Лексикологи теперь согласны, что греческое слово parakletos точнее переводится как "защитник". Слово восходит к para (вместе) и kletos (названы как одно) , отсюда: "тот, кто представляет интересы другого перед судьей; советник для защиты или защитник". В 1Иоанне2:1 слово так и переводится "ходатай", чтобы верно представить Иисуса как нашего защитника перед судом небесным, в то время как в Иоанне 14-16 употреблено "утешитель" с совершенно иным подтекстом. Уайклиф (около 1380 г.) был первым, кто употребил слово "утешитель", но в то время соответствующее английское слово значило "тот, кто укрепляет". Шестью веками позже, тем не менее, это слово стало обозначать того, кто "утешает" или "утоляет боль", а основное значение греческого слова было забыто. Таким образом, переводное значение "утешитель" должно быть отвергнуто, как, разумеется, и всякие другие надуманные вариации, изобретенные евангелистами, унитаристами и даже некоторыми Кристадельфианами.
Английский библейский комитет верно уловил сказанное и произвел соответствующие замены слова "утешитель" на "защитник" во всех случаях употребления слова parakletos в Евангелии от Иоанна. Если безоговорочно принять верный перевод, то его уместность в пяти высказываниях Иисуса о сошествии Св. Духа (Иоанн 14:16,17,26; 15:26; 16:7-11,13-15) легко воспринимается так как контекст увязывается с процессуальным судейским языком, а как раз об этом и идет речь в 1Иоанн 2:1, где встречается словоparakletos. Этот нюанс смутно подозревался и в прошлом, но не получил развития потому, что юридический смысл слова искали в римском и греческом праве вместо того, чтобы принять за основу еврейскую систему, в которой и кроются корни проблемы. Евангелие от Иоанна имеет еврейскую основу, а не греческую, а аргументация Иисуса базировалась на Законе и Пророках. Приняв к сведению еврейскую юридическую процедуру, основанную на Законе Моисея, легко видеть очевидность мотивации для употребления словаparakletos - "защитник".
По Закону улики за или против обвиняемого отбирались у свидетеля, и ни ответчик ни истец не имел права пользоваться услугами адвоката или советчика для ведения своего дела. Старейшины общины были и судьями (Второзаконие 19:12), обычно "восседавшие у ворот города". Именно они определяли виновность или невиновность, рассматривая улики и подвергая перекрестному допросу ответчика и свидетелей. В отличие от современных судов и вследствие патриархального уклада жизни большое значение придавалось знатности происхождения ответчика и свидетелей, что влияло на вынесимое решение. Если семья имела хорошую репутацию, то ее представитель привлекался одной из сторон для добавления весомости ее аргументам.
В Евангелии от Иоанна мы видим Иисуса ответчиком в "суде мира сего". ( В этом месте как раз в русском синодальном переводе значится "утешитель", тогда как дальнейшее подразумевает именно защитника. Поэтому разберем этот пример как если бы здесь было "защитник", т.е как в английском варианте - от переводчика). Как говорил Иисус: "Защитник, Дух истиныбудет свидетельствовать о Мне", а затем добавлял, обращаясь к апостолам "и вы будете свидетельствовать" (Иоанн 15:26,27). Когда апостолы предстали перед церковным и гражданским судом, Св. Дух выступил в их защиту (Марк 13:9-11; Матвей 10:17-20; Лука 12:11,12; 21:12-15) и они из обвиняемых превратились в обвинителей "И Он пришедши, обличит мир о грехе, и о правде, и о суде" (Иоанн 16:8). Сверх того, Дух вооружил их знанием и внутренним пониманием, необходимыми для защиты Евангелия от внешних посягательств.
Все это далеко отстоит от харизматической концепции Parakletos'а применительно ко всему, что было написано о Св. Духе; тем не менее все это пребывает в духе Писания, контекстуально связанном с учением Господа и без должной оценки этого невозможно правильно понять само учение. Поскольку нельзя наверняка утверждать, что слово parakletos использовано в метафорическом смысле применительно к "судебному" Иоанну14-16, то употребление личного местоимения при титуле, как в "Он наставит вас на всякую истину" (Иоанн16:13), может равным образом рассматриваться как фигуральное. Желающие персонифицировать "Защитника" идентифицируя его с самим Иисусом Христом, а то и с Михаилом - "ангелом Присутствия" (как, впрочем, с любым другим ангелом), заблуждаются, не принимая во внимание метафоричность образа.
Функции Защитника
Из следующей таблицы ясно видно, что все функции Защитника, обещаемые в Иоанне14-16, имеют феноменальную природу истинного чуда и могут быть отнесены исключительно к первому веку:
Иоаннн 14:16,17: Защитник будет непременно Духом-правдоносителем, т.е., сам явится
неким откровением (см. также 16:13).
Иоанн 14:26: Благодаря ему постигнуты будут доктрины Иисуса, недоступные доселе
их пониманию, и приведет к безошибочному толкованию всего ранее
сказанного Христом лично.
