Знаете, очень больно мне слышать все это. Ведь во всем этом нет ни слова о Живом Боге! Бог распределен на части: иконы, обряды, традиции т.д. Люди не умеют молиться своими словами, они не могут сами воспринимать Слово. Они постоянно, как птенцы ждут пищи, они не ищут Бога, они привыкли довольствоваться заменой Бога. Это ужасно и страшно.
- Скажи, а почему для тебя важны иконы, мощи и все остальное?
- Как же, ведь все православные почитают иконы, вот у меня еще бабушкина висит. Правда, непонятно, кто на ней изображен: старая, стертая. Но батюшка сказал, что она намоленная, очень благодатная, не то, что сейчас некоторые бумажные выпускают, пусть висит.
Видимо, у этого батюшки есть измеритель благодати, совсем как градусник.
- У меня вон сколько икон! не без гордости сказала она.- И Казанская и Федоровская и Неупиваемая Чаша. А вот Ангел Хранитель, Святая Блаженная Ксения Петербургская, Матрона Московская, Целитель Пантелеймон, Георгий Победоносец.
- А без иконы ты можешь молиться?
Пауза, опять тот же взгляд.
- Ты что-то не то говоришь. Как-так без иконы? Это как сектанты что ли? На стенку молится? Куда смотреть-то? К кому обращаться? Без иконы я никуда. Витьке-сыну в армию тоже иконочку бумажную купила Иоанна-воина. Такой Святой, говорят, воинов оберегает!
-Катя, скажи, жив Бог для тебя, без икон, обрядов и всего остального? Почему ты не можешь молиться за сына самому Богу, без посредника? Разве Иоанн-воин сильнее Господа? Почему не встанешь перед Иисусом на колени за мужа-пьяницу? Зачем эта суета вокруг традиций и обрядов?
- Таня, ты что, в секту попала? Как ты можешь такое говорить? Как так без икон, куда молиться? Святые они ходатаи перед Богом за нас. Разве ты не знаешь, что мы настолько грешны, что только посредством их молитв Бог слышит нас недостойных! Вот скоро родительская, ты на кладбище-то пойдешь? А ты сходи, выкинь всю дурь-то из головы, похристосуйся с усопшими, закажи панихиду. Там батюшка будет дежурить на кладбище в этот день. Свечку на могилке поставь, яичко покроши для мертвых. Радоница ведь, нужно с умершими радоваться Пасхе! Или еще по-другому Красная горка!
-А почему так называется?
-Не знаю, от слова Радость ,наверное.
Я объяснила ей, что Радоница, или по иному Радуница это праздник, посвященный в древней Руси культу предков. Он отмечался во вторник на фоминой неделе. В этот день родственники умерших приходили на кладбище, приносили с собой кутью, блины, яйца, вино и поминали покойных прямо у могил. Остаток трапезы оставлялся для умершего на его могиле, чтобы с наступлением ночи он смог выйти и поесть. А Красная горка называется так потому, что в древности в этот день животные приносились в жертву Сварогу и место жертвоприношения, становилось красным от крови.
- Да ну тебя, где такой бред прочитала?
- В «Энциклопедии Языческих Богов».
- Так это не православная книжка!
- И праздник тоже не православный, но справляется же.
Вот такая беседа состоялась у меня со знакомой, которая считает себя ярой православной верующей. Она постоянно посещает храм и является одним из многих «потребителей» всех церковных обрядов и традиций.
