Содержание эпизода «Авраам, Сара и Агарь» известно многим, если не всем. Как к нему относиться, что все это значит? Давайте попробуем разобраться.
Мы считаем свои нынешние знания о Боге существовавшими всегда. Однако внимательное отношение к тексту Торы показывает, что это не так.
«ВСЕСИЛЬНЫМ» Бог открывает себя Аврааму лишь во время завета обрезания, когда сыну Агари уже исполнилось 13 лет.
И лишь в этот момент Господь впервые говорит Аврааму, что именно Сара (!) родит ему сына, который станет истинным наследником.
Поэтому-то Авраам и засмеялся: от радости, что Всесильный Бог дал ему такое обетование сын от любимой жены.
А что же было до того?
Да, мы знаем, что у Авраама была жена Сара и что Аврааму было обещано потомство. Но внимание - нигде не было сказано, что потомство это обещано Аврааму именно от Сары!
Зато сказано про Сару, что «была неплодна и бездетна», причем сказано сразу, как только она появляется в повествовании.
В те времена процветала полигамия, но Авраам - «отличный семьянин». Однако время идет, жизнь человеческая проходит, все у Авраама есть (Господь благословил!), а сына, наследника дел его нет у Авраама. Нетрудно догадаться, как это огорчало Авраама и заставляло его страдать. Даже после своей великолепной победы над кучей царей Авраам ни о чем другом не говорит с Господом, но лишь о наследнике.
И вот, видя эту картину, Сара приносит себя в жертву. Ее мужу нужен сын, но она не способна дать ему это счастье. Напомню, что божественное обетование на тот момент ничего не говорит о ее роли. Быть может, ее номер в этой пьесе вообще 16-ый
Сара говорит себе: «Моему господину нужен наследник. Но я не могу родить, значит, я должна ради него отойти в сторону». Об этом и говорят ее слова, сказанные Аврааму после того, как Авраам принял эту ее жертву: «ОБИДА МОЯ ИЗ-ЗА ТЕБЯ!». Это вовсе не упрек, как может показаться, а объяснение мотивов ее поведения!
Обыкновенному человеку такая позиция кажется дикой выдумкой: чего это вдруг Я, Великий Пуп Земли, должен куда-то отходить в сторону ради кого-то другого?! Все мое, вот пусть вокруг меня и вертится!
Мы эгоисты, нам трудно понять проявления жертвенной жизни, она нам кажется нелепым фарсом, подвохом или бредом. Усмотреть, а тем более понять, альтруистическое начало в другом человеке трудно.
Мы привыкли судить по таким критериям:
- Жизнь! - сказал Остап. - Жертва! Что вы знаете о жизни и о жертвах? Или вы думаете, что если вас выселили из вашего особняка, вы знаете жизнь?! И если у вас реквизировали поддельную китайскую вазу, то это жертва?
Однако именно умаление себя и своих интересов во имя любви и есть проявление духа Христова Духа жертвенного.
И Сара демонстрирует этот Дух в полной мере (вот в кого Ицхак пошел!).
Она выбирает женщину, которую хорошо знает, и которая кажется ей достойной того, чтобы стать матерью наследника Авраама. Сара, жертвенная душа, хочет того же, что и Авраам («не как Я хочу, но как Ты!»), как бы это ни было ей горько.
Но, увы, Агарь не сумела достойно принять изменение своего статуса. Сара не сдается, она пытается продолжить свою борьбу ради Авраама, это скрыто в ее тогдашнем имени: Сарай - «борющаяся», но ее ждет разочарование. «В своем стремлении исправить Агарь, чтобы она родила и воспитала праведного сына для Авраама, Сара выбирает путь, на котором ей не удалось добиться желаемого результата» (Сончино).
Вывод: обвинения Авраама в недостатке веры, нетерпении и прочих фокусах, а Сары в хамском поведении вздорной бабенки лишены основания.
Да, забыл сказать. Агарь из Египта, а в Египте Авраам имел дело с фараоном, а не с пастухами. Поэтому можно предположить, что Агарь была вовсе не «кухаркина дочь», а из знатной семьи.
Вспомним Египет. Фараон там - в авторитете и перед ним что кухарка, что графиня все одно - девочки на побегушках. Абсолютная монархия, как известно, в этом смысле довольно демократично устроена. Так что проблемы, отдать жене Авраама девочку из знатной семьи, нет. Воля фараона - тамошний закон, а все тамошние люди - его собственность.
Но с чего вдруг фараону так прогибаться? А с того, что фараон на Аврааме обломался (к чему не привык по жизни) и испугался последствий для себя, любимого. Какая реакция в такой ситуации самая естественная для пострадавшего, если он не осмеливается идти до конца? Заискивание.
Касательно Ишмаэля Авраам имел божественное обетование и, отправляя его в пустыню, Авраам понимал, что сыну ничего не грозит!
По этой же причине ничего не грозило и Ицхаку на жертвеннике! (ну это так, к слову).
Авраам, Сара и Агарь
Свернуть
X
Свернуть

Это совершенно невероятное объяснение. Дело в том, что если какое-либо толкование ничему нас не учит, то это не толкование. Очень простое правило
"Аврааму трудно было решиться на жертву, но Божья воля превыше всего"
Пару лет назад мне все объяснил мой сын. Он прочитал этот эпизод, а я усердно готовился ему объяснять что к чему. Но ребенок просто не усмотрел никакого драматизма. Он сказал: "Папа, так ведь Бог обещал произвести от Ицхака потомство, а Бог не передумает. Поэтому Ицхаку ничего не грозило". Вот так, и нечего добавить.