Нашел старый свой текст от 2018 года.
Надеюсь будет интересно многим:
Первая классификация, по принципу частоты исполнения и адресата повеления. я бы не стал говорить об этом, просто случалось что некоторые путаются даже в этом. Один человек мне недавно, возражая, заявил:
- "Чего-ж ты ковчег-то не строишь, ведь Господь повелел это делать! Мол раз повелел - значит это заповедь."
В обращении к Йцхаку(Исааку), Бог говорит ему в частности такое:
Быт.26:5 за то, что Авраам
послушался гласа Моего и
соблюдал, что Мною [заповедано]
было соблюдать: повеления Мои,
уставы Мои и законы Мои.
1) Повеления Мои - Мицвотай - буквально "заповеди Мои".
2) Уставы Мои - Хукотай.
3) Законы Мои - Торатай.
Почему так? Я вижу в этом различение различных Его повелений:
1) Есть повеления, которые заповеданы для исполнения всеми абсолютно.
2) Есть повеления, которые Бог заповедует непосредственно какому-то одному человеку и более никому.
3) И есть те заповеди, которые составляют собой некий свод правил характерных для определенной группы людей.
И мы видим, что Авраам исполнял всё что повелевал ему Господь.
1) Авраам жил в соответствии с заповедями которые Бог заповедал Ною и всем его потомкам, включая и Авраама естественно.
2) Авраам исполнял так-же и то что непосредственно только его касалось, например - начало 12 главы Бытия - Бог повелел выйти из земли, дома, родства его. Или в 22 главе он получает личную просьбу от Бога - идти на гору и связать(Акеда) сына.
3) Аврам так-же получил и новый свод заповедей, например заповедь обрезания, как знамение завета с ним. и исполнил ее.
Я-бы хотел, чтобы мы, читая Писание, пытались разбираться в том, кому и что и с какой частотой Бог заповедует исполнять.
Теперь классификация по принципу понимания смысла заповедей:
Традиционно рассматриваются три категории заповедей(пересказываю как я понимаю):
1) смысл которых понятен и без Торы, ибо очевиден. Мишпатим.
2) смысл которых был неочевиден, но Тора разъянила их. не помню, как они называются.
3) смысл которых непонятен и чтобы понять их - следует внимательно изучать Тору. Хукким.
Причем иудаизм говорит что вне зависимости - понимаешь ли ты смысл заповеди или нет - ты должен ее исполнить, и тогда поймешь к чему она.
Так сказать, по еврейски: "наасе ве нишма!"(сделаем и услышим).
Теперь классификация по принципу того, кому она вменяется.
Как показывает практика - самый сложный для понимания(в христианстве) принцип классификации.
1) для всех людей вообще.
2) для потомков Авраама.
3) для потомков Авраама по линии Авраам-Йцхак-Иаков, во плоти своей совершивших Исход.
2) для мужчин.
3) для женщин.
4) для царей.
5) для священников.
6) для судей(и чиновников вообще).
7) для солдат на службе.
8) для людей в определенных жизненных ситуациях.
Теперь классификация по принципу исполнения:
1) Заповеди помыслов.
2) Заповеди уст.
3) Заповеди действия.
первые исполняются/неисполняются внутри сердца(ЛЕВАВ - внутренний мир, а не только чувства) человека. Показывают нам каки мысли мы можем носить в сердце своем, а какие должны выбрасывать из сердца и не допускать обратно.
вторые исполняются/неисполняются устами - регулирую то чего мы должны говорить, а чего говорить не должны, дабы не впасть в грех.
третьи - собственно те которые мы совершаем в нашем материальном мире.
По учению Иисуса Христа - все наши деяния, добрые или злые, сперва выполняются нами внутри сердца, т.е. на уровне помыслов. Поэтому чтобы не грешить следует начинать контролировать наши мысли только на подходе к нашему сердцу.
По мнению Иакова - тот кто может контролировать не только сердце свое но еще и уста - тот в состоянии "обуздать и все остальное свое тело"!
Вот такая иерархия этих типов заповедей, согласно учению Нового Завета.
Ну и наконец, коли мы заговорили об иерархии заповедей...
По идее, заповеди, должны рассказывать нам - что является грехом, а что грехом не является. а потому - в принципе заповедь разделяет два состояния человека: - греховное состояние и праведность!***
Однако из рассуждении Христа нам известно, что есть заповеди бОльшие, а есть заповеди мЕньшие.
Так наибольшими Иисус называет Втор.6:4,5 и Лев.19:18.
Тут следует указать, что согласно признанию Христом их наибольшими, и Его утверждению, что на них держится вся Тора и Пророки, т.е. они регулируют все взаимоотношения во всех заветах, следует признать, что этьи две заповеди абсолютно универсальны и распространяются на всех людей, как живущих ныне, так и уже умерших, так и на тех кто еще придет в этот мир!
PS соответственно всем этим классификациям - обе наибольшие заповеди это: 1,2,1,1.
PPS еще Иисус рассуждал об иерархии заповедей, в тех случаях, когда исполнение одной заповеди противоречит исполнению другой, т.н. коллизии заповедей. Из Нового Завета нам известно два случая коллизий, озвученных Христом:
1) зажигание Меноры в шаббат священниками.
2) спасение жизни голодного хлебами предложения, которые никому нельзя есть, кроме священников.
Можно порассуждать на тему о подобных коллизиях, если кому интересно.
PS ***Добавлю, что сейчас я полагаю, что заповеди Торы различают не два состояния - праведность/греховность, а три состояния - святость/праведность/греховность.