А сейчас я хочу рассказать о себе
Я довольно тяжело шла по этому пути и лишь постепенно начала осознавать ненужность тех вещей, которые «разжигают в верующем желание к молитве» (так называют в православии необходимость икон , мощей и т.д.). Конечно, я не пришла домой после проповеди и не выкинула иконы. Я долго размышляла
Еще когда я была я студенткой Православного института и читала православные книги по истории Церкви, я боялась самой себе признаться в своих сомнениях и не хотела замечать многих очевидных фактов. Например, что когда Епифаний Кипрский (святой ,почитаемый Православной Церковью, 4 век от рождества Христова), увидел в храме изображение Христа, он сорвал эту завесу, порвал ее и купил чистую материю в храм взамен. Он считал недопустимым создавать такие изображения, потому что об этом написано в Священном Писании. И Епифаний не один задумывался над этим вопросом, иначе не было бы между отцами церкви споров относительно икон и не было бы движения иконоборчества еще в Византийской церкви в первых веках. Кстати , этот случай можно прочитать в книги А.Дворкина.»Очерки по истории вселенской церкви»
Иконоборчество религиозно-политическое движение в Византии в VIII начале IX веков, направленное против почитания икон. Иконоборцы считали священные изображения идолами, а культ почитания икон идолопоклонством. Чтобы это понять, нужно глубже изучить историю Вселенских соборов и историю того времени.
Безусловно, можно относиться к иконам, как картинам. Но не будем ли мы обманывать при этом сами себя? Такого рода привязанность часто становится неосознанной.
Я хочу привести один интересный пример.
Любой священник вам скажет, что после рукоположения каждый священнослужитель проходит ставленническую практику в течение определенного времени и поэтому часто служит.
Я проходила послушание в женском монастыре. И в это время там рукоположили одного иеромонаха. Он проходил практику в монастырском храме, служил все службы и утром, и вечером. Если кто-то посещал богослужение в православной церкви, то может вспомнить, что при входе в алтарь священник целует икону на двери алтаря.
Монастырская трапезная (столовая) состояла из двух комнат. В одной из них ели монашествующие и послушницы, а в другой священство. Чтобы попасть в трапезную духовенства, нужно было пройти через комнату монашествующих.
Однажды, во время обеда, этот священник-практикант прошел мимо нас, подошел к двери трапезной, где обедают священники, перекрестился, поцеловал дверь (без всяких на ней икон) и зашел в священническую трапезную.
Какой хохот стоял в монастырской трапезной, просто не передать. А сам батюшка еще долго сидел в той комнате, ждал, пока все разойдутся.
К сожалению и грусти, тогда ни кто не понял, что смеется над собой в частности
Многим людям тяжело даже помыслить о том, что нужно убрать из дома всевозможные иконки, календарики с изображениями святых. Я через это прошла и знаю, что это очень сложно психологически. Меня никто не принуждал в протестантской церкви убрать из дома иконы. Если вы встречаете таких людей, то они своего рода находятся в одержимости, в обладании навязчивой идеей, а это неправильно.
Апостол Павел сказал, что все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною .
Я начала думать и поймала себя на мысли, что независимо от того, сколько икон у меня в доме, я порой забывала даже «лоб перекрестить». Они не вызывали во мне стремления к молитве или какому-то особенному молитвенному состоянию. Единственное действие, к которому они меня сподвигнули - это регулярное протирание с них пыли, чтобы люди не осудили: вроде святыня, а в таком состоянии! И такое же отношение к иконам существует у многих людей! Если мне кто-то возразит, то он обманывает сам себя.
Далее я была смущена тем, что мой мозг начинал мне сопротивляться и зависать, когда я пробовала молиться своими словами. Вот так, просто закрыв глаза, предстать перед Богом! В голову лезли заученные молитвы, как по расписанию. Глаза невольно искали икону. Насколько же у меня впечаталась в разум манера так молится. И я подумала: «Господь, прости меня! Я не могу молиться, не глядя на иконы, пусть даже они и творение рук человеческих. Я не могу без иконы представить мысленно Тебя и предстать перед Тобой!».
Привычная стойка у киота с иконами позволяла не напрягаться в представлении себя перед Господом. Молитва из молитвослова, состоящая из чьих-то чужих слов, давала возможность не задумываться во время обращения к Господу. Мне было гораздо легче молиться «по-старому».
