Безбрачие и девство во Христе прославляется в писаниях Нового Завета. Но вот о том, давали ли те верующие обеты безбрачия и девства, лично я не нахожу подтверждения в Библии. Именно по этой причине я не ставлю в один ряд безбрачие и девство во Христе с монашеством, где именно приносятся обеты. На мой взгляд, это разные вещи. И то безбрачие, которое я вижу в писаниях НЗ, я нахожу высшим уровнем духовного пилотажа. Причём, высшим именно потому, что там нет никаких обетов. В моих глазах это идеал христианства. Это обретение такого душевного устроения, при котором человек входит в духовную молитву и ничего из земного (даже не греховного, а разрешенного земного) его больше не интересует. Но там нет обетов.
Принесение обетов - это попытка искусственным способом обрести то, что должно непринуждённо прорасти в человеке изнутри, под действием духовной молитвы. А при отсутствии той духовной молитвы просто усилием воли и аскетизма невозможно приобрести то внутреннее равнодушие ко всему земному. А это будет приводить к тому, что человеку нужно будет вести постоянную борьбу со своей земной природой. Думаю, что именно потому многие монахи и впадают в блуд и разжигаются друг на друге, что они не через духовную молитву взялись сохранить кто девство, а кто безбрачие, а через обычную аскетику, с принесением тех обетов..
Как такового целибата при Апостолах не было. Такие практики вошли в церкви позже. Также требования для священнослужителей обязательное безбрачие (у католиков начиная от священников, у православных епископы) ввели уже после Апостолов. Причём, если католичеакий священник обязательно должен быть безбрачным, то православный священник обязательно должен иметь жену. На мой взгляд это две нездоровые крайности. Читал свидетельство одного православного священника. В духовной семинарии семинаристы ещё до окончания учёбы должны решить для себя, кем они будут, монахами или священниками. И те из них, кто не готов к монашеству и не имел невесту, решали такую проблему так. Помолившись, они отправлялись в ближайшую церковь и там чуть ли не ловили первую попавшуюся на глаза прихожанку и делали ей предложение стать матушкой. И этот священник пишет, что таких браков много, и что там есть и любовь... Я не могу давать оценку чужому опыту. Тем более, что в древности люди часто вступати в браки, без какой-то предварительной влюблённости. Ревекка и Исаак тому пример.
Но есть и негативные примеры. Иоанн Кронштадтский не захотел быть монахом. Он захотел стать священником, чтобы поучать людей. Но при этом и сохранить девство свое. И тогда он решил перехитрить систему и правила ПЦ. Он решил жениться фиктивно. Вот только невесту, дочь священника, он не счёл нужным посвятить в свои планы ещё до брака. Он её просто поставил перед фактом сразу после венчания, сказав, что они будут жить как брат и сестра. А Лиза не была готова к такой жизни. Она согласилась выйти замуж ради естественных земных нужд. А ее обманули и просто использовали. И она много выплакала. И отец её, видя горя дочери, писал жалобы на жестокое обращение священника Кронштадтского с женой. Но от жалоб тех не было никакого толку. А все из-за того, что каким-то дядькам захотелось ввести правило, согласно которого священник обязан быть женатым. А другие дядьки ввели запрет на брак для священников. И там хватает своих историй... где бы католическому священнику можно было бы просто жениться, а на заниматься мазохизмом... Знал я одну верующую, разведенную. Муж её бросил, уйдя к другой. А она осталась с двумя детьми. И как-то она попала в костёл и познакомилась с католическим священником. Молодым. И она мне стала о нем постоянно рассказывать. И я стал замечать, что она восторгается им не как духовником, а как мужчиной... И, с её слов, там были ещё сестры, католички, которые были в него также безнадёжно влюблены. И одна из них как-то поехала в главный офис их миссии в Польше и побывала в приходе, где раньше служил этот священник. И выяснила, что там тоже многие женщины были влюблены в него как в мужчину, а с одной прихожанкой у них даже был бурный роман, узнав о котором, их решили разьединить и его отправили с миссией в Украину. Не знаю, что там было на самом деле. Свечку, как говорится, не держал. Но молва о нем шла такая. Я также понимаю, что дурную молву могут распространять люди, делая ложные выводы. И благочестивых порой оговаривают. Потому я свидетельства той сестры серьёзно не воспринял вначале. Ведь бывает такое, что Бог одаряет человека внешней красотой, на которую падок противоположный пол. Есть целомудренные женщины, которые ни с кем не флиртуют и не дают повода на что-то надеяться, а мужики теряют голову из-за них. Также бывают благочестивые мужчины, которые ни с кем не позволяют себе заигрывать. И женщинам могут нравиться такие. Праведного Иосифа оговорила нечестивая женщина за его целомудрие, так что сел он в тюрьму как извращенец, пытавшийся изнасиловать чужую жену. Потому слухам верить неразумно. И в том, что человек нравится противоположному полу, греха нет. Не вина человека, что он нравится другому полу. Но когда я увидел этого священника (это было один раз и он тогда дал мне почитать томик Добротолюбия), то это общение с ним мне о многом поведало. И что сразу бросилось в глаза, так это чрезмерное желание произвести на меня впечатление. Он очень низко стелился. Человекоугодничество. Он не стоял в этот час перед Престолом Всевышнего. Когда раб Божий стоит в духе перед Царём, то он не позволяет себе перевести око ума с Царя на кого-то другого. Это будет дерзостью и проявлением неуважения к Господу. Потому рабы Божьи не стремятся понравиться людям. Они говорят и делают лишь то, что видят у Отца на Небесах. Он же вёл себя как работник коммерческого офиса, где служителей учат искусству понравиться потенциальному клиенту, школа лести. Потому у меня отпали сомнения, что такой человек может позволить себе и флирт с противоположным полом. Не обязательно приводящий к интиму. Скорее всего данный обет целибатства удерживает таких от интима. И тогда они находят усладу либо в платонических отношениях, либо в псевдо-духовности, именуемой в Православии "прелестью". Я это пишу не для осуждения того священника. Я даже имя его не называю (по этическим соображениямя). Но я к тому, что ему полезнее было бы просто жениться, а не обольщать женщин и девушек своей манерой общения. Даже если он и не доводит их до интимной близости, но он морочит им головы своим флиртом с ними. И, самое главное, он не помогает им приходить ко Христу, а пытается заменить им Христа собой. И делает это движимый плотью, а не духом. А это не священнодействие, а обольщение. Он ведёт себя не как царственное священство, а как жрец Ваала.
Итак, при Апостолах не было требования к священникам ни обязательного безбрачия, ни обязательного брака. Была оговорка, что одной жены муж. Но это не значит, что обязательно должен быть женатым. Ибо Апостол Павел превосходно служил Господу безбрачным и прославлял безбрачие. Но это значит, что если женат, то брак этот должен быть чистым, где он не блудник или много жен, но что у него есть только одна жена. Главный критерий профпригодности во священники - он должен быть исполнен Духа Святого и иметь доброе свидетельство о его образе жизни. А женат или не женат - то вторичное.
