В прошлом номере журнала, в беседе с пастором Виктором Бейней, я затронула вопрос о том, как родителям справляться со своими детьми-подростками, которые уже начали пробовать наркотики или алкоголь. Сегодня мой собеседник Александр Аверьянов, пастор церкви «Свет жизни», а также руководитель христианского центра реабилитации для нарко - и алкопотребителей «Право на жизнь», расположенных в деревне Рудня Мозырского района Гомельской области.


Александр! Мы уже беседовали с Вами на страницах последнего номера нашего журнала за 2011 год и наши читатели в общих чертах ознакомились с деятельностью вашего реабилитационного центра. Очень хотелось бы узнать каким образом Вы, некогда наркозависимый с 12-летним стажем, не только справились с этим тяжким «недугом», но еще стали ревностно служить подобным себе людям?

Казалось бы, ничто не предвещало беды, которая в одночасье ворвалась в мою жизнь. Мои родители работали в сфере образования и по мере сил и знаний старались воспитать меня достойным членом общества. В школе я учился хорошо, преуспевал в спорте, слушался родителей и учителей. После окончания школы поступил в Минский политехнический институт, стал членом сборной БССР по одному из игровых видов спорта. Однако очень скоро в моей жизни произошел серьезный обвал: я стал наркоманом. Не смог устоять перед искушением попробовать «запретный плод»

Из института меня отчислили, потому что в один «прекрасный» день наряд милиции «накрыл» нас с дружками в общежитии прямо во время изготовления наркотиков. Последовал суд, и дальше моя жизнь стремительно покатилась по наклонной. После освобождения из тюрьмы зарабатывал деньги легальным путем, но наркотики все доходы съедали, и очень скоро я стал «криминальным элементом». Это были шальные 90-ые Все было позволительно, и все безнаказанно. Поначалу такая жизнь мне нравилась, но однажды, когда я лежал в наркологической клинике, столкнулся с психологической зависимостью. Это было ужасно. Депрессия и чувство одиночества давили на мой разум со страшной силой, в голове постоянно крутилась одна и та же мысль: «Уколись, уколись, уколись!» Теперь я знаю, что любая химическая зависимость вызывает психо-био-духовно-социозависимость, поражает сразу четыре жизненно важные сферы и избавиться от нее самостоятельно не по силам даже самому волевому человеку. Все 12 лет своей наркоманской жизни я был одиночкой. Друзья для меня перестали существовать, когда на моих руках умер лучший друг. Я пережил огромный стресс, ведь мы были с ним как братья! Тогда мне очень захотелось оставить наркотики. Обращался в различные клиники, к колдунам, кодировался не один раз. Но ничего не помогало. Наконец я согласился с мыслью, что умру наркоманом. Хотя я пережил две клинические смерти, из которых мне помогли выкарабкаться врачи, на этот раз решил свести счеты с жизнью уже наверняка, сделав себе «золотой укол». (Это большая доза героина передозировка, самая легкая смерть).

Но перед тем как уколоться вдруг вспомнил: когда-то верующие посещали меня в родительском доме, молились за мое освобождение. Это было в 1993 году, когда я собирал справки по месту прописки в Барановичах на первый суд. Что-то «щелкнуло» в моем разуме и я, отказавшись от мысли о смерти, поехал в Хойникский реабилитационный центр, что на Гомельщине, где спустя две недели все в моей жизни резко изменилось. Совсем недавно я, имеющий замашки лидера, всячески привлекал окружающих людей «подсесть на иглу», меня даже называли «идейным наркоманом». Теперь же я с не меньшим рвением стал говорить своим друзьям по несчастью о том, что существует совершенно другая чистая и радостная жизнь, что я сам чудесным образом прикоснулся к ней и теперь от всего сердца желаю освобождения для других. Я много молился о том, чтобы мне стать пастором церкви, сам до конца не понимая, что это значит. Окончив программу реабилитации, заключил завет с Господом, каждое воскресенье свидетельствовал в поместной церкви о своем освобождении, пел в группе прославления, хотя голоса у меня совсем нет. Мне так хотелось угодить моему Спасителю! Теперь я стал «идейным» христианином, потому что глубоко осознал, из какой страшной ямы достал меня Бог. А милостивый Господь все продолжал и продолжал творить в моей жизни чудеса. Очень скоро я женился, и почти сразу нас с женой пригласили в Испанию, служить в реабилитационном центре. Я не мог понять ничего! Ведь ровно год назад я стоял на краю пропасти, а сейчас Мало того, что Господь исцелил меня от ряда серьезных болезней, связанных с моей длительной наркозависимостью, Он еще подарил мне чудесную жену из Своей руки, открыв перед нами чудесные перспективы! В Испании нам купили дом, автомобиль, предложили финансовую поддержку в размере 1200 евро (десять лет назад это были большие деньги!) и при этом предложили не просто какую-то работу, а дело, которым мы с женой планировали заниматься всю свою жизнь! Это была первая и самая важная наша цель открыть реабилитационный центр для нарко и алко-зависимых. Вторая цель помочь хоть одному трудному ребенку навсегда распрощаться с дурными привычками, взяв его в свою семью.

