Существует определенная тенденция демонизировать библейский Египет.
Но вот ведь какая закавыка: «БОГ БЛАГОСЛОВИЛ ДОМ ЕГИПТЯНИНА РАДИ ЙОСЕФА». Гирш переводит не «ради Иосифа», а «из-за Иосифа», что лучше передает смысл происходящего, как я его понимаю.
Что, появился в доме какой-то оборванный раб-еврей - и поэтому лишь Господь благословил этот дом? Колдовство какое-то... можно, в таком случае, переловить всех евреев, рассадить по железным клеткам и разослать по городам и весям ... вот и наступит всеобщее процветание! Однако ничего не получится.
Все сложнее, а подвиг веры Иосифа в той ситуации, учитывая еще и его возраст - это просто фантастика!
Мы видим, что Потифар хорошо относился к Иосифу, доверил все свое хозяйство, сделал своим домоправителем. Потифар лопухом и неудачником не был и наверняка прекрасно разбирался в людях, он очень быстро понял, что с Иосифом в его дом пришла удача, и поэтому стал относиться к нему как к родному сыну. Дальше очень просто - Всевышний благословляет дом Потифара за то, что Потифар благоволит праведному Иосифу.
Но как такое могло произойти? Или, вернее - что должно было произойти, чтобы такое стало возможным. Мы хорошо знаем конец этой цепочки «благославляющего тебя благославлю», а начало ее где? Что должно было произойти, чтобы персональное благословение Господне на дом Потифара стало возможным?
Напомню, что тинейджер (сопляк, по-нашему) Иосиф появился в доме Потифара (должность которого такая, что он сволочь просто по определению) вовсе не верхом на белом коне, а, мягко говоря, в расстроенных чувствах. Для Иосифа весь его мир перевернулся! Еще вчера этот довольно наивный юноша мирно жил со своими братьями, был любимцем мудрого отца и, надо полагать, немало времени проводил самым благочестивым образом. И вдруг братья оказались мерзавцами, отец неведомо где, а вместо радующего душу «изучения Торы» (кавычки потому, что не особо я разделяю некоторые теории) приходится собирать никому не нужный верблюжий навоз.
Попробуйте некий «психологический этюд» - вообразите себя на месте Иосифа, учитывая все обстоятельства. И на месте Потифара, учитывая все обстоятельства. Попробуйте, это вообще довольно интересно и поучительно - примерять на себя шкуру библейских героев.
Мне в данном случае это сделать довольно просто, ибо у меня раздвоение личности. С одной стороны, я - шеф. Имеется два десятка бойцов, которые в моем присутствии сами собой вытягиваются в струнку и стараются не дышать. Поэтому, что такое «новый молодой раб» я себе примерно представляю. Но с другой стороны, я и сам - раб, т.к. есть вещи, которые некому сделать, кроме меня. И, к сожалению, делать это мне чаще всего очень не хочется. Во-первых, объелся я на ниве бизнеса этого самого бизнеса, а во-вторых, хочется мне книжки читать да с вами всеми тут в теплой компании беседы беседовать. Но «долг революционный к тому нас обязывает» и время от времени я вынужден работать над вещами, с некоторых пор мне морально чуждыми.
Так вот, история, которую я хочу рассказать, случилась на той самой неделе, когда главу об этих событиях и следовало читать. И надо же было такому случиться, что именно на той неделе мне нужно было готовить толстую пачку мерзких документов, из которых должно следовать, что мы хорошие. По утрам я читал Тору с комментариями Сончино, а днем страдал над своим доносом. И почувствовал - слабею, аж жуть... ничего не хочу делать, снова обострение неврастении (кто знает - поймет). И вот тут мне на помощь и пришел Иосиф!
КАК?? КАК могло произойти, что сопляк, раб, чужестранец мог добиться высокого положения в доме у реального пацана? Мы люди простые, мы знаем лишь один путь - надо оказаться еще реальнее хозяина: подсидеть, сожрать, бунт возглавить и т.п.
А потом мысль - так ведь не станет Господь благословлять кого попало. Вряд ли возможно благословение на моральном уроде, а раз так, то это значит, что Потифар нормальный. Но разве может быть нормальным царский министр, это сказки. Значит, его перевербовали и сделал это именно Иосиф.
Как он это сделал? Способом, единственно возможным в его ситуации (да и вообще единственно возможным) - ЛИЧНЫМ ПРИМЕРОМ!
Мне почти всю ту неделю хотелось прогулять работу и подольше посидеть с книжкой. И я очень остро почувствовал, что Иосиф должен был испытывать то же самое: «не хочу заниматься вашей дурацкой работой, гори она огнем, в вашем мерзком Египте, пропади он пропадом, а хочу домой, к отцу, к Торе!». Только у меня был выбор, а у него не было... и как же себя повел Иосиф? А лучше, чем я! Знал он чего-то, чего я не знаю. Не стал он брыкаться и показывать всем, какая он страдающая личность, а так жил в этих новых для него ужасающих условиях, что все поняли - этот человек знает Господа.
Тогда воззовешь - и Господь ответит, возопишь - и Он скажет: "Вот Я!"
Когда устранишь из среды своей гнет, (перестанешь) простирать палец (угрожать) и злословить,
И отдашь голодному душу твою, и душу измученную насытишь,
тогда засияет во тьме свет твой и мрак твой - как полдень.
Вот и оказался Иосиф истинным Свидетелем из Шма!
И Потифар это понял.
И я понял. А поняв, сумел сделать надлежащие выводы и достаточно энергично и успешно (как я считаю) довести до конца важное дело для меня и доверившихся мне бойцов.
Благословен Господь, дающий людям свою Тору!
Иосиф и Потифар
Свернуть
X
Свернуть
