Одна из "вставных", сокровенных глав (нумерация пунктов - по изданию с комментарием Сулам):

В кругу Скинии (Идра де-Мишкана)


520. Учили мы о Тайне тайн: Милостью и Доблестью обустраивается Голова Царя. С той Головы свисают Волосы, Волосок над Волоском, и все они суть протяжённости, которые соединяют вышних с нижними. И господа господ и те, кто истиной владеет, и те, кто взвешивает на весах, стенания и плача господа, вершители суда и милосердия, и Вкусы Торы, и Тайны Торы об очищении и осквернении, все называются Волосами Царя те протяжённости, которые протягиваются от Царя Святого, и все они исходят от Древнего Сокрытого.

521. Чело Царя есть обличенье грешников. Когда деяния их обличаются, и раскрываются грехи их, тогда и называется Челом Царя. И это значит: Доблесть ожесточается в Судах своих и в стороне своей распространяется. И это отличье от Чела Древнего Святого, который называется Желанием.

522. Очи Царя Надзор над всем, Надзор над Вышними и Нижними, и Надзирателями называются все они. В Очах Цвета соединяются, и этими Цветами называются все эти Надзиратели Царя, и каждый пути его согласно, и все Цветами Ока называются. Каков Надзор Царя, такие пробуждаются Цвета.

523. Бровями Очей называется Место, где всем Цветам, что надзирают, вверяется Надзор. Вот, Брови по отношенью к Нижним высоты для Надзора от той Реки, которая исходит и течёт. И это Место, чтоб из той Реки извлечь и Белизною Древнего омыться, от Молока, исшедшего от Матери. Когда простирается Доблесть, а Очи Цветом красным пылают, светит Древний Святой Белизною своей и в Матери воспламеняется, и она Молоком наполняется и вскармливает их. И омываются все Очи тем Молоком, что непрестанно от Матери исходит и течёт. И сказано об этом: в молоке они купаются, в материнском Молоке, которое исходит непрестанно, непрерывно.

524. Нос Святого Царя украшение Лика. Когда простираются Доблести и соединяются в одно, они это Нос Святого Царя. И эти Доблести, в одной соединяясь Доблести, исходят. Когда же пробуждаются Суды, исходят со стороны своей, они благоухают не иначе, как дымом Жертвенника, и сказано тогда: и обонял Господь приятное благоухание. Иное Нос Древнего, который не нуждается, поскольку Нос Древнего зовётся долготерпеливым ко всему, и это Свеченье Мудрости сокрытой зовётся Его Носом, иначе Славою, как сказано: Славы Моей ради тебя обуздаю. На то же царь Давид указывал: Слава Давиду

525. Уши Царя когда Желание есть, и вскармливает Мать, и светится Древнего Святого свечение, двух Мо́згов пробуждается свечение, а также свечение Отца и Матери. И все они зовутся Царя Мозгами, и как один воспламеняются. Когда же как один воспламеняются, зовутся Ушами Господа, и принята тогда молитва Исраэля. И пробуждается тогда Добро и Зло, и пробужденьем этим пробуждаются Крылатые, что принимают Мира голоса, и все они зовутся Ушами Господа.

526. Лик Царя свечение Отца и Матери. В своём распространеньи они светят, кружат и полыхают в этой Голове Царя. И о Царе тогда от них Свидетельство нисходит. Царя же Облик драгоценнее всего. И Милость с Доблестью из Головы на нём покоятся. И делятся Отца и Матери Света́: Свет Отца на три Све́та, а Матери на два, это пять. Милость и Доблесть в Свете одном, это шесть. А после увенчивается Милость и полыхает, двумя Света́ми светит, это восемь. А после увенчивается Доблесть, светя одним, это девять. Когда же все Света соединяются в одном, зовутся Обликом Царя, и сказано тогда: Господь как богатырь выйдет, как браней муж, и ревность возбудит.

