Бог есть! утверждает современный английский ученый-экспериментатор и Христадельфианин Алан Хейворд в своей книге «Бог есть! Может ли учёный верить в Бога?»
"Однажды американский писатель, доктор Айзек Айзимов выступал по радио. Его спросили:
- Кто, по-Вашему, был величайшим из всех ученых на Земле?
-Долго гадать не приходится, - ответил он. Большинство историков науки наверняка согласится, что величайший ученый всех времен Исаак Ньютон. (I. Asimov, Please Explain (Abelard-Schuman, New York, 1975)
Ньютон, этот интеллектуальный гигант в самой знаменитой из своих книг (Математические начала натуральной философии) дал математический расчёт движения планет солнечной системы. А закончил он так:
«Такое изящное соединение Солнца, планет и комет не могло произойти иначе, как по намерению и по власти могущественного и премудрого Существа»
В наши дни неверие торжествует. Не просчитался ли Ньютон, полагая, что доводы веры «всегда будут убеждать людей»? В современной Англии неверующие в большинстве. Ученый-атеист, сэр Джулиан Хаксли с радостью наблюдал подъем волны неверия:
«Сверхъестественное выметено из Вселенной Бог уже не всемогущий правитель. Теперь Он скорее напоминает исчезающую улыбку космического Чеширского кота (Religion without Revelation)
Но радовался Хаксли рано. И в двадцатом веке нашлось немало учёных, разделяющих взгляды
Ньютона.
Даже Альберт Эйнштейн, Ньютон 20-го века, писал:
«Знание о том, что существует непостижимые для нас проявления высшего разума и блистательной красоты (наш рассудок способен восполнять их лишь в самых элементарных фолрмах), - такое знание, такое чувство и есть подлинная религиозность. В этом, и только в этом смысле я глубоко религиозный человек (Albert Einstein, The World as I see It (Brodley Head, London, 1935, p.5) »
Эйнштейн, вероятно, не разделял Ньютонову веру в Библейского Бога. Но он соглашался с Ньютоном, что есть НЕКТО, чей разум управляет природой.
Вернер фон Браун, ведущий американский специалист по космонавтике часто приводил аргумент Ньютона: «Раз есть творение значит должен быть и Творец». Как учёный, фон Браун считал, что в 1970-м этот довод не менее убедителен чем в 1670-м.
В мире науки люди, подобные фон Брауну, - вовсе не исключение. Многие учёные наших дней убежденные христиане. В Англии, например, действует Христианский союз учёных; в него входит человек семьсот (I.Breach, Scientists who believe in God, New Scientist, 26 May 1977, p 478). Из множества учёных-христиан, которых я знаю, лишь несколько входят в этот союз. А остальные? Если бы мы подсчитали всех английских учёных, кто твёрдо верит в Бога, то наверняка оказалось бы, что их тысячи, а то и десятки тысяч.
Таковы факты. И тем не менее в журнале «Нью саентист» прочел:
«До сих пор распространено убеждение, что наука «опровергла» религию, что Дарвин забил последний гвоздь в гроб Бога, а последующие успехи науки и техники сделали возрождение религии невозможным. Поэтому учёному полагается быть неверующим.
Взгляд этот не имеет ничего общего с истиной. Опрос профессоров и исследователей, занимающихся как фундаментальной, так и прикладными науками, показал, что восемь из десяти учёных либо религиозные люди, либо придерживаются воззрений, которые никак нельзя назвать «научными» (New Scientists, 9 Okt. 1975, p 10)»
Даже если автор статьи и преувеличивает, называя цифру «8 из 10», факт тот, что поразительно много учёных и сегодня верят в Бога.
Что бы подумал Ньютон, вернись он к жизни сегодня? Разделил бы он взгляды Хаксли, воскликнув: « О, если б я только знал, к каким удивительным открытиям приведет развитие науки, я бы так не говорил!» ? Или же остался бы верен себе и стал рядом с Эйнштейном, Юнгом, фон Брауном и другими учеными двадцатого века? Конечно, мы можем только гадать. Но трудно представить, чтобы Ньютон поменял свою точку зрения. Верующие и неверующие были всегда. Достижения современной науки не дали решающего перевеса ни той, ни другой точке зрения. Часть этих достижений даёт аргументы в пользу неверия, а часть подкрепляет позиции христиан. Короче, основания для веры в Бога сегодня столь же серьёзны, как и во времена Ньютона. В этой книге я ставил перед собой две задачи: разобрать возражения неверующих и показать правоту христианства. Я старался писать эту книгу языком, доступным рядовому читателю. Кое-что пришлось упрощать: жертвовать точностью научных формулировок. Что поделаешь, издержки в таком деле неизбежны.»
