Настоятель храма св. царя-мученика Николая на Головинском кладбище Москвы (РПАЦ) протоиерей МИХАИЛ АРДОВ: "Борьба КГБ с РПЦЗ, как и следовало ожидать, закончилась победой КГБ и полным поражением Зарубежной Церкви" "Портал-Credo.Ru": 19 ноября исполняется 90 лет со дня образования Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Как бы Вы прокомментировали сегодняшнее состояние этой Церкви?
Протоиерей Михаил Ардов:
Я много раз на эту тему выступал. Во многом история РПЦЗ это история доблестная, хотя она не всегда была "на уровне". Например, первые два первоиерарха не увидели опасности в переходе на новый календарь и состояли в общении с еретическими Церквями, которые перешли на новый стиль.
Но у РПЦЗ всегда было как бы два главных постулата два главных достоинства. Во-первых, это был последовательный антикоммунизм, а во-вторых посильная верность Православию, святоотеческиму Преданию. Последнее не всегда удавалось, а антикоммунизм присутствовал, действительно, во все годы. Достаточно вспомнить письмо, которое Митрополит Антоний (Храповицкий) направил Генуэзской конференции, где он предупреждал цивилизованные народы, что коммунизм - это страшная опасность не только для России, но и для всего мира, и что если коммунистов не победить силой оружия, то это чревато печальными последствиями.
Но по этой самой причине на Лубянке боролись с РПЦЗ во все времена. Тем более что когда происходила так называемая "разрядка", "мирное сосуществование", то в Америке и в Европе либералы начинали кокетничать с коммунистами, а РПЦЗ всегда их обличала. И не только в безбожии, но и в жестокости, в преследовании христиан и т.д. Но эта, можно сказать, десятилетиями длящаяся борьба КГБ с РПЦЗ, как и следовало ожидать, закончилась победой КГБ и полным поражением Зарубежной Церкви, которая, по существу, сейчас уничтожена.
Эта победа ковалась с 1985 года после смерти св. Митрополита Филарета. Началась она с удаления из Синода РПЦЗ епископа Григория (Граббе) - стойкого защитника Православия и вообще Зарубежной Церкви. Затем, я думаю, кого-то из епископата Зарубежной Церкви запугали, кого-то завербовали, кого-то подкупили. И они ждали того, чтобы умерли те архиереи, которые бы этому категорически воспротивились. Это три Антония: Антоний (Синкевич) Лос-Анджелесский, Антоний (Медведев) Сан-Францисский и Антоний (Бартошевич) Женевский. Они не были совершенно небезупречны в православном отношении, но как антикоммунисты они были достаточно хороши. Когда они умерли, то уже завербованные, запуганные и купленные архиереи бесцеремонно вытолкнули на покой Митрополита Виталия (Устинова) человека достаточно наивного. Таким образом, РПЦЗ перевернула последнюю страницу и бесславно закончила свое существование как единое целое.
Теперь есть так называемые "осколки" у нас достаточно много юрисдикций, - но то, что было раньше, когда РПЦЗ во всеуслышание обличала и безбожие и современные ереси, этого больше не существует.
Каким Вы видите будущее "осколков" РПЦЗ? Возможно ли их объединение?
В очень малой мере. Но ведь то же самое происходит и в греческом Истинном Православии там тоже чуть ли не 16 Синодов.
Людям принципиальным даже при малейших разногласиях договариваться об объединении очень трудно, а беспринципным очень легко.
Во времена Вселенских Соборов очень часто бывали такие ситуации, когда православные находились в разных лагерях, но потом это сглаживалось, поскольку приходил император, созывавший очередной Собор, и примирение происходило. А в нашу эпоху, когда нет православных императоров, ничего подобного не может быть.
Мы живем в последние христианские времена. И думать, что какая-то подлинная Церковь будет благоденствовать это невероятно.
Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"
Протоиерей Михаил Ардов:
Я много раз на эту тему выступал. Во многом история РПЦЗ это история доблестная, хотя она не всегда была "на уровне". Например, первые два первоиерарха не увидели опасности в переходе на новый календарь и состояли в общении с еретическими Церквями, которые перешли на новый стиль.
