинает раскрываться определение «по образу и подобию».
Тут же указано и желание Господа - то, ради чего Он посылает своих пророков: «вывести вас из мрака к свету».

Свет но свет этот совсем не прост:
12(12). B тот день, как ты увидишь, что у верующих мужчин и женщин течет их свет пред ними и с правой стороны их: "Радостная весть вам сегодня!" Это - великий успех.

Как интересно! Во-первых, этот свет «их», т.е. они сами являются источниками света, а во-вторых, свет лишь перед ними и с правой стороны!
Вперед это понятно. Это, надо полагать, прямые и ровные пути, ведущие к Господу.
Право тоже понятно, это сторона милости («Когда же ты творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что творит правая»). Итак, путь к Господу и путь милосердия у такого человека всегда светел, он не преткнется.
А лево? Это сторона суда, а на сторону суда свет верующего не попадает («Не судите, чтобы и вы не были судимы»). А кто все же собирается осудить пусть вспомнит, что там темно, придется действовать на ощупь, и можно ошибиться. Так поступай по милости (если ты действительно верующий человек, то там светло!) и не ошибешься.
А сзади? Там, за спиной, остались Содом и Гоморра, откуда все мы вышли. Незачем туда оглядываться


Странное название суры.
Сура называется «Железо». Этот материал упоминается в одном из стихов:
25(25). Мы послали Наших посланников с ясными знамениями и низвели вместе с ними писание и весы, чтобы люди стояли в справедливости, и низвели железо; в нем сильное зло и польза для людей; и чтобы знал Аллах, кто помогает Ему и Его посланникам втайне. Поистине, Аллах - силен, велик!

«Низвели железо; в нем сильное зло и польза для людей» и вместе с тем «низвели писание и весы», о чем это говорит? Смысл очень глубокий, тут изложен основной принцип, по которому устроен весь материальный мир.
Как известно, лекарство от яда отличается лишь дозой и своевременностью применения. Господь сотворил железо, дал Писание и весы, а вот меч или плуг из этого железа делают в каждом конкретном случае уже люди.

И не нужно человеку изводить себя глупыми вопросами: а откуда взялось то или иное «зло»? Все в этом мире способно как губить, так и животворить. Железо, огонь, вода, слово, дело... Каждая сущность создана Творцом совершенной для совершенного исполнения тех функции, для которых она Им предназначена. И функций этих всегда две - все в этом мире может повернуться как к осуждению, так и к милости.


Что наша жизнь?
Игра!
16(17). Знайте, что Аллах оживляет землю после ее смерти.

19(20). Знайте, что жизнь ближайшая - забава и игра, и красование и похвальба среди вас, и состязание во множестве имущества и детей, наподобие дождя, растение от которого приводит в восторг неверных; потом оно увядает, и ты видишь его пожелтевшим, потом бывает оно соломой, а в последней сильное наказание -
20. и прощение от Аллаха, и благоволение, а жизнь ближняя только пользование обманчивое.

Все предельно четко не добавить и не убавить. Все в соответствии с библейскими учениями.
Один из смыслов библейского праздника Суккот (Лев 23:33-43) может служить иллюстрацией к этому фрагменту. Праздник этот учит, что мирская жизнь так же соотносится с Последней, как жизнь в шалаше из веток в течение одной осенней недели соотносится с жизнью в благоустроенном жилище в течение всего остального года.

Еще следует обратить внимание на последовательность событий, относящихся к Последней жизни: «сильное наказание и прощение от Аллаха, и благоволение». Сначала наказание, потом прощение (надо полагать, как следствие раскаяния), а в конце благоволение. Господь стремится не к истреблению, но к исправлению человека, а наказание лишь инструмент для достижения этой цели. Это горькое лекарство в той больнице, в которой оказался человек, после того, как спрятался от Бога.


Что делать человеку во дни его земной жизни?
Ответ по-евангельски прост: вера плюс дела, основанные на «эгоизме наоборот», а все остальное - предоставьте Господу:
7. Веруйте в Аллаха и Его Посланника и расходуйте из того, что Он дал вам в распоряжение. Тем же из вас, которые уверовали и расходовали, уготована великая награда.

10. Что с вами? Почему вы не расходуете на пути Аллаха, тогда как Аллаху принадлежит наследство небес и земли.
11. Если кто одолжит Аллаху прекрасный заем, то Аллах увеличит его для него. Ему уготована щедрая награда.

Ведь не существует ничего нашего, все Господа. Тело, душа, ум, таланты, семья, дети, материальный достаток это лишь средства, которые Царь передал нам во временное пользование. Как-то мы ими распорядимся
Сколько евангельских притч и наставлений приходят на ум при чтении этих строк!

Но еще больше их вспоминается, когда читаешь следующие стихи:
13. В тот день лицемеры и лицемерки скажут верующим: «Погодите, мы позаимствует у вас немного света». Им будет сказано: «Возвращайтесь назад и ищите свет». Между ними будет возведен забор с вратами, с внутренней стороны которого будет милость, а снаружи мучения.
14. Они будут взывать к ним: «Разве мы не были с вами?» Они скажут: «Да, но вы соблазняли самих себя, выжидали, сомневались и обольщались надеждами до тех пор, пока не явилось повеление Аллаха. Соблазнитель обманул вас относительно Аллаха.
15. Сегодня ни от вас, ни от неверующих не примут выкупа ».


Как вступить на этот путь и как не сбиться с дороги?
Вот рецепт: смирение перед Господом и Его истиной:
15(16). Разве не наступила пора для тех, которые уверовали, чтобы смирились их сердца при поминании Аллаха и того, что Он ниспослал из истины,

и обращение с этим смирением ко Слову Божьему:
22(22). Ничто не постигает из событий на земле или в ваших душах, без того чтобы его не было в писании раньше, чем Мы создадим это. Поистине, это легко для Аллаха!


Какой же итог?
28. О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и веруйте в Его Посланника, и тогда Он одарит вас вдвойне из Своей милости, и дарует вам свет, при котором вы будете идти, и простит вас. Аллах Прощающий, Милосердный.
29. Аллах одарит вас для того, чтобы люди Писания знали, что они ничего не способны приобрести из милости Аллаха и что милость находится в Руке Аллаха, Который дарует ее тому, кому пожелает. Аллах обладает великой милостью.

Все в руке Господа!


Заключение.
На сколько же вопросов, возникающих у человека, оказывается способна ответить эта небольшая сура, русский перевод которой занимает менее четырех печатных страниц! Изложено целостное учение, адресованное любому человеку. Тут, конечно, нет ответов на все вопросы, но дано целеуказание, где их искать в Писании со смирением.

Возможно, кто-то скажет: ерунда и компиляция. Что же, тогда я отвечу словами другой суры Корана:
Если же вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу, то сочините одну подобную суру и призовите своих свидетелей, помимо Аллаха, если вы говорите правду.