Акакий Кесарийский господствовал в Иерусалиме, но политическое положение империи побуждало его действовать с крайней осторожностью. Констант только что был убит, и в интересах брата его Констанция, вступившего в сомнительную борьбу с убийцами, было предупредить всякий предлог к смутам на востоке. В виду этого Акакий, после смерти Максима, принужден был согласиться на законное избрание его наследником и с этой целью созвал в Иерусалим местных епархиальных епископов, которые прибыли на его приглашение в надежде, благодаря своему присутствию и многочисленности, избрав православного епископа, или по крайней мере, из умеренных ариан. Избрание это произошло без труда, потому что Акакий сам не принадлежал еще тогда к приверженцам крайнего арианства и не требовал того же от будущего Иерусалимского епископа, а сами епископы, созванные для избрания, принадлежали к умеренной партии ариан, получившей вскоре название полуарианства. Выбор их пал на Св. Кирилла, который по своим качествам, мог удовлетворить обе враждующие стороны.


Новый епископ принадлежал к той значительной партии, которая приняв Никейский символ, стремилась путем смягчения некоторых выражений, а главное своим примирительным образом действий привлечь к православию наиболее умеренных из ариан. Она признавала законными и сообщалась с епископами, избранными арианами, и стояла в некоторой оппозиции к приверженцам крайнего православия, которые настолько враждебно относились к арианам и умеренным православным, что например Люцифер Кальярский с некоторыми единоплеменниками не задумались отделиться от церкви, когда римские папы благосклонно отнеслись к возвращающимся в православие арианам. Несколько лет до своего избрания Св. Кирилл проповедовал в базилике гробницы Господней и затем издал полный курс катехизических бесед для оглашенных, в которых он высказал свое несомненное православие, но без резкости и крайности: так например слово «единосущный» не встречается в этих беседах и было заменено мене точными выражениями. Некоторые неясные места в этом сочинении подавали арианам тайную надежду найти в нем, впоследствии, скорее союзника, чем противника.

Законно и правильно избранный Палестинскими епископами, поддерживаемый горячей верой, страстным рвением к церкви и несокрушимой твердостью духа, отличаясь глубокой ученостью, увлекательным красноречием, неисчерпаемой щедростью и святостью жизни, Св. Кирилл был, быть может, величайшим из Иерусалимских епископов.

Первые годы его епископства прошли спокойно и благополучно. Несколько месяцев после его избрания, 8 мая 351 г., чудесное явление как бы освятило это избрание. Среди дня появился на небе сияющий крест, простираясь от Голгофы до Елеонской горы. Св. Кирилл счел необходимым донести об этом явлении императору, и письмо его о сем, доселе сохранившееся, свидетельствует как об обретении Животворящего Креста, так и о православии Св. Кирилла многознаменательным употреблением в нем слова единосущный. Описание самого явления сохранилось и у других современных историков.


Спокойные времена способствовали особенно развитию в Палестине монашеской жизни, насажденной в ней, как мы видели выше, Свв. Харитоном и Илларионом. Многочисленные ученики их рассеялись по всей Палестине. Епифаний, впоследствии Саламинский епископ, известный своей историей ересей, основал, близ Елевферополя, в некотором расстоянии от селения Безандука, монастырь старца Ада, в который он собрал до шестидесяти учеников; когда же заботы управления истощали его силы, он укрывался в монастыре Св. Иллариона и снова оживал, внимая речам последнего. В то же время, четыре брата, также ученики Св. Иллариона, устроили обитель в окрестностях Вефили, - городке, соседнем с Газой, а отшельник Аммоний, укрывшийся еще дальше в пустыне, прославился строгостью свое жизни. Число отшельников возрастало с каждым днем; Св. Илларион, посещавший их ежегодно, оправлялся в путь один, к нему последовательно присоединялись посещенные им отшельники и к концу пути число его спутников возрастало до нескольких тысяч. Вифлеем начал собирать отшельников вокруг своей великолепной базилики, а еще далее, по направлению к Аравии, среди великой пустыни, три цветущие монашеские обители расположились у подошвы Синайской горы, вокруг сторожевой башни, долженствующей своими толстыми стенами и низкой дверью служить, не всегда успешно, убежищем для иноков от нашествия арабов. Иерусалим и его окрестности также покрылись монастырями и заселились иноками. Настоятель Филипп основал приблизительно в то же время монастырь, иноки которого вскоре затем принесли Св. Афанасию мощи Иоанна Крестителя, отнятые ими у Севастийских язычников; наконец Елеонская гора была заселена отшельниками, соревнователями египетских иноков, прельстившими своей жизнью Меланию Старшую и Руфина.