Но у РПЦЗ всегда было как бы два главных постулата два главных достоинства. Во-первых, это был последовательный антикоммунизм, а во-вторых посильная верность Православию, святоотеческиму Преданию. Последнее не всегда удавалось, а антикоммунизм присутствовал, действительно, во все годы. Достаточно вспомнить письмо, которое Митрополит Антоний (Храповицкий) направил Генуэзской конференции, где он предупреждал цивилизованные народы, что коммунизм - это страшная опасность не только для России, но и для всего мира, и что если коммунистов не победить силой оружия, то это чревато печальными последствиями.
Но по этой самой причине на Лубянке боролись с РПЦЗ во все времена. Тем более что когда происходила так называемая "разрядка", "мирное сосуществование", то в Америке и в Европе либералы начинали кокетничать с коммунистами, а РПЦЗ всегда их обличала. И не только в безбожии, но и в жестокости, в преследовании христиан и т.д. Но эта, можно сказать, десятилетиями длящаяся борьба КГБ с РПЦЗ, как и следовало ожидать, закончилась победой КГБ и полным поражением Зарубежной Церкви, которая, по существу, сейчас уничтожена.
Эта победа ковалась с 1985 года после смерти св. Митрополита Филарета. Началась она с удаления из Синода РПЦЗ епископа Григория (Граббе) - стойкого защитника Православия и вообще Зарубежной Церкви. Затем, я думаю, кого-то из епископата Зарубежной Церкви запугали, кого-то завербовали, кого-то подкупили. И они ждали того, чтобы умерли те архиереи, которые бы этому категорически воспротивились. Это три Антония: Антоний (Синкевич) Лос-Анджелесский, Антоний (Медведев) Сан-Францисский и Антоний (Бартошевич) Женевский. Они не были совершенно небезупречны в православном отношении, но как антикоммунисты они были достаточно хороши. Когда они умерли, то уже завербованные, запуганные и купленные архиереи бесцеремонно вытолкнули на покой Митрополита Виталия (Устинова) человека достаточно наивного. Таким образом, РПЦЗ перевернула последнюю страницу и бесславно закончила свое существование как единое целое.
Теперь есть так называемые "осколки" у нас достаточно много юрисдикций, - но то, что было раньше, когда РПЦЗ во всеуслышание обличала и безбожие и современные ереси, этого больше не существует.
Каким Вы видите будущее "осколков" РПЦЗ? Возможно ли их объединение?
В очень малой мере. Но ведь то же самое происходит и в греческом Истинном Православии там тоже чуть ли не 16 Синодов.
Людям принципиальным даже при малейших разногласиях договариваться об объединении очень трудно, а беспринципным очень легко.
Во времена Вселенских Соборов очень часто бывали такие ситуации, когда православные находились в разных лагерях, но потом это сглаживалось, поскольку приходил император, созывавший очередной Собор, и примирение происходило. А в нашу эпоху, когда нет православных императоров, ничего подобного не может быть.
Мы живем в последние христианские времена. И думать, что какая-то подлинная Церковь будет благоденствовать это невероятно.
Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"

зидание Церкви еще в намерении, прежде самаго исполнения. Господь, как во многих случаях, для удобнейшаго вразумления нас о Божественных, непостижимых делах своих, уподоблял оныя обыкновенным делам человеческим, так и здесь уподобляет Себя хозяину, вознамерившемуся построить дом, или архитектору, обдумывающему построение здания. Надлежало между прочим подумать о прочности здания, и предусмотреть и предотвратить то, что могло бы вредить оному. И так Основатель Церкви смотрит в будущее. Видит, что врата адовы, отверстыя к земле грехом Адамовым, при создании и по создании новой Церкви Христианской испустят против нея новыя силы зла: полчища гонителей, сонмища еретиков, скопища разных соблазнов. Что-жь? Если здание будет повреждено до разрушения: то цель онаго не будет достигнута; и не будет охранена слава Божественнаго Создателя. Но слава Ему во веки! Он провидит и предустрояет лучшее: созижду, говорит, Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. Враги ея будут возставать на нее; будут иногда сильны; будут в некоторыя времена, в некоторых местах, торжествовать, отторгая у нея члены; а она будет страдать и болезновать, но решительно не одолеют ей. Долго ли? Без сомнения, до скончания века. Ибо если бы могли одолеть когда нибудь, то Провидящий времена до вечности, не мог бы сказать решительно, что не одолеют. Но чем Церковь побеждает и сохраняет себя непобедимою? Без сомнения, силою Божиею, благодатию Божиею. Следственно, если силы адския никогда не одолеют ея: то сие значит, что всегда в ней сохранится, и всегда спасительно действовать будет сила Божия, благодать Божия.
Комментарий