На выпускном экзамене в школе (1988) нам была дана уникальная возможность - писать сочинение "на вольную тему", по мотивам модной тогда перестроечной публицистики и вышедших из под запрета остросоциальных книг. Умные мальчики (и я в их числе) к этой теме и стали готовиться. Тут необходимым и достаточным условием было знать предмет (т.е. прочитать эти всем известные повести-рассказы-пьесы-статьи) и иметь голову на плечах, чтобы понимать, что с этим прочитанным делать. Умные мальчики на то и умные, чтобы этим условиям, особенно последнему, удовлетворять. Все остальные учащиеся, естественно, готовились по трафаретам к темам вида "Образ Пушкина в лирике Гоголя" нимало не имея, в основном, представления ни о творчестве Пушкина, ни о Гоголе, зато зная, где и, главное, что можно списать.
Так вот, накатал я свое сочинение, осталось исполнить концовку. Основные идеи у меня были, но время в запасе оставалось, и я решил стырить черновики остальных умных мальчиков (возможность была), чтобы посмотреть, что там у них получилось и какую-нибудь красивую мысль дополнительно для себя содрать. Сказано-сделано. Но результат меня тогдашнего удивил
. Каждый из избравших вольную тему умных мальчиков писал о своем, по-своему, и совсем не так, как я. Их идеи с моими не пересекались ничем, кроме общей гуманистической и демократической направленности. Списывать было нечего! Я утерся и вернулся к самостоятельному сочинению концовки, согласно уже намеченной и проложенной "своей колее".Такой вот получился мой последний школьный УРОК.
А теперь представьте, что было бы в аналогичной ситуации, пиши я сочинение по многоуважаемому Александру Сергеевичу (Михаилу Юрьевичу, Николаю Васильевичу, Ивану Сергеевичу, Антону Павловичу, Льву Николаевичу али Федору Михайловичу)? И чем бы оно отличалось от тысяч других выпускных сочинений, старательно, но бездумно списанных из хрестоматии?
ЗЫ. Для справки: школу я закончил с серебрянной медалью.
ЗЫЗЫ. А дневник называется "Моя Тора".
