Умер главный противник объединения русской церкви митрополит Виталий

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Tuareg
    Adoring

    • 15 June 2004
    • 2880

    #1

    Умер главный противник объединения русской церкви митрополит Виталий

    В понедельник вечером около 19:45 мск в больнице канадского города Мансонвилль на 97-м году жизни скончался бывший первоиерарх единой Русской православной церкви за границей митрополит Виталий (Устинов).

    Как сообщили "Интерфаксу" источники в Русской зарубежной церкви, состояние здоровья митрополита Виталия резко ухудшилось еще на прошлой неделе.

    В течение долгих лет покойный владыка был первоиерархом РПЦЗ. Он был известен своей критикой по отношению к московскому патриархату за подчинение советской власти, экуменизм и прочее. В период руководства митрополита Виталия РПЦЗ начала открывать свои приходы на территории России.

    В 2001 году собор РПЦЗ отправил первоиерарха на покой в связи с его преклонным возрастом, однако потом владыка Виталий признал этот собор недействительным и снова был объявлен главой части РПЦЗ - так называемой РПЦЗ(В). За два месяца до его кончины в РПЦЗ(В) произошел новый раскол, однако имя митрополита Виталия как первоиерарха возносилось в трех независимых друг от друга церковных юрисдикциях.

    "Господь да упокоит его душу", - сказал "Интерфаксу" секретарь отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов, комментируя известие о кончине владыки Виталия. "Покойный митрополит отличался непримиримостью по отношению к церкви в Отечестве. Тем не менее, мы молимся о его упокоении", - добавил он.

    // Интерфакс
    Pentecostal Evangelical Сhurch

  • Нижегородов
    Ветеран

    • 20 July 2004
    • 2663

    #2
    Упокой Господи душу новопреставленного раба Твоего, митр. Виталия.

    Комментарий

    • Tuareg
      Adoring

      • 15 June 2004
      • 2880

      #3
      Последний архиерей царской России

      [28 СЕНТЯБРЯ 2006, 13:33] АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
      Митрополит Виталий (Устинов), скончавшийся в канадском городе Мансонвилле последний православный архиерей, родившийся еще в царской России. Однако почти всю свою жизнь почти 86 лет он прожил за границей, куда его вывезли 10-летним кадетом, когда войска генерала Врангеля эвакуировались из Крыма. Судьба митрополита трагична: долгие годы он делал все, что, по его мнению, должно было укрепить Русскую православную церковь за рубежом (РПЦЗ). А, будучи уже в преклонных летах, оказался вне этой церкви, которая стремительно продвигается по пути слияния с Московским патриархатом.

      Хотя именно владыка Виталий сделал для этого максимум возможного. Такая точка зрения кажется парадоксальной ведь бывший первоиерарх РПЦЗ был самым последовательным противником любых контактов с «красным», «кагэбешным» и «экуменическим» Московским патриархатом. Пока он находился во главе церкви (до 2001 года), не было и речи о том, чтобы руководитель «белой» зарубежной церкви встречался с кавалером советских орденов Алексием II.

      И все же Именно при митрополите Виталии РПЦЗ получила уникальный шанс завоевать симпатии российских верующих в ситуации, когда все официальные советские институты, к которым относилась и патриархия, находились в состоянии сильнейшего кризиса. Один из виднейших ее иерархов, митрополит Филарет (Денисенко), поднял бунт против недавних коллег, в кратчайшие сроки превратившись из гонителя украинской автокефалии в ее трибуна и предводителя. В печати появлялись статьи с разоблачениями агентурных псевдонимов почтенных митрополитов. На этом фоне «зарубежная» церковь выглядела градом на холме, в неприкосновенности сохранившим традиции православной России. Старые советские обвинения «зарубежников» в сотрудничестве с гестапо и ЦРУ выглядели совершенно нелепыми, как и вся официальная пропаганда, еще недавно бичевавшая «простака» Сахарова и «продавшегося» Солженицына.

      Но эта уникальная ситуация была использована РПЦЗ предельно неудачно. Во-первых, церковь начала спешно создавать в России конкурирующие с патриархатом приходы, которые заполнялись кадрами, не всегда достойными многие из священников были далеко не лучшими служителями церкви, подавшимися в РПЦЗ после конфликтов с собственными правящими архиереями. Первый же архимандрит, перешедший из патриархата к «зарубежникам», тут же был возведен в епископский сан несмотря на вполне советское прошлое, в котором были и сотрудничество с властями, и борьба за мир в официальном исполнении. Нет ничего удивительного, что сей архиерей епископ Валентин спустя несколько лет со скандалом ушел из РПЦЗ.

      Во-вторых, российским верующим Зарубежная церковь смогла представить «зады» семинарского богословия плюс монархизм столетней давности. Пусть временное, но все же сближение с черносотенной «Памятью» в первой половине 1990-х годов сделало РПЦЗ неприемлемой для интеллигенции.

      Таким образом, перспективы «зарубежников» внутри страны очень быстро свелись к нулю. Это совпало с вполне понятным и предсказуемым возрастным кризисом в церкви. От эмиграции первой волны остались единицы такие, как владыка Виталий, уехавшие из России в детском возрасте. Практически то же происходит сейчас и со второй волной, влившейся в РПЦЗ в военные и послевоенные годы. Третья волна проявляла мало интереса к архаичной церкви. А потомки эмигрантов обычно сливаются с западной публикой, часто забывая не только религию, но и язык своих предков.

      Все это привело к тому, что «зарубежная» церковь оказалась в тупике, из которого большинство ее епископата решило выйти самым простым способом договорившись с патриархатом об условиях относительно почетной капитуляции. А раз этому препятствовал упрямый престарелый предстоятель, то его без особых церемоний и почестей отправили на заслуженный отдых. Разгневанный митрополит порвал со своими бывшими подчиненными.

      Дальнейшие события вылились в трагедию старца, имя которого в своих интересах использовала две небольшие группировки, отколовшиеся от РПЦЗ. Одна в самые последние недели жизни митрополита, в свою очередь, раскололась на две непримиримо конфликтующие друг с другом части. Возникла драматическая ситуация: в мансонвилльском Спасо-Преображенском скиту, где находилась резиденция владыки, одна из группировок заняла свечную мастерскую, где и провела свой собор, а другая тем временем контролировала остальные здания, в том числе и покои митрополита. Обе предъявляли документы, на которых стояла подпись уже мало что понимающего старого и больного человека. И каждая группировка считала своим главой владыку, до которого, похоже, с большим трудом доходили резоны их ожесточенных споров и взаимных обвинений. Теперь, после смерти митрополита, все участники этого фарса лишаются последней символической связи со «старой» РПЦЗ.

      Похоже, впрочем, что имя владыки Виталия и дальше будет использоваться явно маргинальными деятелями для легитимации своей церковной позиции. Но вряд ли их баталии будут интересны людям, интересующимся церковной жизнью. Они запомнят другое первые послевоенные месяцы, когда молодой тогда иеромонах Виталий спасал советских граждан, которые оказались на севере Германии и подлежали выдаче на родину, где их ожидала, в лучшем случае, сибирская ссылка. Спасал, рискуя своей жизнью при неблагоприятном развитии событий его, «старого эмигранта», могли запихнуть в грузовик и самого отправить на расправу такие случаи были. И одного этого достаточно, чтобы имя покойного митрополита не только осталось в истории православной церкви, но и вспоминалось с уважением.

      Автор заместитель генерального директора Центра политических технологий
      Pentecostal Evangelical Сhurch

      Комментарий

      Обработка...