Вышла в свет книга моего друга Ури Шахара
("Мессианский квадрат"). Очень рекомендую.

А вот рецензия на нее:



ЧТО ЭТО БЫЛО? ЧТО ЭТО БУДЕТ?

Арье Барац

Что это? Что это было? Такой вопрос возникает у нас при всякой встрече со всем подлинно новым, со всем не укладывающимся в привычные понятийные рамки, со всяким художественным произведением, таинственное содержание которого перекрывает его наличный сюжет. Во всяком случае, вопрос этот возникает при чтении романа Ури Шахара «Мессианский квадрат», опубликованного в издательстве МЕТ. Что это было? Что это за «Квадрат»?
Стиль автора, хоть и простоват, но все же вполне свой; сюжет, вращающийся вокруг борьбы за нечаянно обнаруженную рукопись, яркий и местами даже захватывающий; персонажи живые и привлекательные. Возможно одних этих особенностей было бы вполне достаточно, для того чтобы обратить на этот роман внимание читающей публики. Однако все же не эта сторона «Мессианского квадрата» выделяет его среди тысяч прочих достойных произведений ежегодно пополняющих полки книжных магазинов.
Главное, и то что, на мой взгляд, способно превратить это сочинение в определенное событие это сочетание необходимых литературных данных с подлинными религиозно-философскими новациями, сочетание, дающее устойчивое ощущение соприкосновения с какой-то загадкой.
Случается, что герои романов сами пишут стихи и романы, которые включаются в текст основного авторского сочинения («Доктор Живаго», «Мастер и Маргарита»). Нередко в уста героев вкладываются относительно оригинальные идеи философского характера («Преступление и наказание»), но строгим, причем вполне революционным гипотезам, вроде бы нет места в художественном произведении. «Мессианский квадрат» представляет собой необычное исключение. Ненавязчиво, в доступной популярной форме его герои делятся с читателями неожиданными теориями, вполне заслуживающими особого и пристального рассмотрения в специальной литературе.
В интернете не так давно было выставлено сочинение Андрея Безродина «Конкордация» (http://bezrodin.com/), в котором автор проинтерпретировал евангельские разночтения в том смысле, что синоптики (т.е. евангелисты Матфей, Марк, Лука) и Иоанн описывают двух разных людей, двух разных Иисусов из одного и того же Назарета. В «Мессианском квадрате» приводятся подробности того, как Безродин пришел к своей необычной идее, и что еще более интересно, как он ее теологически осмыслил. Что это было? протирает глаза читатель Теология? Но если такой ход мысли возможен, что тогда вообще такое теология?
По напряженности сюжета «Мессианский квадрат», уступает «Коду Давинчи», однако в отличии от «Кода», лишь претендующего на революционное переосмысление евангельской истории (к тому же почерпнутое Дэном Брауном из чужого романа), «Квадрат» Ури Шахара такое переосмысление в самом деле содержит.
Не менее неожиданной и не менее убедительной выглядит гипотеза того, что за личностью основателя кумранской общины Учителя праведности скрывается... Иисус из Назарета, однако не тот, который был распят при Понтии Пилате, а тот который, по свидетельству Талмуда (Сангедрин 107 б) был отлучен при царе Яннае (103-76 гг до н.э). Другими словами Ури Шахар утверждает, что в Талмуде, так же как и в Евангелиях описывается не один, а два Иисуса из Назарета («квадрат»). Впрочем, в случае Учителя Праведности, по мнению Шахара прозвище «Аноцри» связано не с местом его жительства («из Нацрата»), а с насыщенным мессианской образностью словом «нецер», значащим «отрасль», «молодой побег» (И росток (нэцер) от корней его даст плоды Исайя 11:1).
Впечатляют также и эсхатологические вычисления героев. В последнее время немало говорится о «технологической сингулярности», то есть о некотором пределе технологического прогресса, связанного в первую очередь с развитием электронной техники. Исследователи отмечают геометрическую прогрессию темпов развития. Аналогичные расчеты героев «Мессианского квадрата», основывающиеся на иной (логарифмической) прогрессии, приводят к схожим результатам. Однако при этом они самым неожиданным образом обыгрываются с содержащимися в Талмуде пророческими сведениями о «конце истории». Герои приходят к выводу, что человечество пройдет через «точку омега» (к которой устремлен постоянно ускоряющийся прогресс) в период между 2030 по 2240 годы. Что это? Что это будет? недоуменно спрашивает себя читатель.