
В то время благодеяния Константина давали Иерусалиму первенствующее значение на Востоке ересь Ария все более распространялась, поселяя раздоры в церкви.
Ариане, приведенные в отчаяние своим поражением в Никее преследовали православных епископов ложными доносами, сгоняли их с престолов и заменяли их своими приверженцами, принимая все меры, чтобы восторжествовать на ближайшем соборе. Константин, подпавший влиянию арианского пресвитера, рекомендованного императору его умирающею сестрою Констанцией, безусловно доверял им и утверждал все их мероприятия.
Казалось первое нападение ариан, будет сделано на Иерусалимского епископа. На это указывали: его постоянная вражда к Арию, положение, занятое на Никейском соборе, соперничество с Евсевием Кесарийским, оскорбительные для приверженцев Ария заботы его об обнародовании постановлений собора и, наконец, недавнее прославление его престола. Но с другой стороны, его ученость и добродетели славились на всем Востоке. Еще недавно епископ Армении Вартом, сын. Св. Григория просветителя, обратился к нему за советами для утверждения в этом новообращенном царстве правил церковной дисциплины, а чудо, прославившее ого епископство, обретение гробницы и Креста Господних, память о Св. Елене, все это служило залогом расположения императора к нему. В виду этого, ариане признали более удобным, оставить пока в покое Иерусалимского епископа, и начать борьбу низложением Антиохийского патриарха и Газского епископа. Евсевий Никодимийский и Феогний Никейский, под предлогом осмотра знаменитых работ по постройке по постройке Гробницы Господней, отправились в Иерусалим, где встретились с прибывшими туда Евсевием Кесарийским и епископами Скифопольским, Лиддским, Тирским и Лаодикийским. Из Иерусалима они все вместе отправились в Антиохию и созвав еще несколько епископов, образовали род собора, на котором, преступив все законы гражданские и церковные, низложили Антиохийского патриарха. Подобная же участь постигла Газского епископа, хотя присутствие его митрополита придавало некоторый вид законности его низложению.
Иерусалимский епископат возмутился таким образом действиям ариан, и когда Евсевий Кесарийский и Патрофил Скифопольский вздумали вмешаться в дела его епархии, Макарий открыто порвал с ним всякие сношения, заявив, что он всецело придерживается постановлений Никейского собора. Этим он поставил своих противников в прямую оппозицию к собору и в щекотливое положение относительно императора, который смотрел на собор, как на дело своих. рук, и требовал полного подчинения всем его постановлениям. Но в свою очередь и Иерусалимский епископ, превысил свою власть, посвятив в лиддские епископы, вместо умершего в 332 г. Аэция, одного из самых ревностных поборников арианства, пресвитера своей епархии Максима. Это посвящение возбудило не только противодействие со стороны ариан, но и неудовольствие Иерусалимских жителей, чтивших Максима за претерпленное им со славою при Диоклетиане гонение и за признаваемое всеми его православие. Иерусалимский епископ принужден был удержать Максима в Иерусалиме, назначив его своим викарием.. Когда же Макарий умер, то Максим наследовал ему на его престоле.

Максим лишившийся одного глаза во время гонения и хромавший на одну ногу, обожженную во время претерпленного им мученичества, был характера мягкого и незлобивого, отчего он нередко впадал в заблуждение. Но недостаток этот окупался непоколебимою твердостью, с какой он стоял за справедливость, лишь только замечал свою ошибку.
Первым событием его епископства было обращение в христианство всего Масома. Этот небольшой город, лежавший на берегу Средиземного моря, не имел независимого городского управления, а считался только предместьем и портом Газы, подчиняясь вполне городскому управлению сего последнего. Отсюда происходило постоянное соперничество обоих городов. Газа служила в то время оплотом. местного язычества; в 334 году Масом обратился в христианство. Евсевий Кесарийский, уведомил об этом Готских арианских епископов, поспешил сообщить это радостное известие Константину, который в восторге от этого обращения даровал Масому самостоятельно городское управление и переименовал его в Констанцию.
