Тантлевский И. Р. Книги Еноха. Сефер Йецира Книга Созидания - М.: «Мосты культуры-Гешарим», 2002
Арамейские фрагменты из Кумрана.
Еврейская книга Еноха, или Книга Небесных Дворцов.
Сефер Йецира - Книга Созидания
Эфиопская книга Еноха
В книге доктора философских наук И.Р. Тантлевского представлены первые русские переводы и исследования книг Еноха, которые оказали значительное влияние на развитие иудаистской и христианской Теологии, ангелологии, космологии, антропологии и психологии.
В данном издании представлен также перевод Краткой версии Сефер Йецира - Книги Созидания, одного из наиболее влиятельных сочинений мистикогностического толка в мировой истории мысли, оказавшего, в частности, значительное влияние на становление в развитие каббалистических доктрин.
Содержание
АРАМЕЙСКИЕ ФРАГМЕНТЫ КНИГ ЕНОХА ИЗ КУМРАНА
ПЕРВАЯ КНИГА ЕНОХА. ВВЕДЕНИЕ К ПЕРЕВОДУ АРАМЕЙСКИХ ФРАГМЕНТОВ ИЗ КУМРАНА
ФИГУРА ЕНОХА В ТРАДИЦИИ ДРЕВНИХ ЕВРЕЕВ. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 1 ЕНОХА
ЭФИОПСКИЕ И ГРЕЧЕСКИЕ РУКОПИСИ 1 ЕНОХА
КУMPАНСКИЕ РУКОПИСИ 1 ЕНОХА.
КУМРАНСКАЯ ОБЩИНА ИЕССЕИ
I. ОБНАРУЖЕНИЕ РУКОПИСЕЙ В РАЙОНЕ ХИРБЕТ-КУМРАНА. ДАТИРОВКА И КЛАССИФИКАЦИЯ МАНУСКРИПТОВ
II. РУКОПИСИ 1 ЕНОХА ИЗ КУМРАНА.
III. ЕССЕИ
IV. АРХЕОЛОГИЯ ХИРБЕТ-КУМРАНА
V. ОТРАЖЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПЕРИОДА ИСТОРИИ КУМРАНСКОЙ ОБЩИНЫ В АПОКАЛИПСИСЕ ЖИВОТНЫХ(1 ЕНОХ, глава 90)
VI. ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПЦИЙ ПРЕДЕСТИНАЦИИ И ДУАЛИЗМА В ИУДАИСТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЕССЕЙСКО-КУМРАНСКОГО КРУГА
VII. ОСОБЕННОСТИ КУМРАНСКО-ЕССЕЙСКОЙ СОТЕРИОЛОГИИ. ГОРОСКОПЫ КУМРАНИТОВ
VIII. МЕССИАНСКО-ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ ИЗ КУМРАНА И ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ БОЖЕСТВЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ МЕССИИ
IX. МЕЛХИСЕДЕК В ДРЕВНЕЕВРЕЙСКОЙ И РАННЕХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИЯХ. КУМРАНСКИЙ МИДРАШ МЕЛХИСЕДЕКА
X. АСТРОНОМИЧЕСКАЯ КНИГА ЕНОХА И КАЛЕНДАРЬ КУМРАНСКОЙ ОБЩИНЫ
Перевод арамейских фрагментов книг Еноха из Кумрана
1 Енох
Первый экземпляр текста
Второй экземпляр текста
Третий экземпляр текста:
Четвертый экземпляр текста
Шестой экземпляр текста:
Седьмой экземпляр текста
Астрономическая книга Еноха
Книга исполинов
ЕВРЕЙСКАЯ КНИГА ЕНОХА, или КНИГА НЕБЕСНЫХ ДВОРЦОВ (3 ЕНОХ)
ВВЕДЕНИЕ К ПЕРЕВОДУ ЕВРЕЙСКОЙ КНИГИ ЕНОХА
I. Название произведения и основные дошедшие до нас рукописи
II. Основное содержание
III. Время создания произведения
IV. Место создания
V. Еврейская мистическая традиция и 3 Енох
A. БИБЛЕЙСКИЕ ТЕКСТЫ
B. ЕВРЕЙСКИЕ ПСЕВДЭПИГРАФЫ
C. ТАЛМУДИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ
D. РУКОПИСИ МЕРТВОГО МОРЯ. МАЛКИЦЕДЕК И МЕТАТРОН
КНИГА ЕНОХА, НАПИСАННАЯ РАББИ ИШМА°ЭЛОМ БЕН-'ЭЛИШЕЙ\ ПЕРВОСВЯЩЕННИКОМ, ИЛИ ЕВРЕЙСКАЯ КНИГА ЕНОХА
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ: Рабби Ишма"эл восходит на небеса, чтобы узреть видение Меркавы; Метатрону поручается Господом покровительствовать ему.