Иоанн 15:26,27: Он подтвердит богодухновенность учения, к которому они еще добавят
свои собственные свидетельства - также вдохновенные и столь же верные.
Иоанн 16:7-11: Он наделит их властью судить бесстрашно и мирскую греховность и его
праведность и суд его (ср. Марк13:9-11; Лука21:12-15; Деяния24:24-26).
Иоанн 16:12-15: "Он наставит (их) на всякую (т.е., на всю, какая есть) истину", бывшую
ранее совершенно недоступной их пониманию. Он также откроет им
величие их Господа и все, что он уже сделал и еще сделает для них, чтобы
и другие могли понять и восславить его.
Все это качества безусловно чудесные.
По всему по этому в Писании нет места не чудотворному parakletos'у. Нигде в учении Христа нет ни малейшего места той мысли, что Защитник разделит свою деятельность на чудотворную до конца первого века и на лишенную чудесного начала работу в последующие века - так сказать, "в невидимом присутствии благодати". Совершенно немыслимо, что когда Иисус обещал, что Св. Дух будет с апостолами всегда, то он имел бы в виду, будто позднее каким-то необъяснимым образом он изменит форму своего присутствия.
"Другой Утешеитель навсегда"
Не обращая внимания на все предыдущие рассуждения те, кто не согласен с изложенным взглядом на работу Святого Духа, настойчиво уповают на предполагаемое значение выражения Иисуса о том, что Защитник "пребудет вовек" (Иоанн14:16), как имеющее смысл "навечно". Это мнение упорно поддерживается несмотря на то, что на самом деле греческое "eis ton aiona", где aion представляет временной интервал неопределенной продолжительности и отнюдь не синонимом вечности. Точно та же греческая фраза встречается в Иоанне13:8 ("Петр говорит ему: Господи! Не умоешь ног моих вовек") и в 1Коринфянам8:13 ("если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек"). В этом и других примерах окончание периода времени, обозначенного как aion, однозначно относится к концу жизненного пути говорящего. В русском языке, по определению филологов, разбираемой фразе соответствуют слова "навсегда, окончательно".
Среди братьев общепринято считать, что когда Иисус обещал "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек" (Иоанн14:16), он подразумевал, что Св. Дух заменит его самого своим присутствием среди них. Но опрадано ли такое предположение перед лицом того факта, что сам Иисус никогда во время своего служения не отождествлял себя с первоначальным Утешителем? Защитник в качестве "другого Утешителя" идентифицируется Господом с "Св. Духом" и "Духом Истины", который, как это было показано выше, во всех своих многочисленных функциях призван был помочь апостолам в их служении после того как Господь их оставил. Целесообразно, поэтому, ожидать, что "первый" Утешитель был все тем же Св. Духом, играющим роль чудотворца. Таковы несложные выводы по этому делу с учетом того, что Дух "свидетельствовал во все время служения Господа не только "лично", но и через посредство апостольскую недолгую миссию проповедования и врачевания в Галилее и ее округе (Матвей10:1; Марк3:14,15; Лука9:1-5). Прежде, чем апостолы принялись за свою деятельность, Иисус обещал, что при необходимости Св.Дух обеспечит им защиту от религиозного и гражданского суда (Матвей10:17-20). После того как Иисус покинул их, это обещание было постоянно возобновляемо Св. Духом путем передачи им силы своего духа, позволявшей им по временам творить даже более значительные дела, чем это было дано Господу в свое время (Иоанн14:12).
В Иоанне14-16 видится несомненная поддержка этому взгляду - как в языке, так и в содержании. В Иоанне14:17, имея ввиду чудесные знамения, которым ученики только что были свидетелями, Иисус добавляет следующие слова (даются в пересказе, чтобы сохранить греческие временные формы, подвергающиеся изменениям в разных переводах): "(Отец даст вам)Духа Истины; которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами (т.е., пребывает в Иисусе, все еще находящемся среди них) пребывает (настоящее время) и в вас (когда Христос пришлет им Его от места своего присутствия при Отце) будет (будущее время)".
Часто дискутируемое выражение "чтобы он пребывал с вами всегда" - это уже разбиралось - означает "на всю вашу жизнь" и теперь приобретает особую значимость, поскольку резко контрастирует между новым ошеломляющим посланием и внезапным упразднением старого (Марк 6:30; Лука9:10, Матвей17:19). В свете сказанного краткая миссия в Галилее предстает как подготовительная к более значительной работе, когда ученикам придется "идти в мир" (Марк16:15) - при исполнении этого задания им откроется удовольствие наслаждаться сознанием надежности их дела, обеспечиваемой постоянным присутствием и помощью Св. Духа, ниспосланного Богом.
