Церкви и государство
Много обвинений доводилось читать от определенной категории верующих в адрес исторических церквей за то, что они пошли на встречу земным властям, когда те изьявили желание сделать Христианство государственной религией. Хорошо это было или плохо? Может лучше было бы, чтобы и дальше государство преследовало христиан? Чтобы государство навязывало язычество?
Я пытаюсь мысленно поставить себя на место тех предстоятелей церквей, к которым обратились представители земной власти с предложением о сотрудничистве. Отказался бы ли я на их месте? Сложный вопрос. Сотрудничать с миром нужно. Церковь должна освящать этот мир, в том числе и на уровне государства. Важно чтобы воля Отца воплощалась и на Земле, как и на Небе. Потому вставать в радикальную оппозицию к властям христиане не должны. Радикализм тот уместен против греха. Если земная власть совершает что-то греховное, то христиане должны этот грех обличать. Т.е., союз церквей с государством допустим только до той степени, пока государство не начинает вмешиваться в церковные дела и принуждать ко греху. Сам же выбор государством Христианства, как доминирующей веры, я нахожу за лучшее, чем жить в государстве, где доминирует языческая религия. Но и здесь не должно быть перегибов. Христианство не должно быть навязчиво и должнл учитывать существующее разномыслие среди христиан. Потому полного слияния с властью у церквей быть не должно. Должно быть влияние на власть через слово Божье. И когда в государстве законодательно закрепляется возможность того влияния на власть со стороны верующих христиан, это здорово. Но если законодательно утверждается влияние государства на церкви в вопросах веры - это очень плохо.
Оглядываясь назад и оценивая результат слияния церквей с государством, я для себя оцениваю тот союз неоднозначно. Там были и плюсы, и минусы. И я не знаю ни одной церкви (как деноминации), которая не вступив хоть в какой-то союз с государством смогла бы сохраниться до наших дней. Бог таких церквей не сохранил ни одной от древности. Периодически появлялись какие-то экзальтированные небольшие группы, уходящие от цивилизации в безлюдные места. Но они не имели никакого влияния на мир из-за своей экзальтированности. Потому и не могли просвещать этот мир. Лучшее, что пришло в мир, пришло именно через те церкви, которые смогли оказывать влияние на государство. Да, были и негативные моменты. Но то уже связанно было с человеческим фактором. Многое зависело от духовного уровня предстоятелей тех церквей. Не каждый из них дерзал обличать царей. Но такие были...
Также хотел бы сфокусировать свое внимание на участии христиан в политической жизни государства. Сегодня в большинстве систем доминирует выборная власть. У первых христиан власть была монархическая, не избирательная народом. Сегодня появилась возможность выбирать во власть людей, которые могут издавать Божьи законы. Самоустранение от выборов - это изначально отдать свой голос силам тьмы. Чем меньше людей доброй воли во власти, тем труднее им противостоять людям лукавым, а порой и просто безбожникам. Есть религиозные корпорации, у которых участие в выборах считается грехом. Дескать, политика не дело христиан. Бог Сам пошлел ту власть, которую сочтет нужным. Так СИ своим самоустранением от выборов содействовали приходу к власти в Германии Гитлеру. А в нынешней России своим безучастием они содействовали приходу к власти Путина и той Думы, которая запретила СИ. Как говорится, что сеяли, то и пожали. Потому другим верующим стоит задуматься, а стоит ли отдавать свой голос большему злу, при возможности избрать хотя бы меньшее зло, коли не видят они абсолютно доброго выбора. Потому что самоустранение от выбора власти - это тоже выбор. И в этом выборе человек отказывается делать все от него зависящее, чтобы в его стране в законах было как можно больше правды Божьей. Такой человек не только игнорирует молитву "Отче наш", где есть ревнование о том, дабы воля Отца была и на земле, как и на небе. Но такие люди еще и искушают Бога. Это подобно тому, как если бы человек находился на крыше дома при наводнении и вода поднималась все выше и выше. И появляется лодка, где человеку предлагают сесть в нее, чтобы спастись. А он отвечает, что он на Бога надеется, а не на лодку. И уплыла лодка, а он утонул. Бог, видя увеличение сил тьмы, которые рвутся к власти, предлагает верующим повлиять на процессы в мире и выбрать во власть достойных или хотя бы менее опасных, уж коли даже среди своих собратьев по вере они не видят ни одного достойного. А они заявляют, что не будут участвовать в тех выборах. Как Бог решит, так пусть и будет. Это типичное искушение Бога. Такие верующие не только себе подвергают опасности, но и свои семьи и семьи других верующих. А потом будут корчить из себя мучеников. Но только это не священномученичество, а страдание ща свои грехи. Как говорится, уста нечестивого заградит насилие. Искушающие Бога пожнут то, что сеяли...
2022.11.05
