Сообщение от Кадош
Сообщение от laurcio
Лично я считаю, что это реальная история с реальными людьми, взятая Иисусом как пример для того, чтобы обличить фарисеев в сребролюбии и лицемерии (Луки 16:14-15).
Если кто-то считает, что этот текст является притчей (иносказанием), буду благодарен веским аргументам в пользу этой теории. Начните с самого текста, а не с Адама до Откровения, как имеют некоторые привычку.

П.С. Я осознаю, что эта история связана с мировоззрением людей, относительно загробного бытия.
Да, нет, в принципе, особой разницы...
Что так, что эдак.
На то что это реальная история указывает имя основного персонажа - Лазарь(Елеазар). Но с другой стороны, это может быть просто неким нарицательным именем, типа - Иван у нас у русских, или Фриц(или Ганс) - у немцев, или Джон у американцев.
Однако, если принять, что это реальная история, то становится непонятным - как она могла быть известной - иудеям, к коим обращался Иисус?
Ну т.е., для Него, как для Христа - она могла быть известной и очевидной, а откуда об этом случае могли знать те кому Он это рассказывал?
Потому что на самом деле Он их учил, т.е. рассказывал некоторые истины, и сопровождал примерами, подтверждающими говоримое Им.
Понимаете?
Эту историю - Он говорил в обосновании некоторой Истины, которую наглядно пытался продемонстрировать на некоем примере.
Если этот пример был-бы неочевиден, то смысла в таком примере не было-бы...
Возможно, что Лазарь, известен как персонаж иудейского богословия, но лично мне об этом ничего неизвестно.
Тогда остается признать, что эта история лишь притча, с основными элементами которой никто из иудеев спорить бы не стал.
Но Христос соединил все элементы так, что вывел ту мысль, которую хотел сказать.
Какую-же мысль Он пытался продемонстрировать наглядно этой историей?

Давайте прочитаем чуть выше, того текста, что привели Вы:

13 Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
14 Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.
15 Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.
16 Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.
17 Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.
18 Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.
(Лук.16:13-18)

Основная мысль отрывка - на мой взгляд вот эта: "Не можете служить Богу и маммоне."
Почему, я так думаю?
Потому что следующий - 14-й стих, нам открывает суть конфликта, возникшего в процессе проповеди Христа: - "14 Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним."

Т.е. - вот собственно завязка самого конфликта, для разрешения которого, Иисус привел указанную Вами, историю.
Он берет два примера - некий богач, не знающий проблем в жизни и некий нищий, именем Лазарь(повторюсь, что лично я считаю - это неким именем нарицательным, имхо).
С обоими архетипами - нет ничего необычного! Ибо таких архетипов в обществе всегда хватает, и в той Иудее, и в Римской империи, и при капитализме, и даже при социализме...
Далее - Иисус говорит, что оба умерли - тоже ничего необычного, ибо всем надлежит умереть, с этим тоже все согласны.
Далее Иисус упоминает Лоно Авраамово - термин иудейского богословия. В Писании о нем нет ничего прямо. Просто иудейские богословы решили, что вплоть до суда, души умерших должны где-то пребывать.
Общим мнением - является то что они пребывают в шеоле(аид, гадес - по гречески), в некоем полунеживом, бестелесном состоянии.
Но...., задумались иудейские богословы - есть ведь люди, которые очевидно были праведнее других при жизни, не справедливо было-бы, если-бы Бог все души поставил в одинаковые условия, после смерти и до суда... Так родилась идея лона Авраамова. Некоторые из них считали, что это место находится в раю, близко в саду Эдемскому, а другие, и я в их числе, полагают, что это просто некая отдельная часть шеола.
А вот далее, Иисус делает спорное, однако достаточно понятное допущение - ведь дел праведных у богача не было, более того - он нарушал некоторые принципы, например субботу.
Вы спросите - где там написано, что он ее нарушал?
А Вы посмотрите на формулировку самой заповеди, и эта формулировка дана трижды:
1. Исх.20:9 шесть дней работай и делай всякие дела твои,


2. Исх.34:21 Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы.


3. Втор.5:13 шесть дней работай и делай всякие дела твои,

А как вел себя богач? Читаем: " и каждый день пиршествовал блистательно"...
Заметили? Более того, нищий лежал в струпьях и богач каждый день видел его, но не помогал ему, что тоже грех.
Кстати - именно этот грех вменен Содому и Гомморе:

Иез.16:49 Вот в чем было беззаконие
Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в
гордости, пресыщении и праздности, и она
руки бедного и нищего не поддерживала.

Т.е. пресыщение и праздность привело к отсутствию желания помогать ближнему своему, а уж потом это все привело к извращениям о которых мы вспоминаем в контексте Содомы и Гомморы.
А на самом деле - грех тех городов был в другом, а вот извращения - явились лишь следствием тех грехов.
Итак, по-факту: богач имел средства, но тратил их на удовлетворение своего эгоизма.
Для фарисейского миропонимания - это ненормальное состояние, однако возможное, ибо очевидное.
И был этот нищий Лазарь, у которого не было средств на праздное существование, он и на лекарства то не мог наскрести, как выясняется, болел, и хотя больших грехов за ним не водилось, но тем не менее он таки заболел. И это тоже была очевидность того времени.
Оба состояния были очевидными для фарисеев, однако они их игнорировали, пытались обходить стороной подобные случаи. Почему?
Дело даже не в сребролюбии. Опять-же сребролюбие - лишь последствие их миропонимания.
Проблема была в их миропонимании.
В чем-же была суть их миропонимания?
В простом, утрированном понимании Закона, как средства достижения спокойной благополучной обеспеченной жизни.
Апостол Павел пишет об этом заблуждении так:

1Тим.6:5 Пустые споры между людьми
поврежденного ума, чуждыми истины,
которые думают,
будто благочестие служит
для прибытка.
Удаляйся от таких
.

Итак, Иисус выступает против этой концепции и говорит что высшее благочестие, делает что-то не ради прибытка, а ради Господа, и ради ближнего.
Т.е. Он фактически опять возвращает учеников Своих к пониманию превалирования двух наибольших заповедей. Что помыслы, при соблюдении Закона должны быть не в получении прибитка, а в служении людям и Богу - вот высшее благочестие, по мнению Христа. далее...