ГЛАВА 2. Ангелы высших рангов задают Метатрону вопросы, касающиеся рабби Ишма 'эла
ГЛАВА 3. У Метатрона семьдесят имен, но Бог называет его «Отрок»
ГЛАВА 4. Метатрон идентифицируется с Енохом, который был взят на небеса в период поколения Потопа
ГЛАВА 5. Господь удаляет Шехину от земли из-за идолопоклонства поколения Еноха
ГЛАВА 6. Енох поднимается вместе с Шехиной. Ангелы возражают по поводу появления Еноха на небесах. Бог отвечает им
ГЛАВА 7. Енох поднимается на крыльях Шехины ко Дворцам Трона, Меркавы и ангельских воинств
ГЛАВА 8. Врата небесных сокровищниц открываются для Метатрона
ГЛАВА 9. Енох получает благословения от Всевышнего и удостаивается ангельских атрибутов
ГЛАВА 10. Бог усаживает Метатрона на троне у дверей седьмого Дворца и объявляет через Своего вестника, что с этих пор Метатрон является представителем Бога и правителем над всеми князьями царств и всеми детьми небес, за исключением восьми высших князей, в именах которых присутствует Имя YHWH Имя их Царя
ГЛАВА 11. Бог открывает Метатрону все тайны и секреты
ГЛАВА 12. Бог одевает Метатрона в одежды Славы, возлагает царский венец на его главу и называет его «Малым YHWH»
ГЛАВА 13. Бог пишет на венце Метатрона огненным пером космические буквы, через которые были сотворены небеса и земля
ГЛАВА 14. При виде возложения венца на голову Метатрона небожители вострепетали
ГЛАВА 15. Метатрон трансформируется в огонь
ГЛАВА 16. Метатрон и 'Ахер
ГЛАВА 17. Князья семи небес, солнца, луны, звезд и созвездий и их ангельские свиты
ГЛАВА 18. Ангельская иерархия
ГЛАВА 19. Рихби'эл, князь колес
ГЛАВА 20. Хайли'эл. князь хаййот
ГЛАВА 21. Хаййот
ГЛАВА 22. Керуви'эл. князь керувимов
ГЛАВА 23. См. Приложение
ГЛАВА 24. См. Приложение
ГЛАВА 25. 'Офанни'эл, князь офаннимов
ГЛАВА 26. Серафи эл, князь серафимов
ГЛАВА 27. Радвери'эл, хранитель небесной Книги памятных записей
ГЛАВА 28. Стражи и Святые
ГЛАВА 29. Имена Стражей и Святых
ГЛАВА 30. Небесный Суд
ГЛАВА 31. Справедливость, Милосердие, Истина
ГЛАВА 32. Меч Суда
ГЛАВА 33. Небесное судебное разбирательство
ГЛАВА 34. Круги вокруг хаййот
ГЛАВА 35. Лагеря ангелов
ГЛАВА 36. Ангелы омываются в огненной реке
ГЛАВА 37. Четыре колесницы Шехины
ГЛАВА 38. Вселенское волнение при пении Кедушши
ГЛАВА 39. Священные Имена
ГЛАВА 40. Кедушша
ГЛАВА 41. Вселенские буквы
ГЛАВА 42. Вселенское могущество Божественных Имен
ГЛАВА 43. Души праведников
ГЛАВА 44. Души нечестивцев и тех, кто находится в промежуточном состоянии между праведностью и нечестием
Души патриархов
ГЛАВА 45. Небесный Занавес
ГЛАВА 46. Духи звезд
ГЛАВА 47. Духи наказанных ангелов
ГЛАВА 48(A). Деснииа Господа
Приложение к 3 Еноху:
ГЛАВА 15В. Вознесение Моисея
ГЛАВА 22В. Небесные числа
Небесная Кедушша
ГЛАВА 22С. Небесные меры
Небесная радуга
ГЛАВА 23. Ветры Бога
ГЛАВА 24. Колесницы Бога
ГЛАВА 48В. Имена Бога
ГЛАВА 48С. Краткое описание вознесения Еноха
ГЛАВА 48D. Семьдесят имен Метатрона
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ: БИБЛЕЙСКИЕ КОНЦЕПЦИИ БЕССМЕРТИЯ ДУШИ И ЗАГРОБНОГО ВОЗДАЯНИЯ И КНИГИ ЕНОХА. РЕФАИМЫ, ЕССЕИ И ТЕРАПЕВТЫ
СЕФЕР ЙЕЦИРА КНИГА СОЗИДАНИЯ
БИБЛИОГРАФИЯ
Приложение: Эфиопская версия книг Еноха

Не знаю как для других, но Каббала с намеком на намеке такая занудная занудность, хуже сочинений Св. отцов, со схоластикой на схоластике...
А так Книги Еноха в семинариях проходят, изучают...
С поздней античности крупнейшие христианские Церкви и синагога признавали один и тот же корпус текстов Танах/Ветхий Завет как Слово Божье. Со времен Иеронима многие христианские авторитеты считали, что боговдохновенным является в первую очередь Hebraica veritas[1], сохраненная синагогой, и с благодарностью обращались к еврейской* учености, чтобы лучше понять ее. Это общее Писание часто рассматривается как сила единства, как краеугольный камень иудео-христианской *традиции. В этом заявлении есть очевидная истина, но оно не отменяет того факта, что общая Библия является также источником раскола и разногласий. Каждая из двух религий интерпретирует одно и то же Писание совершенно по-разному. Поистине и это ключевой тезис настоящей статьи каждая религия склонна толковать общую для обоих Библию таким образом, чтобы исключить толкование другой стороны и тем самым разрушить библейские основы ее веры. Зачастую это означает, что христианские* чтения ключевых отрывков Ветхого Завета созданы с явной или неявной отсылкой к еврейским чтениям тех же отрывков и предназначены для того, чтобы подтвердить истинность христианства и отвергнуть любые преимущества, которые могут получить из них иудейские оппоненты. Это действует и в обратную сторону. Иными словами, между двумя экзегетическими традициями существует мощная взаимосвязь, которую последователи каждой из них должны всегда принимать во внимание.
Источник: Alexander, Philip. In The Beginning: Rabbinic And Patristic Exegesis of Genesis 1:1. In The Exegetical Encounter Between Jews and Christians in Late Antiquity, edited by Emmanouela Grypeou, and Helen Spurling, 1-14. Leiden: BRILL, 2009