Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
Иоанн 5.39
Сопоставляя книги Ветхого и Нового Завета, мы можем убедиться, что основная цель Писаний - привести нас к Спасителю Иисусу Христу. На Него указывал церемониальный закон ( земное святилище, жертвоприношения, праздники и др. ). Он имел значение, следовательно, только до пришествия Христа.
Что же касается НРАВСТВЕННОГО закона, то он не утратил своего значения и почти дословно цитируется в Новом Завете. ОН НЕ МОГ БЫТЬ ОТМЕНЁН ИЛИ ИЗМЕНЁН ВМЕСТЕ С ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫМ.
Два закона - нравственный и церемониальный
Есть два закона:
1. НРАВСТВЕННЫЙ - неизменные правила повседневной жизни
2. ОБРЯДОВЫЙ - утративший своё значение с пришествием Христа
Закон нравственный не уничтожается, а УТВЕРЖДАЕТСЯ верою во Христа ( Рим 3.31 ).
«Утверждается» - надо понимать в смысле ПОВИНОВЕНИЯ ЗАКОНУ, а не ни в коем случае не устранения.
Апостол Павел говорит о том, что ЗАКОН СВЯТ ( Рим 7.12,22 ).
Об обрядовом законе:
Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую позади преграду, упразднив вражду плотию Своею, а закон заповедей УЧЕНИЕМ*, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир и в одном человеке примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на Нём
Ефесянам 2.14-16
*Соблюдение заповедей - неотъемлемая часть учения Христа.
Кроме того, апостол Павел ссылается в том же послании к Ефесянам на три из десяти заповедей ( Ефес 4.6,25-28 ). Не мог же он противоречить самому себе! Следовательно,
он говорил об отмене обрядового закона и утверждении нравственного.
Разделение этих законов есть уже в Ветхом Завете ( Втор 5.22, 4.13, 10.5, 31.24-26 ;
Дан 9.11 ):
- Десять Заповедей изречены и написаны Самим Богом и по Его повелению положены в
ковчег
- Обрядовый закон написан Моисеем в книгу и положен не в сам ковчег, а по правую
сторону
Павел говорит о том, что закон Моисея, лежащий одесную ковчега ( престола благодати ), свидетельствовал против народа.
Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту.
Колоссянам 2.14
Закон церемониальный является «тенью» и, таким образом, теряет смысл после при-шествия Христа ( Евр 10.1-5 ). ХРИСТОС ПРИШЁЛ СПАСТИ ЛЮДЕЙ ОТ ГРЕХОВ. При этом воля Божия в отношении Христа заключалась в соблюдении нравственного закона
( Матф 5.17 ). Слова же «отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине её немощности и бесполезности» ( Евр 7.18 ) говорят не о нравственном законе, а о левитском священстве, как видно из контекста.
Нравственный же закон является неотъемлемой частью Нового Завета:
О сём свидетельствует нам и Дух Святой; ибо сказано: вот завет, который завещаю им
после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
Евреям 10.15-17
Оправдание через веру и благодать
Хотя закон не отменён, но ОПРАВДАТЬ ОН НАС НЕ МОЖЕТ, а только обнаружить и выявить грех ( Рим 3.20 ). Он является зеркалом, а зеркало не может очистить нас от пятен, а только показать нам их ( Иаков 2.23-25 ).
Мы получаем оправдание даром через веру ( Рим 3.24-25 , Ефес 2.8 ). ОДНАКО ЭТО НЕ УСТРАНЯЕТ ЗАКОН, поскольку быть под благодатью - значит не грешить, то есть ИСПОЛНЯТЬ закон, ибо ГРЕХ ЕСЬ БЕЗЗАКОНИЕ ( 1 Иоан 3.4 ). Кто нарушает закон, тот находится под его осуждением. Человек, который раскаялся в своих преступлениях, верою получил прощение и стремится соблюдать заповеди, находится не под осуждением закона, а под благодатью.
Апостол Павел пишет о конечной цели закона:
Конец ( греч. «телос» - цель ) закона - Христос, к праведности всякого верущего ( Рим 10.4 ).
Это также не устраняет нравственный закон.
МЫ НЕ МОЖЕМ ДОСТИЧЬ КОНЦА, ЕСЛИ НЕ ИМЕЕН НАЧАЛА. А началом является закон, обнаруживающий грех и показывающий нужду к спасению, которое обретается через веру во Христа.
Слова «к праведности» указывают на необходимость ПОСЛУШАНИЯ ЗАКОНУ ( вера без дел мертва, как пишет Иаков ). НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРАВЕДНЫМ ТОТ, КТО ПОСТОЯННО НАРУШАЕТ НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН.
Поэтому закон УТВЕРЖДАЕТСЯ верой ( Рим 3.31 ).
Конечная же цель благодати - НЕ ТОЛЬКО ПРОСТИТЬ ГРЕШНИКА, НО И ИСПРА-ВИТЬ ЕГО ( ибо преступник, вышедший из тюрьмы по амнистии, опять попадает туда,
если не исправится, а будет продолжать делать преступления ).
Посему благодать Божия спасает нас от греха и возмездия за грех и научает не грешить больше ( Тит 2.11-14 , 1 Кор 15.34 ).

Необходимости не было в церемониальном законе если бы евреи были послушны Богу .
22 ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве;
23 но такую заповедь дал им: "слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо".
(Иер.7:22,23)
Все должны были быть царством священников
5 итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля,
6 а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым.
(Исх.19:5,6)
если все священники то следовательно истину они должны были распространять окружающим народам .
7 Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа.
(Мал.2:7)
но поскольку народ согрешил у горы Синай то появилась необходимость в служении внутри народа. Была построена скиния и даны указания о жертвоприношениях , которые напоминали о грехах, избраны священники для служения народу.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
(Евр.10:3,4)
всё это было установлено до смерти Христа .
5 Посему [Христос], входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и [жертвы] за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, [как] в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что "ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни [жертвы] за грех, - которые приносятся по закону, - Ты не восхотел и не благоизволил",
9 потом прибавил: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже". Отменяет первое, чтобы постановить второе.
(Евр.10:5-9)
первое жертвоприношение, а второе это жертва Христа .