Ну что же, решил для себя сделать некие выводы по теме, которая сегодня волнует многих. Знаю, что эту тему обсуждали на форуме уже много раз. Но лично меня тогда те обсуждения как-то не затрагивали. А вот сейчас видимо созрел, чтобы для себя в ней разобраться.

Про т.н., "чудо схождения Благодатного Огня" я услышал еще лет 20 назад. Прочитал о том на православных сайтах. Что-то такого рода:
Cуббота Страстной Седмицы. Чудо схождения Благодатного Огня

Скажу честно, отнесся равнодушно к этой новости. Я вообще не любитель искать чудес и знамений. Но и отвергать чуда не имел оснований. Потому сам в себе сказал: "Слава Богу, если это правда, что Бог и сегодня совершает такие чудеса!" Спустя какое-то время мне попалась статья, где дьякон РПЦ Андрей Кураев выложил информацию о том, что никакого чуда на самом деле не происходит, что есть просто торжественный праздничный обряд на Пасху, когда в Иерусалиме из Гроба Господня выносят Священный Свет, зажжённый от лампады, и раздают тот огонь всем присутствующим. Признаюсь, я был несколько обескуражен этой статьей. Почти все мои знакомые верующие православные не сомневались в чудо и верили в него. А тут такое заявление...

И вот недавно мне снова попадается на нашем форуме тема про т.н. "чудо схождения Благодатного Огня", где священник Самуил Агоян, представляющий армянскую патриархию в Храме Гроба Господня, рассказал в репортаже «Хадашот 2», как происходит «чудо благодатного огня». Отец Агоян, которому довелось трижды присутствовать в кувуклии храма при зажигании огня, честно сообщил автору репортажа Игалю Моско, что патриархи зажигают связки восковых свечей от масляной лампады, и ничего мистического в «благодатном огне» нет. «Бог творит чудеса, но не на потеху людям», пояснил священнослужитель.
Данное признание привело к бурным дискуссиям, а верящие в чудо схождения Благодатного Огня просто обвинили во лжи армянского священника. И тогда я решил для себя разобраться, так что же там происходит на самом деле. Забегая наперед сразу скажу, что я себя почитаю за православного христианина и не отделяю себя от Православной Церкви. При этом свое исследование начал с позиции, что я не знаю правду. И какой бы эта правда ни была, она никак не может повлиять на мою веру. Потому что моя вера никак не связана с историей про Благодатный Огонь. Если он действительно сходит и сходит от Бога чудесным образом, то я приму это как Божью истину. А если не найду тому подтверждений, то я честно перед своей совестью признаю, что фактов чуда не обнаружил.

Итак, прочитав много статей по теме от представителей разных сторон у меня нарисовалась такая картина. Каждый год на Пасху в Иерусалиме в Храме Гроба Господня происходит торжественное праздничное служение, на котором присутствую верующих разных христианских Церквей. При этом одна часть верующих приходит в Храм с верою, чтобы молиться о чуде, чтобы Бог совершил чудо и зажег сверхъестественным образом Благодатный Огонь. Вместе с тем другая часть верующих пришла не чудом, а для участия в благочестивом обряде, при котором из Гроба Господня выносят Священный Свет. Т.е., в один Храм люди приходят участвовать в двух разных церемониях. При этом верящие в чудо, наученные по статьям и книгам ПЦ, имеют у себя такое представление о происходящем. Они уверены, что в Гроб Господень входит исключительно лишь один представитель от Греческой Православной Церкви, а все остальные священнослужители, включая и служителя Армянской Апостольской Церкви, остаются вне Гроба. И когда молится православный патриарх, то только по его молитве Бог совершает чудо. Когда происходит чудо, то православный патриарх выносит зажженный Богом огонь и раздает его уже другим служителям. Однако представители Армянской Апостольской Церкви утверждают другое. В Гроб входят двое - православный служитель и представитель ААЦ. При этом верующие ААЦ ссылаются на документ, именуемый как "Статус-кво" (он есть в интернете), в котором прописана вся процедура проведения Праздничного Пасхального Служения, где четко прописано следующее: "Дверь тогда открывается, и Патриарх входит в Могилу (Tomb), сопровождаемый армянским Епископом." Так прописано в официальном документе, которым обязаны руководствоваться все, участвующие в церемонии.

Далее, находясь в Гробе Господнем два служителя совершают молитву по составленным молитвенникам. И вот мне стало интересно, а есть ли в молитве греческого патриарха упоминание о прошении совершить чудо, зажечь Благодатный Огонь? Ведь если в самом Храме огромное количество православных молится о том чуде, то просто не логично было бы, чтобы о том же не просил их патриарх! Мне предложили перевод этой молитвы на русский язык вот здесь:
Блог Самвела Макяна: Молитва греческого патриарха о "Благодатном огне"
Ничего о прошении чуда в той молитве нет.

Как же так? Официальная молитва, которую совершает патриарх Греческой ПЦ, фактически соответствует молитве армянского служителя. Нет в ней никакого прошения о чуде.

И что мы имеем? Мы имеем данность, при которой в Гроб Господень входят два служителя (один от Греческой ПЦ, другой от ААЦ). Имеем прямое признание армянского служителя, что никакого чуда они ни разу не видел (а участвовал он в служении 3 раза), и огонь оба служителя зажигали от горящей лампады, которую зажигали перед их входом.

А что говорит греческий патриарх? Обвиняет ли он армянского служителя во лжи? Нет, не обвиняет. Вот фрагмент из его интервью:

«Это очень древняя, очень особенная и уникальная церемония (ceremony) Иерусалимской церкви. Эта церемония благодатного огня (ceremony of the Holy Fire) происходит только здесь, в Иерусалиме. И это происходит благодаря самому Гробу Господа нашего Иисуса Христа. Как вы знаете, эта церемония благодатного огня - это, так сказать, изображение (enactment), которое представляет собой первую Благую Весть (the first good news), первое Воскресение Господа нашего Иисуса Христа (the first resurrection). Это представление (representation) - как и все священные церемонии. Как в Страстную Пятницу у нас обряд погребения, не так ли? Как мы погребаем Господа и т.д.»
"ИНТЕРФАКС-РЕЛИГИЯ": Рум Православный

Итак, даже непосредственный участник молитвы в Гробе Господнем ничего не говорит о чуде, но говорит о «представление (representation) - как и все священные церемонии». Значит и армянский служитель не обманывает. На Пасху в Иерусалиме в Храме Господнем происходит просто вынос Священного Света из Гроба Господня, как символ разливающейся благодати от нашего Господа и Спасителя, а не схождение с неба Благодатного Огня.

Верующим не нужно отчаиваться от правды. Не в чудесах и знамениях суть христианской веры, а во Христе, доставляющем в сердца на Него уповающих мир и благодать.