Ариане, восторжествовав незаконно над Антиохийским патриархом, обратили свое нападение на патриарха Александрийского Св.Афанасия и с этой целью добились от императора созвания в Кесарии собора для суда над Св.Афанасием, обвиняемого ими во многих преступлениях. На присутствие в оном был вызван своим митрополитом и Максим. Собор продолжался долго, но Св.Афанасий отказался на него явиться, так как выбор Кесарии для заседаний собора указывал на преобладающее в нем влияние враждебного к нему Евсевия. Это уклонение Св.Афанасия явиться на собор, послужило к новому обвинению его в пренебрежении императорской власти, как изобретательная ненависть представила императору это уклонение. Константин приказал созвать новый собор в Тире, епископ которого был враждебно расположен к Св.Афанасию. На этот раз Св.Афанасий, в вижу угрозы императора привлечь его на собор насильно, явился в Тир в сопровождении всех египетских епископов, явившихся для его защиты и для отражения направленных против него клевет. Св.Афанасий защищался спокойно и разбивал своих противников подавляющейся очевидностью истины. Его обвиняли в убийстве Арсения, и он представил Арсения на собор живым; его укоряли в том, что он разбил чашу с святыми дарами в руках пресвитера, и он представил опровержение самого пресвитера; тогда ярые противники его отправились за доказательствами в самую глубь Египта, и все-таки вернулись с пустыми руками.
Увлеченный арианами и убежденный ими в виновности Св.Афанасия Максим Иерусалимский восседал среди них рядом с Евсевием Кесарийским и епископом Скифопольским; тогда один из египетских епископов, Св. Пафнутий, мученик как и Максим, с которым он сблизился во время гонения, выступил из среды окружающих Св.Афанасия, поднялся по ступеням и взял Максима под руку со словами: «Пойдем, здесь не твое место, оба мы мученики, носим знаки гонения и не можем оставаться с этими злодеями». Иерусалимский епископ последовал его словам и с тех пор вполне присоединился к Св.Афанасию, предпочитая, как увидим ниже, скорее умереть в изгнании, чем покинуть его. Другой египетский епископ, тоже мученик, Св.Паталион, возмущенный явной несправедливостью собора, обратился к Евсевию, с негодованием обвиняя его во враждебном отношении к Св.Афанасию и отступничестве во время последнего гонения. Но необходимо было арианам осудить Св.Афанасия, и он был осужден.
Одного осуждения Св.Афанасия было впрочем арианам недостаточно; следовало еще восстановить честь Ария; к этому и приступил собор, когда получено было повеление императора отправиться в Иерусалим на освящение только что достроенной базилики гробницы Господней. Всеете с тем, императорскому посланному Маркиану было поручено Константином принять епископов в Иерусалиме, наблюсти за приготовлениями к освящению, внести в церковь императорские дары и распределить нищим щедрую милостыню императора.
Около трехсот епископов, в том числе, по словам Евсевия, один даже из отдаленной Персии, наполняли при этом торжестве алтарь, предельное сооружение и часть среднего притвора. Освящение совершено было с небывалым блеском и продолжалось восемь дней. Иерусалимская церковь увековечила память этого события особым ежегодным праздником, на который стекались паломники из Палестины, Малой Азии и даже Египта. Для большей торжественности праздника, его перенесли на канун празднования Воздвижения Креста, установленного не в честь победы Ираклия, как полагают многие, но в память обретения Животворящего Креста Св. Еленой. Одновременно с освящением базилики были освящены дары Константина, в числе которых выдавалось вытканное из золота епископское облачение, послужившее как увидим ниже, к низложению Св.Кирилла.

Источник: http://simvol-veri.ru/xp/interesnoe/44-2010-07-17-16-59-52/354-osvyashenie-xrama.html