В Испанию мы не поехали: Господу было угодно, чтобы я стал пастором поместной церкви в небольшой деревне Рудня, где вскоре был организован наш первый реабцентр
. Не буду говорить обо всех трудностях, с которыми нам пришлось столкнуться, но на сегодняшний день мы имеем уже несколько подобных центров. Церковь, где мы трудимся насчитывает сегодня 100человек, из них 63 человек являются членами. Некоторые воспитанники реабилитационного центра остались жить в Рудне. Недавно одна семья продали свою квартиру, переехали к нам, присоединившись к общине. Рудня из некогда «забитой» деревни, благодаря воле Божьей и молитвам церкви, превратилась в показательную деревню Беларуси. По президентскому проекту здесь построено несколько стадионов, детский сад, престижная общеобразовательная школа, восстановлена птицефабрика. Население в 960 человек полностью обеспечено рабочими местами. Председатель сельсовета, ранее отвергающий церковь, видя явные ответы на наши молитвы, очень тепло теперь относится и ко мне, как к пастору, и к верующим. В Мозыре мы открыли две домашние группы. Работаем с онкологическим и наркологическим диспансерами, ведем тюремное служение, навещаем больных психиатрической клиники, работаем с детским приютом, сотрудничаем с комиссией по делам несовершеннолетних.

В нашей семье воспитывается четверо детей. Мирослав, который в этом году пойдет в первый класс, наш родной ребенок. Руслан, Дима и Коля приемные. Старший, 16-летний Руслан, в этом году поступил в медицинский колледж. Недавно он принял водное крещение. Коле 13 лет, Диме 11 лет. Для нас с женой не является подвигом то, что мы взяли на воспитание зрелых и довольно трудных ребят, которых уже никто не соглашался брать. Мы приняли такое решение, и Бог обильно нас благословил. Мы счастливая семья!

Я знаю, что в июне Вы проводили очередной кемп «Ветер перемен» для трудных подростков. Расскажите о программе этого мероприятия.

Это третий по счету лагерь. У нас в Беларуси уже давно проводятся подобные профилактические мероприятия. Трудных подростков летом направляют в воинские части и в специальные школы, составляют для них особые программы. И поскольку к нашей церкви местные власти относятся весьма благосклонно, три года назад предложили таких детей привезти и к нам. Я разработал христианскую программу, которая включала в себя богослужения, библейские уроки и совместные молитвы. Решил так: разрешат проводить кемп на наших условиях, значит, будем его делать; не разрешат, пусть оздоравливают ребят сами. И к нашему большому удивлению исполком одобрил всю нашу программу! Третий кэмп мы проводили в течение 10-ти дней. Очень помогла нам молодежь из столичной церкви «Благодать». По сути, получился мини-реабилитационный центр с упрощенной программой, которая включала в себя моменты реабилитации и ресоциализации, а также трудотерапию. Каждый день с ребятами проводили библейские уроки, они посещали домашние группы и богослужения, проводились различные викторины и концерты. БРСМ обеспечил нас призовым фондом. На прошлом кемпе представители Союза молодежи даже приехали вместе со своими детьми на концерт группы «Спасение» из Бреста. Это была настоящая евангелизация!

А есть ли какие-нибудь положительные результаты от проведения лагеря?

