МЫ НЕ С ВАМИ, НО МЫ НЕ ПРОТИВ ВАС
"Если вы православные, чего вы не ходите в наши храмы, ведь кому подчиняться не главное?"
Не нужно уточнять, от христиан какой Церкви легко услышать такой вопрос в России? Впрочем, в России и римо-католик может спросить: "Если вы так ратуете за воссоединение православных и католиков, так ходите в костёл, обряд ведь не главное".
Однако, предложили римо-католику перейти на православный обряд, хотя бы временно, он вряд ли согласится. Даже и греко-католик не согласится ставить в центр храма аналой, как это принято в России, а не тетрапод (украинские греко-католики называют так обычный четыреугольный стол с цветами и иконой).
Хорошо ещё, если люди задают такие вопросы с наивным и чистосердечным недоумением. Иногда, однако, спрашивают недоброжелательно.
Господь Иисус Христос сказал: "Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает" (Мф. 12, 30). Разве это не означает, что кто не ходит в "нормальную" - обычную, узаконенную, большую, признанную государством Церковь, тот отвергает Христа, тот не строит, а разрушает?
Иногда это действительно так. Многие неверующие отвергают Христа, не глядя, потому что убеждены, что Христос - выдумка христиан, и лучше всего, если никаких церквей не будет вовсе.
Но Господь Иисус однажды осадил апостолов и заповедовал им не мешать другим проповедникам имени Христова: "Кто не против вас, тот за вас" (Мк. 9, 40). Сам Господь различает Себя от Своих учеников. Можно быть со Христом, не будучи с большинством христиан. Это не означает, что мы - против большинства, что мы ненавидим это большинство, считаем его антихристианским. Это означает совсем другое: наш путь ко Христу - другой.
Бог не приказывал нам разрушать какую-то Церковь. Он приказал нам строить Церковь. Он приказал любить и тех, кто строит церкви Московского Патриархата, кто строит костёлы, строит старообрядческие храмы, - но строить то, что можем построить мы. Мы верим, что эти стройки - часть одного огромного строительства Божия. Они не противоречат друг другу, как существование в городе различных домов не разрушает города, а делает его действительно городом.
Мы были бы виноваты, если бы считали, что всякий, кто не в нашей Церкви - предатель, ненавидит нас и Бога, не исполняет воли Божией, разрушает Божий замысел. Это был бы не церковный, а сектантский взгляд, отождествляющий своё, человеческое и Божие, глядящий на Церковь как на какую-то контору или партию, как на торговое предприятие, в которой всякий, кто не ходит в твой магазин - твой враг и конкурент. Мы глядим на Церковь иначе.
"Если вы православные, чего вы не ходите в наши храмы, ведь кому подчиняться не главное?"
Не нужно уточнять, от христиан какой Церкви легко услышать такой вопрос в России? Впрочем, в России и римо-католик может спросить: "Если вы так ратуете за воссоединение православных и католиков, так ходите в костёл, обряд ведь не главное".
Однако, предложили римо-католику перейти на православный обряд, хотя бы временно, он вряд ли согласится. Даже и греко-католик не согласится ставить в центр храма аналой, как это принято в России, а не тетрапод (украинские греко-католики называют так обычный четыреугольный стол с цветами и иконой).
Хорошо ещё, если люди задают такие вопросы с наивным и чистосердечным недоумением. Иногда, однако, спрашивают недоброжелательно.
Господь Иисус Христос сказал: "Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает" (Мф. 12, 30). Разве это не означает, что кто не ходит в "нормальную" - обычную, узаконенную, большую, признанную государством Церковь, тот отвергает Христа, тот не строит, а разрушает?
Иногда это действительно так. Многие неверующие отвергают Христа, не глядя, потому что убеждены, что Христос - выдумка христиан, и лучше всего, если никаких церквей не будет вовсе.
Но Господь Иисус однажды осадил апостолов и заповедовал им не мешать другим проповедникам имени Христова: "Кто не против вас, тот за вас" (Мк. 9, 40). Сам Господь различает Себя от Своих учеников. Можно быть со Христом, не будучи с большинством христиан. Это не означает, что мы - против большинства, что мы ненавидим это большинство, считаем его антихристианским. Это означает совсем другое: наш путь ко Христу - другой.
Бог не приказывал нам разрушать какую-то Церковь. Он приказал нам строить Церковь. Он приказал любить и тех, кто строит церкви Московского Патриархата, кто строит костёлы, строит старообрядческие храмы, - но строить то, что можем построить мы. Мы верим, что эти стройки - часть одного огромного строительства Божия. Они не противоречат друг другу, как существование в городе различных домов не разрушает города, а делает его действительно городом.
Мы были бы виноваты, если бы считали, что всякий, кто не в нашей Церкви - предатель, ненавидит нас и Бога, не исполняет воли Божией, разрушает Божий замысел. Это был бы не церковный, а сектантский взгляд, отождествляющий своё, человеческое и Божие, глядящий на Церковь как на какую-то контору или партию, как на торговое предприятие, в которой всякий, кто не ходит в твой магазин - твой враг и конкурент. Мы глядим на Церковь иначе.