Фараоны Торы - вообще народ неоднородный. Навскидку насчитывается четыре экземпляра и все со своими уникальными свойствами. Поэтому обобщения вида «фараон - это такой-то символ аль прообраз» некорректны.

Фараону №1 хватило одного раза, одной персональной «кары египетской», чтобы правильно понять «ху из ху». По сравнению с фараоном Исхода - просто примерный ученик.
Фараон №2 вообще личность выдающаяся. Уметь ценить превосходящие свои собственные достоинства других людей и видеть Человека, равного себе, в самом зачуханном оборванце (Иосифе) - не каждому дано. К слову, я думаю, что следы попыток одного из исторических фараонов установить в Египте монотеизм относятся не к фараону Исхода, якобы выжившему вопреки описаниям Торы, а к этому фараону или кому-то из его ближайших наследников.
Фараон №3 - последовательный злодей и поработитель. Но кары обрушиваются не на него...
Фараон №4 - это, собственно, и есть наш общий знакомый. «Законный» хозяин еврейского народа, порабощенного его предшественником. Получивший наследство...


Не секрет, что события Исхода называют «величайшим проявлением Божественного присутствия за всю историю человечества» (как-то так, примерно). Акцент при этом делается на проявления чудесной силы Господа. Но мне всегда казалось, что величие момента не только в этом, но и в том, что происходит все что называется «с особым цинизмом».

Меня всегда занимала позиция «Я УКРЕПЛЮ СЕРДЦЕ ЕГО, И ОН НЕ ОТПУСТИТ НАРОД».
Что, Господь заставляет фараона быть мерзавцем ради того, чтобы показать на нем свою мощь? Если так, то о какой любви к такому Царю может идти речь? Страх, только страх!

Так в чем же дело? Вспомнилось мне, что согласно криминальной статистике на первое преступление человеку решиться трудно. Второе - уже легче, третье - само собой уже кажется естественным.
Мы видим, что:
«УКРЕПИЛОСЬ СЕРДЦЕ ФАРАОНА»
«И УВИДЕЛ ФАРАОН, ЧТО СТАЛО ЛЕГЧЕ, И УКРЕПИЛ СЕРДЦЕ СВОЕ»
«И ОЖЕСТОЧИЛ ФАРАОН СЕРДЦЕ СВОЕ И НА ЭТОТ РАЗ»
«И ОТЯГЧИЛОСЬ СЕРДЦЕ ФАРАОНА»
и т.д.

Получается, что однажды вступив на путь отвержения Господа, на путь эгоистического превознесения своей воли, человек, чем дальше, тем быстрее движется по этому пути. Все меньше его шансы остановиться, все меньше возможность адекватно воспринимать происходящее. Уже и сам фараон страдает, и народ его страдает, государство гибнет... пора одуматься! Но нет - следует новый виток удивляющего читателя дуроломства.

И понял я, что в событиях Исхода Господь явно явил не только свою меру милости, но и явно явил свою меру суда. Фараон подчинялся законам мироздания, установленным Богом, о чем и говорит фраза из Торы, с которой я начал. Именно Господь укрепил сердце фараона, но не непосредственно, а через установленные Им при сотворении мира естественные законы.

Когда я попытался объяснить эту ситуацию своему 13-летнему сыну, тот немедленно привел пример из книги, которую он читал в тот момент «Наполеон» Тарле.
После поражений Наполеона в России и под Лейпцигом война, длившаяся к тому времени уже десятилетия, снова придвинулась к границам Франции. В этот момент европейские правители, утомленные и обескровленные, предлагали Наполеону мир на почетных условиях: «Наполеон остается императором Франции в дореволюционных границах». Казалось бы - чудесное избавление, чего еще желать в условиях уже почти полного истощения ресурсов перед лицом всеевропейской коалиции?! Но нет - следует гордый ответ «Все или ничего!», и война, обрекающая самого Наполеона на окончательный позор, а его страну на новые и новые бессмысленные жертвы продолжается.
Вот такие пироги...