Защитник и "обитель"
В Иоанне14-16 в дополнение к специальному обещанию Защитника о сверхъестественной помощи апостолам через работу святых даров Господь Иисус обещал также в более общих терминах, что он и Отец "пребудут" с каждым, кто любит его хранит его слово: "Кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Иоанн14:23). В заключение предыдущей главы было показано, что Защитник был "излиянием вдохновения" от силы Св. Духа (в первом веке), посредством чего через верующих Бог участвовал в экклезиальной жизни и помогал свидетельствовать евангелию. И напротив, обещание "пребывания" Отца и Сына означало - по смыслу слова - некий постоянный опыт, посылаемый по большей части только верующим: это было (да и есть) духовным явлением, коренным образом отличающимся от простой работы по распространению, проводившейся Защитником. "И был Господь с Иосифом" (Бытие39:2.3.21) или "Господь был" с Давидом (1Царств18:12) - Он действительно был со всеми, преданно верившими Ему во все века, направляя и укрывая все их шаги к обретению вечного. Такая же надежная защита обещана и каждому верующему в Христа, - любящему его и следующему его слову, но с такой разницей, последовавшей от воскресения Господа: восславленный и превознесенный Сын теперь делит с Отцом постоянную заботу о верующих: "Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Иоанн14:23) - (Важно отметить, что греческое слово, переводимое в Иоанне14:2 как "обитель", является отглагольным существительным слова, употребленного в Иоанне14:23. Это, безусловно, помогает более цельному пониманию предмета).
Как, вероятно, заметили многие читатели, Христос часто основывал свои вдохновенные экскурсы, приведенные в Евангелии от Иоанна, на случаях или рассуждениях, имевших место в Старом Завете (н-р, Иоанн4 = И. Навин24; Иоанн7 = Исайе55). Невозможно, конечно, прямо ответить на предположение, что он поступал так всякий раз, когда это могло совпадать с темой ежедневных чтений евреев, но поскольку языковые связи между Новым и Старым Заветами все же обнаруживаются, то они помогают более ясному представлению о содержании Иоанна14 и ощутимо влияют на его интерпретацию.
С момента как Иисус вошел в горницу Тайной Вечери он был поглощен мыслью о предстоящем "отбытии к Отцу". Это многократно отразилось в Иоанне13:3; 14:28; 16:16,28. Каждый следующий шаг был частью того пути и исполнен муки, боли и страха. Агония в Гефсеманском саду, арест, допросы у Каиаффы, Ирода и Пилата, насмешки и угрозы, унизительное осмеяние толпы и так вплоть до финального торжествующего стона - все было необходимостью в цепи событий, приведших к искуплению и которые в конце концов дали Господу право воссесть в святом присутствии Того, кого он так любил и почитал. Даже еще в утро воскресения путь его не был окончен, ибо он сказал тогда Марии: "Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему" (Иоанн29:17). Вскоре после этого, однако, он уже мог воскликнуть: "Отче, Я иду к Тебе Пред лицем Твоим полнота радости".
Именно на основе этих знаний должны мы понимать Иоанна14. Иисус имел в виду долгий путь от Синая к Сиону со всеми превратностями пятисотлетнего хождения. Текстуально взаимосвязи можно проследить по таблице:
Второзаконие | Иоанн |
1:28 "Куда мы пойдем? Братья наши разслабили сердце наше". 1:29 "И сказал я вам: не страшитесь и небойтесь их". 1:31 "Господь, Бог твой, носил тебя, как человек носит сына своего, на всем пути, которым вы проходили, до пришествия вашегона сие место". 1:32 "Но и при этом вы не верили Господу, Богу вашему", 1:33 "Который шел перед вами путем - искать вам места, где остановиться вам, ночью в огне, чтоб указывать вам дорогу, по которой идти, а днем в облаке". |
14:5 "Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?" 14:27 "Да не смущается сердце ваше и да неустрашается". 14:2,4 "Я иду приготовить место вам А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете". 14:1 "Веруйте в Бога и в Меня веруйте". 14:3,4 "И когда пойду и приготовлю вам место, приду опятьА куда Я иду, вы знаете, и путь знаете". |
Когда Иисус в последний раз покинул храм, он пожалел о нем словами: "Вот, оставляется вам дом ваш пуст" (Матвей23:38). А в Иоанне14-17, незадолго до смерти, он поведал друзьям, что собирается учредить другой "Дом для Отца", в котором апостолы найдут окончательное пристанище для вечного служения и радости. Между тем, "местом обитания" Отца и Сына должно быть временное братство в совместном пути по "пустыне" до самого завершения нового храма и полной его готовности к "устроению в жилище Божием Духом" (Ефесянам2:22).
Такие рассуждения небезупречны, но истинность учения о Защитнике и месте его обитания теперь не вызывает сомнений. Дай Бог нам всегда придерживаться Старого Завета в нашем учении - он один является источником для христианских пророков; тогда и весь доктринерский туман рассеится.
РАБОТА*СВЯТОГО*ДУХА-УТЕШИТЕЛЯ