Настоятель храма св. царя-мученика Николая на Головинском кладбище Москвы (РПАЦ) протоиерей МИХАИЛ АРДОВ: "Борьба КГБ с РПЦЗ, как и следовало ожидать, закончилась победой КГБ и полным поражением Зарубежной Церкви" "Портал-Credo.Ru": 19 ноября исполняется 90 лет со дня образования Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Как бы Вы прокомментировали сегодняшнее состояние этой Церкви?
Протоиерей Михаил Ардов:
Я много раз на эту тему выступал. Во многом история РПЦЗ это история доблестная, хотя она не всегда была "на уровне". Например, первые два первоиерарха не увидели опасности в переходе на новый календарь и состояли в общении с еретическими Церквями, которые перешли на новый стиль.
Но у РПЦЗ всегда было как бы два главных постулата два главных достоинства. Во-первых, это был последовательный антикоммунизм, а во-вторых посильная верность Православию, святоотеческиму Преданию. Последнее не всегда удавалось, а антикоммунизм присутствовал, действительно, во все годы. Достаточно вспомнить письмо, которое Митрополит Антоний (Храповицкий) направил Генуэзской конференции, где он предупреждал цивилизованные народы, что коммунизм - это страшная опасность не только для России, но и для всего мира, и что если коммунистов не победить силой оружия, то это чревато печальными последствиями.
Но по этой самой причине на Лубянке боролись с РПЦЗ во все времена. Тем более что когда происходила так называемая "разрядка", "мирное сосуществование", то в Америке и в Европе либералы начинали кокетничать с коммунистами, а РПЦЗ всегда их обличала. И не только в безбожии, но и в жестокости, в преследовании христиан и т.д. Но эта, можно сказать, десятилетиями длящаяся борьба КГБ с РПЦЗ, как и следовало ожидать, закончилась победой КГБ и полным поражением Зарубежной Церкви, которая, по существу, сейчас уничтожена.
Эта победа ковалась с 1985 года после смерти св. Митрополита Филарета. Началась она с удаления из Синода РПЦЗ епископа Григория (Граббе) - стойкого защитника Православия и вообще Зарубежной Церкви. Затем, я думаю, кого-то из епископата Зарубежной Церкви запугали, кого-то завербовали, кого-то подкупили. И они ждали того, чтобы умерли те архиереи, которые бы этому категорически воспротивились. Это три Антония: Антоний (Синкевич) Лос-Анджелесский, Антоний (Медведев) Сан-Францисский и Антоний (Бартошевич) Женевский. Они не были совершенно небезупречны в православном отношении, но как антикоммунисты они были достаточно хороши. Когда они умерли, то уже завербованные, запуганные и купленные архиереи бесцеремонно вытолкнули на покой Митрополита Виталия (Устинова) человека достаточно наивного. Таким образом, РПЦЗ перевернула последнюю страницу и бесславно закончила свое существование как единое целое.
Теперь есть так называемые "осколки" у нас достаточно много юрисдикций, - но то, что было раньше, когда РПЦЗ во всеуслышание обличала и безбожие и современные ереси, этого больше не существует.
Каким Вы видите будущее "осколков" РПЦЗ? Возможно ли их объединение?
В очень малой мере. Но ведь то же самое происходит и в греческом Истинном Православии там тоже чуть ли не 16 Синодов.
Людям принципиальным даже при малейших разногласиях договариваться об объединении очень трудно, а беспринципным очень легко.
Во времена Вселенских Соборов очень часто бывали такие ситуации, когда православные находились в разных лагерях, но потом это сглаживалось, поскольку приходил император, созывавший очередной Собор, и примирение происходило. А в нашу эпоху, когда нет православных императоров, ничего подобного не может быть.
Мы живем в последние христианские времена. И думать, что какая-то подлинная Церковь будет благоденствовать это невероятно.
Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"
Протоиерей Михаил Ардов:
Я много раз на эту тему выступал. Во многом история РПЦЗ это история доблестная, хотя она не всегда была "на уровне". Например, первые два первоиерарха не увидели опасности в переходе на новый календарь и состояли в общении с еретическими Церквями, которые перешли на новый стиль.
Но у РПЦЗ всегда было как бы два главных постулата два главных достоинства. Во-первых, это был последовательный антикоммунизм, а во-вторых посильная верность Православию, святоотеческиму Преданию. Последнее не всегда удавалось, а антикоммунизм присутствовал, действительно, во все годы. Достаточно вспомнить письмо, которое Митрополит Антоний (Храповицкий) направил Генуэзской конференции, где он предупреждал цивилизованные народы, что коммунизм - это страшная опасность не только для России, но и для всего мира, и что если коммунистов не победить силой оружия, то это чревато печальными последствиями.
Но по этой самой причине на Лубянке боролись с РПЦЗ во все времена. Тем более что когда происходила так называемая "разрядка", "мирное сосуществование", то в Америке и в Европе либералы начинали кокетничать с коммунистами, а РПЦЗ всегда их обличала. И не только в безбожии, но и в жестокости, в преследовании христиан и т.д. Но эта, можно сказать, десятилетиями длящаяся борьба КГБ с РПЦЗ, как и следовало ожидать, закончилась победой КГБ и полным поражением Зарубежной Церкви, которая, по существу, сейчас уничтожена.
Эта победа ковалась с 1985 года после смерти св. Митрополита Филарета. Началась она с удаления из Синода РПЦЗ епископа Григория (Граббе) - стойкого защитника Православия и вообще Зарубежной Церкви. Затем, я думаю, кого-то из епископата Зарубежной Церкви запугали, кого-то завербовали, кого-то подкупили. И они ждали того, чтобы умерли те архиереи, которые бы этому категорически воспротивились. Это три Антония: Антоний (Синкевич) Лос-Анджелесский, Антоний (Медведев) Сан-Францисский и Антоний (Бартошевич) Женевский. Они не были совершенно небезупречны в православном отношении, но как антикоммунисты они были достаточно хороши. Когда они умерли, то уже завербованные, запуганные и купленные архиереи бесцеремонно вытолкнули на покой Митрополита Виталия (Устинова) человека достаточно наивного. Таким образом, РПЦЗ перевернула последнюю страницу и бесславно закончила свое существование как единое целое.
Теперь есть так называемые "осколки" у нас достаточно много юрисдикций, - но то, что было раньше, когда РПЦЗ во всеуслышание обличала и безбожие и современные ереси, этого больше не существует.
Каким Вы видите будущее "осколков" РПЦЗ? Возможно ли их объединение?
В очень малой мере. Но ведь то же самое происходит и в греческом Истинном Православии там тоже чуть ли не 16 Синодов.
Людям принципиальным даже при малейших разногласиях договариваться об объединении очень трудно, а беспринципным очень легко.
Во времена Вселенских Соборов очень часто бывали такие ситуации, когда православные находились в разных лагерях, но потом это сглаживалось, поскольку приходил император, созывавший очередной Собор, и примирение происходило. А в нашу эпоху, когда нет православных императоров, ничего подобного не может быть.
Мы живем в последние христианские времена. И думать, что какая-то подлинная Церковь будет благоденствовать это невероятно.
Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"
Комментарий