И тогда я ежедневно стала тренировать себя в молитве, именно тренировать. Понемногу молитва начала становится беседой с Богом, и я поняла истинный смысл высказывания многих Отцов ранней Церкви о том, что молитва это беседа чада с отцом. Господь это наш любящий Отец, настолько любящий, что за таких, как мы грешников не пожалел Сына своего единородного, Иисуса Христа. И, конечно же, Он хочет напрямую общаться с нами.
Разве вы бы хотели, чтобы ваш сын или дочь пришли к вам, но не желали вашего присутствия. Чтобы при разговоре с вами, они смотрели на вашу фотографию и разговаривали бы с вами по конспекту? А вы стоите рядом, вы живы, вы их любите, хотите поговорить. Ребенок и говорит с вами, но заученными, чужими фразами и обращаясь к вашему фото.
Господь жив, он не в углу в иконах он везде! И когда я это поняла, то спокойно убрала от себя все, что начало мне мешать в молитве и моем общении с Богом: иконы, молитвословы и личные убеждения основанные на обрядах и традициях.
Сказать, что я стала ярым противником икон, я не могу. Я положительно отношусь к ним, как к изображениям того или иного библейского сюжета.
Я могу с удовольствием посмотреть на живописные иконы Благословления детей, Тайной вечери, Моления о чаше, Сошествия святого Духа в день Пятидесятницы. Они напомнят мне изображенный на них евангельский сюжет. Но я уже, Слава Богу, не смотрю на иконы как на предмет почитания, поклонения и страха. Возможно, многих верующих мои слова неприятно удивят, но спешу вас заверить, что когда вы осознаете все, что я вам говорю, то почувствуете, необычайную легкость избавления от привязанности к традициям и обрядам. Конечно, можно сказать, опять же, словами апостола Павла: «все мне позволительно». Но можно и продолжить: «все ли полезно»? И сможешь ли ты увидеть в нужный момент грань между вседозволенностью и пользой?
А разве православными не обладает поклонение мощам? И даже некая гонка за святынями. Обратите внимание, что совершая паломничество по Святым местам, зачастую порой мы забываем о Боге! Не ужасайтесь этих слов! Давайте проанализируем.
Я предлагаю вам историю из моей личной жизни.
Будучи студенткой Богословского института, я согласилась помогать таскать плитку для дорожки к могиле преподобного Моисея Уфимского в Уфе на старом Демском кладбище. Собрались другие отзывчивые прихожане и стали мы работать.
Во время этого совместного труда я услышала всевозможные рассказы о том, как Моисей помог в тех или иных случаях. Я с удовольствием все это впитывала и вдохновлялась. Почитание всевозможных святых в то время мне казалось таким правильным! Одна женщина, которую звали Тамара, рассказала о том, как она набрала землю с могилы святого, принесла домой, зашила ее в пояс дочке и сама постоянно молилась этому святому, чтобы он помог ее девочке. Вскоре та успешно сдала экзамены.
Другая женщина рассказала, как она продала машину, причем покупатель нашелся прямо на кладбище. Он тоже пришел за чудом к Моисею. К кому обращались люди за помощью? К Богу? Нет! Они обращались к святому. О Боге речь даже и не шла!
Конечно, многие захотят мне возразить, что святые просят за нас Бога и Бог помогает нам. Но, например, когда ваш сын хочет есть, разве он просит своего или вашего хорошего знакомого попросить у вас для него еды. Это даже звучит странно. Для отцовских отношений это дико! Как так? Разве сын сам не может прийти к вам за помощью? Разве он не знает, что может на вас положиться, и для этого не нужны, другие посторонние люди? Так кто же помог этим женщинам? Безусловно - Бог!
Таким образом, в вашем подсознании развивается чувство постоянной необходимости в спасительных святынях, небесных заступниках, и т.д. Получается, что это вами обладает? Разве нет? Попробуйте хоть одну неделю обойтись без всех атрибутов, один на один с Живым Богом! Ощутите свободу молитвенного, искреннего общения с Богом без всяких икон и молитвослова.
Продолжение 3
Свернуть
X
Свернуть
здравомыслящая
редкость среди христианок
уважаю