Наверное, некоторые скажут странный вопрос. Но на самом деле, этот вопрос задают себе многие. Известный проповедник Дерек Принс, до своего обращения был профессором философии в Кембридже. Профессионального философа трудно испугать сложными для понимания книгами, они их прочитывают тоннами, но вот Дерек Принс был приведён в тупик Библией. Он рассказывает, что не мог подобрать к ней ключ, не мог классифицировать к какому жанру относится эта книга. Он буквально боролся с Библией в течении девяти месяцев и много раз хотел забросить это занятие. Принс был одним из умнейших и образованнейших людей своего поколения, но со всеми своими знаниями не мог даже приблизится к пониманию Библии.


Когда изучаешь Библию возникает множество вопросов, которые остаются без ответа. Самый главный в моей интерпретации звучит так: Это, вообще, что такое?! Вот так, именно, с восклицательным знаком и полным недоумением в голосе. Потренируйтесь перед зеркалом в произношении (шутка). Библия не подпадает ни под одну категорию. Да, можно охарактеризовать отдельные книги, например, псалтырь, тут более менее понятно, что это стихи хотя бы. Но в большинство книг написаны непонятно с какой целью. Цель, какова она? Для чего это всё это писалось? Кем это было написано и каким образом это стало отдельной книгой Писания. Как понимать написанное? Библия это в большинстве случаев замок без ключа.


Хочу объяснить эту мысль на примере книге Судей, которую мы сегодня читаем. Большинство толкователей и комментаторов Библии скажут, что книга Судей это историческая книга, своего рода летопись народа Израильского. На первый взгляд это правдоподобная версия, но это только на первый. Когда изучаешь хронологию книги Судей возникают большие сомнения в том, что это летопись. Летопись должна подробно описывать все исторические периоды, но здесь не так. Некоторые исторические периоды очень важны, другие так себе, можно о них не писать.


Давайте, посмотрим на отрывок Судей 10:1-5. Этот отрывок содержит в себе пять стихов, но обозревает исторический период протяжённостью 45 лет. Скорее всего за эти десятилетия произошло множество событий, но о них ничего не написано. А вот история записанная до этого обозревает период протяжённостью три года, но этим трём годам Библия выделяет целую главу или 57 стихов. Итак, для 45 лет у нас 5 стихов, а для трёх лет выделяется 57 стихов, это странно. Ещё страннее, то что единственным важным событием, которое произошло в Израиле за эти 45 лет были, не войны, не политические события, нет, единственным важным событие, по мысли автора, было то, что у одного судьи было 30 сыновей, которые ездили на молодых ослах. Это замечательно, не правда ли?

Следующий отрывок это Судей 12:8-15. Этот отрывок охватывает период длинною в 25 лет. Этому времени Писание посвящает 8 стихов. Какие же интересные события произошли в этот период? Ага, у одного судьи было 30 сыновей и 30 дочерей. Своих дочерей выдал замуж, а для своих сыновей нашёл жён. Молодец, хороший судья. Времени даром не терял. Хотя свадьбы, согласен, дело хлопотное.

Одного судью из этого отрывка звали Авдон. У него было 30 сыновей и 40 внуков. Эти 70 человек ездили на 70 ослах. Хороша летопись, события-то все какие важные.



При внимательном прочтении становится понятно, что это никакая не летопись. И написана эта книга не для того чтобы дать представление об истории Израиля, а для чего-то другого. Это, становится очевидным хотя бы из приведённых выше фрагментов. Автор книги явно что-то хотел сказать этими цифрами 30 ослов, 30 сыновей, 30 дочерей. Ещё один странный момент состоит в том, что мы встречаем разные семьи, в которых ровно 30 сыновей и ровно 30 дочерей. Они обязательно должны ездить на ослах, которых (о, совпадение) тоже 30, а не ходить, например пешком. В книге судей я насчитал пятнадцать, ещё раз, целых пятнадцать! упоминаний числа тридцать. То тридцать ослов, то тридцать рубах, то тридцать сыновей. Книга Судей занимает (в моей библии) 28 страниц, трудно поверить, что в такой небольшой по объёму текст, случайным образом попали эти числа. Однозначно, у автора была какая-то цель и цель была конкретная, он хотел привлечь внимание и, возможно, что-то этим сказать, но что это? К чему обращается наше внимание? Загадка.


Человечество изучает Библию много столетий и кое-что мы о ней всё же знаем. Например, мы точно знаем, что если одно и то же событие описывается в Библии несколько раз, то значит это что-то очень важное. Например, жизнь Иисуса Христа описывается сразу в четырёх Евангелиях и мы знаем, что это, на самом деле, важнейшая часть Библии. Но давайте, вернёмся к книге Судей. В первой главе мы встречаем историю дочери Халева по имени Ахса. Небольшой отрывок всего в 4 стиха. Здесь дочь Халева просит у своего отца подарить ей кое-что на свадьбу. Отец соглашается и даёт ей. Мало того, что этот отрывок выбивается из общего контекста главы, так он ещё и дублируется в книге Иисуса Навина. Что здесь интересно так это то, что считается, что эти две книги написали разные люди. Почему разные люди посчитали историю про приданное дочери Халева важной? Кто такая Ахса? Она никого не родила, ни на что не влияла, про неё больше нигде ничего не сказано, кроме одного незначительного места в книге Паралипоменон. Понятно, что эта женщина и её история важны, но вопрос почему остаётся открытым?


Хотелось бы добавить ещё кое-что про Ахсу. Важным моментом, на мой взгляд является то, что Писание упоминает её имя. В другом посте я уже писал, что в Библии упоминание или не упоминание является не случайным. Тогда я приводил пример блудницы Раав и двух юношей, сейчас хотелось бы привести другой пример из книги Судей. Это история левита, который фактически начал и выиграл войну против колена Вениамина. Результатом этой войны было почти полное истребление целого колена Израилева. Важная это личность? Конечно, да. Тогда почему же мы не знаем как его зовут?


Читая историю этого человека видно, что его имя не упоминается специально. Чтобы не называть имя автор книги Судей подбирает слова, которыми описывается этот человек. В одном месте это левит с горы Ефремовой, в другом муж наложницы, господин и наконец человек, или тот человек. Видно, что автор сознательно подбирает слова чтобы не называть имя. Такой приём, кстати, встречается во многих книгах Библии. Итак, имя дочери Халева значимо, а имя левита неважно, вопрос почему? Ахса даже не историческая личность, а вот левит исторической личностью, однозначно, являлся. Неужели, когда весь Израиль собрался в Массифе, и перед всеми выступил этот человек, старейшины сказали: сейчас перед нами выступит безымянный левит? Нет! Имя этого человека знал весь Израиль, и помнил его ни одно поколение, это точно. А вот Библия имя этого человека не помнит. Ещё одна загадка.

Продолжение можно прочитать здесь