На православное Рождество «Новая-Европа» публикует воззвание священнослужителей и мирян РПЦ, остающихся в России и не принявших войны

Это исповедание веры составлено церковными людьми, священнослужителями и мирянами, которые по большей части проживают в России и приняли решение воздержаться от каких бы то ни было указаний на авторство. Каждый, кто разделяет содержащиеся здесь тезисы и готов поделиться ими с другими — устно или письменно, публично или в частном сообщении — может считать себя участником этого исповедания.
Явления, о которых говорится в этих тезисах, нарастали в нашей Церкви уже давно. Молчание церковных людей может восприниматься как согласие или принятие, и поэтому мы не имеем права молчать.

Мы, священнослужители и миряне, чада Русской Православной Церкви, — включая тех из нас, кто в настоящий момент рассеян по разным странам и принадлежит иным юрисдикциям, — веруем и исповедуем, что независимо от земных обстоятельств и требований земных властей мы все призваны свидетельствовать миру об учении Иисуса Христа и отвергать то, что несовместимо с Евангелием. Никакие земные цели и ценности не могут ставиться христианами выше или вместо истины, явленной в учении, жизни и личности Иисуса Христа.

1. О БОГЕ. О ЗАПОВЕДИ «НЕ ПРОИЗНОСИ ИМЕНИ ГОСПОДА БОГА ТВОЕГО ВСУЕ»

Мы, христиане, веруем в Бога, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. В Бога «Неизреченного, Непознаваемого, Невидимого, Непостижимого, Вечного, Неизменного», «пред Которым трепещут небо и земля, море и все, что в них» (Литургия св. Иоанна Златоустого, Чин оглашения перед таинством Святого Крещения).
Поражает легкость, с которой не только политики и журналисты, но и церковные служители употребляют имя Божье в своей риторике, бестрепетно приписывая и предписывая Творцу Вселенной, на чьей стороне Он должен быть в земных конфликтах и кого из земных владык поддерживать.
Такое использование имени Божьего в политических целях — не что иное, как нарушение заповеди «Не произноси имени Господа Бога твоего всуе» (Исх. 20:7).

2. О ЦАРСТВЕ БОЖЬЕМ. О НЕПРИЕМЛЕМОСТИ СМЕШЕНИЯ «БОЖЬЕГО» И «КЕСАРЕВА» И ПРЕВРАЩЕНИЯ ЦЕРКВИ В ОРУДИЕ ЗЕМНЫХ ВЛАСТЕЙ

Служение Христа начинается с проповеди о Царстве Божьем (Мф. 4:17). Весть об этом Царстве — сердцевина Его проповеди: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33). Христос учит, что это Царство отлично от всех земных государств: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36). Мы, христиане, являемся его гражданами: «Наше же жительство — на небесах» (Флп. 3:20). Мы молимся Богу: «Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10). За проповедь об этом Царстве земные власти и их служители обрекли Христа на смерть со словами: «Всякий, делающий себя царем, — противник кесарю… Нет у нас царя, кроме кесаря» (Ин. 19:12-15).
Мы знаем, что государство и институты поддержания правопорядка необходимы и неизбежны в этом мире. Они создают условия для нормальной жизни общества, сдерживая человеческую агрессию и преступность. Поэтому и апостол Павел, отвечая вопрошающим его, говорит, что Бог установил власть как институт поддержания правопорядка, сдерживающий делающих злое:

«Нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены… Начальник есть Божий слуга, тебе на добро… Он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:1-4).

Ценность этой земной власти — практическая и преходящая; она установлена не для того, чтобы построить на земле рай, а для того, чтобы, сдерживая делающих злое, не дать им превратить землю в ад.
Не отменяя практическое значение земной власти и обязанности христианина перед обществом, Христос ясно разграничивает земную власть и Царство Божье, отношения христианина с земными властями и с Богом: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21), «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10). Поэтому любое смешение «Божьего» и «кесарева», полномочий и задач земных властей с властью и царством Бога несовместимо с учением Христа.
Тем более несовместимо с верностью Христу такое положение дел, при котором Церковь превращена в идеологический отдел государственного аппарата, обслуживающий в качестве «скреп» политические нужды конкретного режима.
Нажмите на изображение для увеличения.

Название:	image.png
Просмотров:	124
Размер:	1.01 Мб
ID:	10634890

владимир путин во время Рождественского богослужения в храме Святого Георгия Победоносца в Москве, 6 января 2025 года. Фото: Вячеслав Прокофьев / Спутник / Kremlin / EPA


3. О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ДОСТОИНСТВЕ. О МНИМОЙ «ЕРЕСИ ЧЕЛОВЕКОПОКЛОННИЧЕСТВА» И О НЕПРИЕМЛЕМОСТИ ПРЕВРАЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В РАСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ

Мы читаем в Писании, что человек сотворен по образу Божьему (Быт. 1:26). Такого в Писании не говорится ни о нации, ни о государстве, ни о партии.