527. Губы Царя. Как мы учили, когда светит Свет Отца, тремя Светами светит Он: от Света одного светит Высшая Милость, от Света одного светит Свет, который Мозгом Царя называется, а Свет один свисает, доколе Свет Матери светить не будет. Когда же будет он светить, светить пятью Светами будет он.

528. Чем светит? от одной Тропы сокрытой, потаённой, к которой прилепляется Отец, как сказано: тропа неведома стервятнику, как Муж к Жене прилепляется. И зачинает она, и рожает, и испускает пять Светов. От этих пяти Светов отчеканиваются Пятьдесят Врат со множеством Светов. Их пятьдесят, а им напротив в Торе 49 Ликов чистых, 49 Ликов замутнённых. И остаётся ещё один, который освещает всё. И этот, от Отца, свисал. Когда соединяются в одно и облачаются в Царя, Губами Царя называются. И потому Он изрекает Истины слова.

529. Уста, в которых он подвешен разверстье Уст. Что есть Уста? Познанье, утаённое в Устах Царя, и называется оно Великолепием. Распространение Великолепия. И все сокровища и все Цвета соединились в нём, как сказано: и знанием наполнятся покои. И это Знание утаено оно в Устах Царя и наполняет все Покои и Притворы. Когда же пробуждается тот Свет, исходит он, и называется тогда Устами Господа. А Губы, те два Света Отца и Матери, в тот час, когда встречаются со Светом Знания, соединяются в одно, и изрекаются слова в Истине, Мудрости, Понимании и Познании, и все слова Святого, благословен Он, ими изрекаются тогда.

530. И светят эти три, и входят вовнутрь и вовнутрь. И украшаются одним. Когда же в Украшении одном соединяются, зовутся нёбо его сладость. И это Нёбо Царя, и Сладостью Царя зовутся. И сказано об этом: вкусите и увидите, как благ Господь. От Нёба этого зависят все вельможи и управители Царя, как сказано: и дуновеньем Уст Его всё их воинство.

531. В этом Нёбе пребывает полнота всего, а потому и в Буквах всех, что в этом Месте, мы видим полноту. Алеф-Хет-hЕй-Айн. Алеф Свет Древнего Святого, скрытого из всех сокрытых. Хет Свет Мудрости, которой не найти, к которой не прилепиться, как сказано: не ведомо человеку обиталище её. hЕй Свет Матери, что светит, опускается, выходит и напояет всё, и вскармливает сынов, доколе не наступит срок помазанья, и наполняет Праведника, который с Нижнею Женой соединяется, и от него она благословляется не разлучаются они. Белое извнутрь Красного, как сказано: гора мирровая, холм фимиама. Айн Свет семидесяти Ликов, которые питаются тем Дуновением, которое из Уст исходит, которые суть семьдесят Имён Святого, благословен Он. И, соответственно им на Земле, всех душ дома Яакова, что пришли в Египет семьдесят, ведь Яаков есть Древо на Земле, а эти семьдесят Душ суть семьдесят Ветвей.

532. Светят от этих Букв другие четыре: от Алеф светит Гимель, и это добрая Награда праведникам, и называется Оплата, и сказано об этом: тогда ты будешь наслаждаться в Господе. От Хет светит Йуд, и это Мудрость, и вся она сокрыта в Йуд, поскольку скрыта она со всех её сторон, и не найти поэтому её, как сказано: и не найдёшь её в стране живых. От hЕй светит Каф, и это Свет и Елей помазания, что изливается от Матери на Место, которое зовётся Рогом, и Рогом Юбилея названо, и это Давида Царство. И потому Помазание в Тайне Каф.

533. Куф. От Айн светит Куф. Как 70 есть в Айн, так в Куф есть 100, восполнены они, и это так, и потому в том Нёбе полнота всего. И каждый, кто знает эту Тайну и блюдёт её блаженна его доля.