Поток паломников возрастал с каждым днем. Сирийские пустынники Маран и Кир посетили Иерусалим; Малоазийский отшельник Св. Симеон Прииск в Иерусалиме присоединился к каравану, отправляющемуся на Синай; персидский епископ Св. Милий, удостоившийся впоследствии мученического венца, приходил поклониться к гробнице Господней; наконец Св. Василий Великий, знаменитый епископ Кесарии Каппадокийской, приходивший уже раз в Иерусалим еще при жизни Св. Макария, вторично посетил Св. град, перед столь прославившей его борьбой с императором Валентом.

Одновременно развивалась и христианская наука, в которой православные и ариане соревновались как ученостью, так и рвением. Незадолго перед тем умерший Евсевий Кесарийский оставил нам первую церковную историю, отличающеюся верностью и сжатостью рассказа, а главное критическим, ученым выбором источников. Недостаток этой истории составляет тяжелый, холодный стиль, представляющий полную противоположность с увлекательными творениями его красноречивого соперника Св. Афанасия. Кроме церковной истории, Евсевий оставил нам еще жизнеописание Константина, где недостатки его пера выступают еще заметнее, благодаря высокопарности слога и рассыпанной в ней чрезмерной лести, которая послужила к его личному возвышению. Но главными трудами Евсевия, в которых ярче всего высказались его ученость и холодное, хотя и блестящее изложение, были его большие богословские труды: «Приготовление к Евангелию» и «Доказательство Евангельское». Для составления этих трудов Евсевию не хватило даже Кесарийской библиотеки и он, как некогда Ориген, проводил целые дни в Иерусалимской библиотеке, основанной двести лет перед тем, знаменитым историком Св. Александром. Первый из этих трудов: «Приготовление к Евангелию», представляло обширное изложение языческой феогонии, которой неопределенные предания, противоречивые рассказы, легкомысленные и невероятные басни, сопоставленные с полной единства книгой бытия и другими еврейскими письменными памятниками, написанными гораздо раньше появления всех языческих преданий, является искусным и веским доказательством превосходства христианства. Упомянутые в этом труде творения поэтов, историков и философов древности, соединенные Евсевием в ученое и гармоническое целое, сохранили нам многие оригинальные тексты сочинителей, самые имена которых, в противном случае, едва ли дошли бы до нас. Во втором труде: «Доказательство Евангельское», Евсевий, с тем же обилием доводов, богатством текстов и искусством изложения, опровергая евреев, в двадцати книгах изложил сущность христианских догматов. Его ученик и панегерист Акакаий, заместивший его на Кесарийском престоле, постоянно издавал новые исследования и ученые толкования на Священное Писание, где в борьбе с догматическими трудностями, особенно проявляется ретивость и проницательность его ума. В Иерусалиме Св.Кирилл оканчивает свои катехизические беседы, в которых последовательно и полно излагал сущность христианского учения. Его слог, мощный и ясный, точный и простой, без труда возвышается порой, как бы увлеченный величием самого предмета, и эта поразительная смесь возвышенности, учености и простоты объясняет нам увлечении, с которым современники Кирилла толпились на его проповедях. Племянник его Геласий, известный совей добродетелью и ученостью, продолжал, по просьбе дяди, церковную историю Евсевия, в которой изящным, хотя несколько сухим слогом излагал церковные события до половины царствования Констанция.




Палестина под властью христианских императоров (326-636 гг.)По Альфонсу Курэ
Издание редакции «Русского паломника»
С.Петербург. 1894 год




Источник: http://simvol-veri.ru/xp/interesnoe/44-2010-07-17-16-59-52/355-kiril-irusalimskij.html