Надеюсь будет интересно многим:
Первая классификация, по принципу частоты исполнения и адресата повеления. я бы не стал говорить об этом, просто случалось что некоторые путаются даже в этом. Один человек мне недавно, возражая, заявил:
- "Чего-ж ты ковчег-то не строишь, ведь Господь повелел это делать! Мол раз повелел - значит это заповедь."
В обращении к Йцхаку(Исааку), Бог говорит ему в частности такое:
Быт.26:5 за то, что Авраам
послушался гласа Моего и
соблюдал, что Мною [заповедано]
было соблюдать: повеления Мои,
уставы Мои и законы Мои.
1) Повеления Мои - Мицвотай - буквально "заповеди Мои".
2) Уставы Мои - Хукотай.
3) Законы Мои - Торатай.
Почему так? Я вижу в этом различение различных Его повелений:
1) Есть повеления, которые заповеданы для исполнения всеми абсолютно.
2) Есть повеления, которые Бог заповедует непосредственно какому-то одному человеку и более никому.
3) И есть те заповеди, которые составляют собой некий свод правил характерных для определенной группы людей.
И мы видим, что Авраам исполнял всё что повелевал ему Господь.
1) Авраам жил в соответствии с заповедями которые Бог заповедал Ною и всем его потомкам, включая и Авраама естественно.
2) Авраам исполнял так-же и то что непосредственно только его касалось, например - начало 12 главы Бытия - Бог повелел выйти из земли, дома, родства его. Или в 22 главе он получает личную просьбу от Бога - идти на гору и связать(Акеда) сына.
3) Аврам так-же получил и новый свод заповедей, например заповедь обрезания, как знамение завета с ним. и исполнил ее.
Я-бы хотел, чтобы мы, читая Писание, пытались разбираться в том, кому и что и с какой частотой Бог заповедует исполнять.
Теперь классификация по принципу понимания смысла заповедей:
Традиционно рассматриваются три категории заповедей(пересказываю как я понимаю):
1) смысл которых понятен и без Торы, ибо очевиден. Мишпатим.
2) смысл которых был неочевиден, но Тора разъянила их. не помню, как они называются.
3) смысл которых непонятен и чтобы понять их - следует внимательно изучать Тору. Хукким.
Причем иудаизм говорит что вне зависимости - понимаешь ли ты смысл заповеди или нет - ты должен ее исполнить, и тогда поймешь к чему она.
Так сказать, по еврейски: "наасе ве нишма!"(сделаем и услышим).
Теперь классификация по принципу того, кому она вменяется.
Как показывает практика - самый сложный для понимания(в христианстве) принцип классификации.
1) для всех людей вообще.
2) для потомков Авраама.
3) для потомков Авраама по линии Авраам-Йцхак-Иаков, во плоти своей совершивших Исход.
2) для мужчин.
3) для женщин.
4) для царей.
5) для священников.
6) для судей(и чиновников вообще).
7) для солдат на службе.
8) для людей в определенных жизненных ситуациях.
Теперь классификация по принципу исполнения:
1) Заповеди помыслов.
2) Заповеди уст.
3) Заповеди действия.
первые исполняются/неисполняются внутри сердца(ЛЕВАВ - внутренний мир, а не только чувства) человека. Показывают нам каки мысли мы можем носить в сердце своем, а какие должны выбрасывать из сердца и не допускать обратно.
вторые исполняются/неисполняются устами - регулирую то чего мы должны говорить, а чего говорить не должны, дабы не впасть в грех.
третьи - собственно те которые мы совершаем в нашем материальном мире.
По учению Иисуса Христа - все наши деяния, добрые или злые, сперва выполняются нами внутри сердца, т.е. на уровне помыслов. Поэтому чтобы не грешить следует начинать контролировать наши мысли только на подходе к нашему сердцу.
По мнению Иакова - тот кто может контролировать не только сердце свое но еще и уста - тот в состоянии "обуздать и все остальное свое тело"!
Вот такая иерархия этих типов заповедей, согласно учению Нового Завета.
Ну и наконец, коли мы заговорили об иерархии заповедей...
По идее, заповеди, должны рассказывать нам - что является грехом, а что грехом не является. а потому - в принципе заповедь разделяет два состояния человека: - греховное состояние и праведность!***
Однако из рассуждении Христа нам известно, что есть заповеди бОльшие, а есть заповеди мЕньшие.
Так наибольшими Иисус называет Втор.6:4,5 и Лев.19:18.
Тут следует указать, что согласно признанию Христом их наибольшими, и Его утверждению, что на них держится вся Тора и Пророки, т.е. они регулируют все взаимоотношения во всех заветах, следует признать, что этьи две заповеди абсолютно универсальны и распространяются на всех людей, как живущих ныне, так и уже умерших, так и на тех кто еще придет в этот мир!
PS соответственно всем этим классификациям - обе наибольшие заповеди это: 1,2,1,1.
PPS еще Иисус рассуждал об иерархии заповедей, в тех случаях, когда исполнение одной заповеди противоречит исполнению другой, т.н. коллизии заповедей. Из Нового Завета нам известно два случая коллизий, озвученных Христом:
1) зажигание Меноры в шаббат священниками.
2) спасение жизни голодного хлебами предложения, которые никому нельзя есть, кроме священников.
Можно порассуждать на тему о подобных коллизиях, если кому интересно.
PS ***Добавлю, что сейчас я полагаю, что заповеди Торы различают не два состояния - праведность/греховность, а три состояния - святость/праведность/греховность.
Комментарий