534. Тело Царя распространение Великолепия, в котором Цвета соединяются. Руки Царя Свет Милости и Доблести, и потому они Правая и Левая.Чрево его Знанием обустроено восходит в Голову и обустраивается, и внутрь нисходит, внутрь Тела.

535. Голени соединяются двумя Светами, и это воистину, два Света. Голени и две Почки, все в Месте одном соединяются, и скапливаются там всё Масло и весь Елей, что в Теле, а оттуда нисходит всё то Масло в Место, которое зовётся Основой Мира. Основа от Места, которое зовётся Миром. И кто это? Победа и Слава. И потому Господь Воинств Имя Его. Благословен Он и благословенно Его Имя вовек и вовеки веков.

536. Все эти Обустройства к одному приходят, чтоб в одном соединиться, доколе не получит весь Елей святой Основа эта и на Жену его не изольёт, и им она благословляется. Когда же им она благословляется? В тот час, когда Суды, которые внизу, обустраиваются. Когда же обустраиваются нижние Суды, и в вышних обустраиваются, и в радости и совершенстве все Украшения Царя, и это святое Имя, и всё одно. Тогда покоится Он между ними, как сказано: Бог стал в сонме богов, суд будет вершить.

537. Когда же внизу Суды не обустроены, то в вышних словно так же, ведь Обустройства все не упорядочены, и Мать уходит от своих Сынов, Сыны же остаются без пропитания. Основа не совершает возлиянья на Жену, Суды же все пробуждаются, и властвует жестокий Змей, как будто из-за этого Суда исчезли Украшения Царя, поскольку не благословляется Жена, а Праведник не получает. И властвует жестокий Змей. О, горе Миру, который вскармливается от них!

538. Сказал рабби Эльазар: все эти Устроения раскрыл отец мой, чтобы без стыда войти в Грядущий Мир. Но ныне зачем их до́лжно раскрывать? Сказал ему рабби Абба: то, что записал я от Светильника святого, сказал я для сподвижников, чтоб знали эти вещи, и нам понять их до́лжно, как сказано: и будете знать, что Я Господь, и сказано: и будут знать, что Я Господь, поскольку эти вещи вложены нам в сердце. Отныне же и впредь сокрыты эти вещи у нас внутри. Блаженна наша доля в Этом Мире и в Грядущем Мире, ибо доныне святой Светильник был увенчан между нами.

539. Приди, узри: во сне я видел это, и я у рабби Шимона спросил: ведь я учил пред ликом господина, что Йуд есть Мудрость, и, несомненно, это так. Но почему же hЕй есть Разум? Сказал он мне: Приди, узри так сказано: и выходила из Эдена река, дабы Сад орошать. Кто эта Река, что выходит из Эдена, дабы Сад орошать? Это Разум, и потому Йуд в той Реке сокрыта. И Йуд распространила этот Свет от всех сторон, и это hЕй, и потому Йуд-hЕй. А после книзу от себя она вывела Сына, и это Вав, которая подобна этой hЕй. А после породила и вывела Сына этого и пред собою усадила, поэтому Йуд-hЕй-Вав, ведь эта Вав воссядет перед ней, чтоб от неё питаться. Об этом мы учили в нашей Мишне, что hЕй была Далет, доколе не соединился с нею Муж, и понесла от Сына одного, и называется hЕй. А после породила и вывела Вав, этого Сына, и пред собой поставила. И сказано об этом: и выходила из Эдена река из неё выходила, конечно, дабы Сад орошать напитать его.

540. Схватил его я за́ руку его и руку его целовал. Усладой этой потрясённый, я плакал и смеялся. И было: три дня я ничего не ел. Одно от радости, другое оттого, что я не удостоился его в другой увидеть раз. И всё же, с ним я связан постоянно, поскольку, когда светит мне Предание, я вижу пробуждается его образ предо мной. Блаженны праведники в Мире Суда и в Мире Грядущем, о коих сказано: но праведники будут славить Имя Твоё, прямодушные воссядут пред Ликом Твоим.

(Конец сей Идры)