Не знаю, как дальше будет, но пока, после кемпа, все ребята у нас на виду. Мы не хотим их потерять, поэтому думаем о том, как организовать для них отдельную группу в Мозыре. На учете в инспекции по делам несовершеннолетних сейчас состоят 170 трудных подростков. В этом году мы приняли в наш лагерь 8 из них в возрасте от 11 до 16 лет. И почти все они примирились с Богом. Четверо подростков начали ходить на молодежную домашнюю группу, несколько подростков из Мозыря 1 июля приезжали в церковь на водное крещение. Раньше в наш лагерь мы брали 15 человек, но это оказалось слишком тяжело для нас, после такого лагеря нам самим требовалась реабилитация. В этот же раз мы взяли меньше детей, однако смогли уделить им намного больше внимания. Если в прошлые кемпы для них было подарком, когда мы за плохое поведение отвозили их назад, то теперь такое предложение они воспринимали как наказание. Плюс ко всему на этот раз подростки как никогда раньше чувствовали себя полноправными членами нашей большой христианской семьи. Много внимания им уделяли не только местная молодежь и ребята из столичной церкви «Благодать», но и взрослые прихожане церкви. Вот один яркий пример. Сестра во Христе из нашей церкви, у которой есть свой бизнес, во время проведения кемпа самому вредному подростку Илье преподнесла дорогой подарок, покатала на своем «крутом» мерседесе, а один брат подарил свои наручные часы. Парень был на «седьмом небе»! Сейчас парнишка по собственной инициативе работает у нее в магазине, помогает делать ремонт. А женщина, в свою очередь, дружески беседует с ним на разные темы, вместе с ним читает Евангелие

Пока есть время, детей надо вырывать из-под влияния улицы, чтобы потом не навещать их в колонии. Ведь если подростки попадут в специализированную школу, а проще говоря, в похожую на тюремную системувсе у них в жизни может сложиться очень и очень печально. Если Илья будет и дальше себя хорошо вести, мы будем ходатайствовать за него перед местными властями, чтобы его не помещали в специализированную школу. Пока этот 13-летний мальчик довольно буйный и непредсказуемый. Однако тот факт, что сейчас он с видимым усердием помогает сестре во Христе в ее работе, а 1 июля приезжал на водное крещение к нам в церковь и сам вышел на покаяние, попросив, чтобы помолились за его освобождение от сквернословия и курения, уже говорит о многом. Теперь остается только усиленно молиться об этом ребенке, чтобы он навсегда выбрал жизнь с Богом

Я знаю, что в нашей стране повсеместно используется программа «Жесткая любовь альтернатива попустительству», согласно которой родители говорят ребенку-наркоману: «Мы тебя любим и поэтому говорим тебе: «Хочешь страдать страдай. Не хочешь ищи путь спасения». Я думаю, что этот принцип можно применить и к тем детям, которые возможно еще и не пробовали наркотики, но уже курят, пьют пиво, сквернословят, обманывают

Не только можно, но и нужно! Если в неблагополучных семьях наличие трудных детей явление как бы само собой разумеющееся, то в хороших семьях, тем более христианских, случаи приводов детей в милицию явление вопиющее. Для родителей таких детей программа «Жесткая любовь» наиболее актуальна. Была в нашем кемпе девочка из очень обеспеченной положительной семьи. Ее родители долгое время вместо того, чтобы проявлять твердость в отношении неблаговидных поступков дочери, занимались попустительством. Чтобы не запятнать будущее ребенка, нападали на учителей, всячески покрывая дочь. Говорили: «Ну понюхала она один раз клей. Зачем же все так раздувать?» На самом же деле они только усугубляли положение. Девочка повторила подобное еще раз, и еще и, наконец, попала к нам. К сожалению, подобные случаи происходят с подростками все чаще и чаще, поэтому считаю, что лучше сразу забить тревогу и согласиться сотрудничать с учителями. Пусть этот позор девочка, о которой я говорил ранее, испытает в 13 лет, а не в 18, когда уже полностью сформируется и будет «под кайфом» стоять на трассе, предлагая себя дальнобойщикам

Попустительство греху, будь-то употребление наркотиков, пьянство, блуд или вранье, в конечном итоге ведет только к его умножению. Нельзя зависимому от какой-либо греховной наклонности ребенку давать возможность диктовать родителям свои условия. Он пока не способен самостоятельно выбрать правильное направление для своей дальнейшей жизни.. Поэтому родители должны четко сказать своему чаду: «Ты живешь в родительском доме, питаешься на нашей кухне, значит, будешь жить по нашим правилам. Мы тебя любим и хотим тебе помочь». И если родители будут четко следовать правилам жесткой (не жестокой!) любви, тогда у них будет больше надежды на то, что их ребенок выберет жизнь!