Полный текст в pdf: Может ли учёный верить в Бога?
"Однажды американский писатель, доктор Айзек Айзимов выступал по радио. Его спросили:
- Кто, по-Вашему, был величайшим из всех ученых на Земле?
-Долго гадать не приходится, - ответил он. Большинство историков науки наверняка согласится, что величайший ученый всех времен Исаак Ньютон. (I. Asimov, Please Explain (Abelard-Schuman, New York, 1975)
Ньютон, этот интеллектуальный гигант в самой знаменитой из своих книг (Математические начала натуральной философии) дал математический расчёт движения планет солнечной системы. А закончил он так:
«Такое изящное соединение Солнца, планет и комет не могло произойти иначе, как по намерению и по власти могущественного и премудрого Существа»
В наши дни неверие торжествует. Не просчитался ли Ньютон, полагая, что доводы веры «всегда будут убеждать людей»? В современной Англии неверующие в большинстве. Ученый-атеист, сэр Джулиан Хаксли с радостью наблюдал подъем волны неверия:
«Сверхъестественное выметено из Вселенной Бог уже не всемогущий правитель. Теперь Он скорее напоминает исчезающую улыбку космического Чеширского кота (Religion without Revelation)
Но радовался Хаксли рано. И в двадцатом веке нашлось немало учёных, разделяющих взгляды
Ньютона.
Даже Альберт Эйнштейн, Ньютон 20-го века, писал:
«Знание о том, что существует непостижимые для нас проявления высшего разума и блистательной красоты (наш рассудок способен восполнять их лишь в самых элементарных фолрмах), - такое знание, такое чувство и есть подлинная религиозность. В этом, и только в этом смысле я глубоко религиозный человек (Albert Einstein, The World as I see It (Brodley Head, London, 1935, p.5) »
Эйнштейн, вероятно, не разделял Ньютонову веру в Библейского Бога. Но он соглашался с Ньютоном, что есть НЕКТО, чей разум управляет природой.
Вернер фон Браун, ведущий американский специалист по космонавтике часто приводил аргумент Ньютона: «Раз есть творение значит должен быть и Творец». Как учёный, фон Браун считал, что в 1970-м этот довод не менее убедителен чем в 1670-м.
В мире науки люди, подобные фон Брауну, - вовсе не исключение. Многие учёные наших дней убежденные христиане. В Англии, например, действует Христианский союз учёных; в него входит человек семьсот (I.Breach, Scientists who believe in God, New Scientist, 26 May 1977, p 478). Из множества учёных-христиан, которых я знаю, лишь несколько входят в этот союз. А остальные? Если бы мы подсчитали всех английских учёных, кто твёрдо верит в Бога, то наверняка оказалось бы, что их тысячи, а то и десятки тысяч.
Таковы факты. И тем не менее в журнале «Нью саентист» прочел:
«До сих пор распространено убеждение, что наука «опровергла» религию, что Дарвин забил последний гвоздь в гроб Бога, а последующие успехи науки и техники сделали возрождение религии невозможным. Поэтому учёному полагается быть неверующим.
Взгляд этот не имеет ничего общего с истиной. Опрос профессоров и исследователей, занимающихся как фундаментальной, так и прикладными науками, показал, что восемь из десяти учёных либо религиозные люди, либо придерживаются воззрений, которые никак нельзя назвать «научными» (New Scientists, 9 Okt. 1975, p 10)»
Даже если автор статьи и преувеличивает, называя цифру «8 из 10», факт тот, что поразительно много учёных и сегодня верят в Бога.
Что бы подумал Ньютон, вернись он к жизни сегодня? Разделил бы он взгляды Хаксли, воскликнув: « О, если б я только знал, к каким удивительным открытиям приведет развитие науки, я бы так не говорил!» ? Или же остался бы верен себе и стал рядом с Эйнштейном, Юнгом, фон Брауном и другими учеными двадцатого века? Конечно, мы можем только гадать. Но трудно представить, чтобы Ньютон поменял свою точку зрения. Верующие и неверующие были всегда. Достижения современной науки не дали решающего перевеса ни той, ни другой точке зрения. Часть этих достижений даёт аргументы в пользу неверия, а часть подкрепляет позиции христиан. Короче, основания для веры в Бога сегодня столь же серьёзны, как и во времена Ньютона. В этой книге я ставил перед собой две задачи: разобрать возражения неверующих и показать правоту христианства. Я старался писать эту книгу языком, доступным рядовому читателю. Кое-что пришлось упрощать: жертвовать точностью научных формулировок. Что поделаешь, издержки в таком деле неизбежны.»
Полный текст в pdf: Может ли учёный верить в Бога?
Комментарий