Мы читаем, что Бог не стыдится называть людей «детьми» и «братьями», которым Он уподобляется ради их избавления от рабства греху и смерти (Евр. 2:11-18). В Символе веры мы исповедуем, что Бог воплотился и стал человеком ради нас, людей, и ради нашего спасения. Но ни Писание, ни Символ веры не говорят нам, чтобы Бог воплотился ради величия или спасения нации, государства или партии.
По слову Христа, не только светские и общественные установления, но даже важнейшие религиозные установления и заповеди не могут считаться самоцелью, а существуют ради человека: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27).
Поэтому для учеников Христа человек превыше любой нации, государства или партии, — и это не какая-то «глобальная ересь человекопоклонничества», а следствие христианского учения о том, что человек есть образ Божий.
Превращение человека в инструмент, в «колесико и винтик», в расходный материал для государства или иных земных институций несовместимо с учением Христа.

4. О РАВЕНСТВЕ НАРОДОВ ПРЕД БОГОМ И НЕПРИЕМЛЕМОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОПРЕВОЗНОШЕНИЯ

Мы читаем в Новом Завете, что в новом человеке, в отличие от ветхого, «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем — Христос» (Кол. 3:10-11). В мире Нового Завета не может быть народов угодных и неугодных Богу: «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:34-35).

Любое уничижение одних народов и возвышение других, любые формы национального мессианства и национального самопревозношения несовместимы с учением Христа, тем более такие, которые под лозунгом «С нами Бог!» приписывают одному народу право решать судьбы других народов.

Поэтому мы не можем принять подмену христианских ценностей и смыслов геополитической повесткой, идеологией, которая на место веры во Христа ставит веру в «Русский мир», в особое предназначение русского народа и российского государства.
Подобная подмена низводит Бога до национального божества, сужает Православие до национальной русской религии и одного из аспектов национального самосознания. Она разрушает учение о вселенской природе Церкви и ведет к разрыву с другими поместными Православными Церквями. Но Церковь Христова больше любой поместной Церкви, в том числе и Русской Православной Церкви.
При такой подмене церковная терминология используется для политических целей. На место учения о единстве Православной Церкви ставится учение о «единстве Русской Церкви», а звучащие в околоцерковных документах слова о «триединстве русского народа», подстраивая богословскую терминологию Святых Отцов под нужды политического дискурса, придают политической концепции ложную видимость церковной доктрины.
Проявлением гордыни и духовной прелести является именование собственного народа «всемирным «Удерживающим», защищающим мир от зла» и «последним оплотом, удерживающим мир от пришествия антихриста». В бытии каждого народа Бог с дьяволом борется, и для каждого народа исход этой борьбы неизвестен до Страшного Суда.

Нажмите на изображение для увеличения.

Название:	image.png
Просмотров:	52
Размер:	1,016.5 Кб
ID:	10634891
Мужчина проходит мимо инсталляции с изображением российских боевиков и надписью «Если Бог за нас, то кто против нас?» во время уличной выставки «Мы несем мир!» в Москве, 4 июня 2024 года. Фото: Юрий Кочетков / EPA


5. О ЖИЗНИ ПО ЗАПОВЕДЯМ ХРИСТА И ЕЕ ПОДМЕНЕ «БОРЬБОЙ ЗА ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ»

Христиане призваны собственной жизнью свидетельствовать миру о нравственном учении Христа, которое изложено в Новом Завете. Но нигде в Новом Завете не сказано ни единого слова о том, что христиане должны навязывать какие бы то ни было ценности — нравственные, семейные, бытовые, политические или религиозные — «внешним», то есть не входящим в Церковь.

Апостол Павел, регламентируя нормы жизни первых христианских общин, отнюдь не заставляет христиан навязывать эти нормы «внешним» и, более того, призывает не порывать общения с теми из «внешних», кто не живет по этим нормам: «ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего… Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог» (1 Кор. 5:10-13).

Даже самые важные нравственные ценности христианства мы призваны проповедовать не силой, а только собственным примером.

Яростная «борьба» за то, чтобы силой принуждения и судебными преследованиями, принятием репрессивных законов и доносами навязать «внешним» «традиционные ценности», есть не что иное, как попытка завуалировать умаление во внутренней жизни самой Церкви таких подлинно христианских нравственных ценностей, как любовь, свобода, сострадание и милосердие.
Мы не можем считать христианской такую проповедь, в которой «традиционные» и «национальные» ценности подменяют и оттесняют на задний план и евангельскую нравственность, и заповеди Христа, и Самого Христа.